России нужны инвестиции, а США - гарантии. Представители промышленных авиационно-космических кругов двух стран договорились 23 мая о создании рабочей группы по формированию инвестиций в Россию. Но все договоренности будут реализованы только при их одобрении Джорджем Бушем и Владимиром Путиным.
В секторе гражданского авиастроения Соединенным Штатам, его главному самолетостроительному концерну Boeing, необходимы новые рынки сбыта. Несмотря на тяжелую сегодняшнюю ситуацию в гражданской авиации России и низкий спрос на авиаперевозки, американцы видят желание российских компаний приобретать зарубежные самолеты. Но на этом пути стоят высокие ввозные таможенные пошлины, а недостаточно развитый финансовый сектор России ограничивает возможности авиакомпаний закупать новую технику. 'Откройте нам рынок, а мы подумаем об инвестициях', - говорят американцы. Российские чиновники уже перестают вести себя столь категорично в вопросе снижения таможенных платежей при ввозе зарубежной авиатехники.
О своем видении проблем ввозных пошлин 'ГАЗЕТЕ' рассказал гендиректор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев.
- Будет ли принято решение о снижении ввозных пошлин на зарубежную авиатехнику?
- В рамках переговоров о вступлении в ВТО идет разговор о гармонизации нашей таможенной политики. Сегодня существуют две составляющие на импортные самолеты: НДС и таможенные пошлины. Правительство в рамках полномочий, которыми обладает, имеет право установить нулевые пошлины. Что же касается НДС, то это вопрос законодательства. Мы возражаем, чтобы шло вторжение в область НДС. Российская промышленность в этом случае окажется в критической ситуации. Когда в предыдущие годы ввозили самолеты, то сняли и пошлину, и НДС, но оставили НДС для российских промышленников. В этой ситуации нельзя говорить о равных условиях работы российской промышленности и западных поставщиков этой продукции. Необходимо делать одинаковые условия по НДС для западных и российских компаний.
- Вы выступаете за отмену таможенных пошлин?
- Я противник широкомасштабной кампании ввоза зарубежной авиационной техники в Россию. После 11 сентября условия приобретения в лизинг зарубежной техники стали выгоднее. Сегодня на рынке много приличной сэконд-хэндовской техники, а у западных компаний есть возможность использовать мощнейшие кредитные ресурсы. Система лизинга зарубежной техники существенно выгоднее для российских перевозчиков по сравнению с тем, что мы пытаемся сделать в нашей стране.
- Но авиакомпаниям надо на чем-то летать, обновлять свой парк.
- В России у перевозчиков - избыточный авиапарк, летает только 3% населения. Это не потому, что плохие самолеты или не хотят летать, - вопрос в уровне благосостояния населения. В этой ситуации стимулом явилось появление запретов на полеты ряда российских самолетов в Европу. Это подвигает нас к тому, что российские проекты будут востребованы. Но приобретение сегодня российскими авиакомпаниями 50-60 западных самолетов поставит крест на российской промышленности, которая только начинает раскручиваться.
- В каких самолетах нуждаются наши компании?
- Наиболее востребован сегодня ближнемагистральный самолет. Нам предлагают Airbus-319, 320, Boeing-737. Мы понимаем, что нельзя занимать ортодоксальную позицию. У авиаперевозчиков существуют проблемы с парком. Это может кончиться тем, что они будут вынуждены уйти с рынка перевозок, который займут зарубежные авиакомпании. Этого допустить нельзя. Поэтому мы согласились с необходимостью обновления зарубежного авиапарка, но только в рамках существующего количества зарубежных самолетов. Сегодня есть возможность взять более свежие самолеты на более выгодных условиях. С точки зрения экономической реализации этих проектов мы можем даже пойти на снижение ввозных пошлин, но сохраним НДС. Пошлины будет уменьшены для тех, кто захочет поменять существующие сегодня иностранные самолеты на новые, но в тех же количествах, что ввозились по предыдущим разрешениям.
- Но это означает, что подобным предложением может воспользоваться только 'Аэрофлот' и 'Трансаэро'?
- Не только. В России 5 компаний имеют иностранные самолеты.
- Уже несколько лет идет разговор о проекте нового российского регионального самолета.
- Это нишу частично закроет Ту-334. Сейчас мы делаем все для завершения сертификации до конца будущего года. Параллельно идет работа по организации серийного производства. Кроме этого, рассматриваются проекты перспективного регионального самолета. В ближайшие два месяца мы объявим тендер на производство этой машины.
- В прошлом году правительство выбрало победителей тендера среди лизинговых компаний, но бюджетные деньги на поддержку проектов так до сих пор и не перечислены.
- Буквально в эти дни начинается лизинговая кампания по проекту самолета Ил-96. Только 16 мая подписано распоряжение о перечислении этих средств в 'Ильюшин финанс'. Принципиальное решение в отношении второй компании - ФЛК - и проекта лизинга самолета Ту-214 существует, но механизм передачи средств пока не запущен.
- Возникли сложности?
- Сомнения Министерства финансов в состоятельности этой компании. Наполнение компании ресурсами для реализации этого проекта (по условиям тендера - 51 млн. долларов) было произведено татарскими банками, нефтяными компаниями. Но вопрос начал затягиваться, и они вывели оттуда часть ресурсов на реализацию других проектов, обязавшись их вернуть, как только начнутся подвижки. Этот вопрос уже в течение полугода согласовывается с Министерством финансов. Полагаю, что в течение нескольких дней закончится процедура оформления и выйдет аналогичное распоряжение правительства по перечислению средств в адрес этой компании.