Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Воскобойников:
"Окончательный выбор"


Май 2002 года Игорь Коротченко , Независимое военное обозрение


Разработка истребителя пятого поколения будет завершена в установленные сроки

Валерий Воскобойников
Валерий Иванович Воскобойников родился 29 ноября 1955 г. в Краснодарском крае. Окончил Харьковский авиационный институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. В 1979-1989 гг. находился на летной службе в военной и гражданской авиации. С 1989 по 1992 г. - заместитель председателя комиссии, председатель комитета Верховного Совета СССР по вопросам транспорта, связи и информатики. В 1992-1996 гг. - заместитель начальника Главного управления авиационной промышленности, заместитель начальника департамента авиационной промышленности Министерства оборонной промышленности РФ. С 1997 по 1999 г. - заместитель генерального директора, руководитель московского представительства ОАО "Рыбинские моторы". В 1999-2001 гг. - начальник Управления программ развития гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники Российского авиационно-космического агентства. 18 апреля 2001 г. назначен первым заместителем генерального директора Росавиакосмоса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ салон ILA-2002, прошедший с 6 по 12 мая в Германии, стал важным смотром достижений ведущих военно-промышленных корпораций мира. В разделе боевой авиации внимание экспертов было привлечено к новейшему американскому истребителю F-35, полномасштабный макет которого представила в Берлине фирма "Локхид-Мартин". Как известно, накануне выставки ILA-2002 правительство РФ объявило о начале работ по отечественному боевому авиационному комплексу пятого поколения. Головным разработчиком нового истребителя назначен АВПК "Сухой". О состоянии и перспективах этого проекта в интервью "НВО" рассказал первый заместитель генерального директора Российского авиационно-космического агентства Валерий Воскобойников

Из первых рук

- Валерий Иванович, недавно правительственная комиссия под руководством Михаила Касьянова определила победителя в конкурсе аванпроектов на российский истребитель пятого поколения, или, как его еще называют, перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Тем самым дан старт началу практических работ в РФ по созданию нового поколения боевой авиатехники. Какие задачи предстоит решить в этой связи?

- Следует отметить, что вопрос, связанный с работой по новому боевому авиационному комплексу пятого поколения, - это первый проект такого масштаба в истории новой России. В течение минувшего десятилетия ничего подобного у нас в стране не осуществлялось.

То решение, которое сегодня принято, позволит, на наш взгляд, решить значительное число стоящих перед авиационной промышленностью РФ задач, да и не только перед ней. Создание перспективного истребителя потребует усилий практически всех отраслей народного хозяйства, всех научных организаций, конструкторских бюро, постановки принципиально новых вопросов перед оборонно-промышленным комплексом страны и экономикой в целом. Реализация проекта позволит не только создать новый образец авиационной техники, но и провести мероприятия по переоснащению, кроме авиационной, также ряда других отраслей промышленности.

Российское авиационно-космическое агентство однозначно считает необходимым приступить к развертыванию работ по этой теме. Комиссия, которая проводила оценку готовности отечественной промышленности к решению такой задачи, сделала вывод, что она может быть достигнута при условии реализации ряда вопросов, в том числе - финансирования.

Поэтому сегодня, после того как пройден начальный этап определения всех параметров этого проекта, которые должны быть осуществлены, наступает следующий этап - этап формирования технического задания на эскизный проект летательного аппарата и в соответствии с этим выстраивание кооперации исполнителей.

Если мы говорим о разработке нового комплекса бортового оборудования для перспективного истребителя, то, естественно, что из всех российских разработчиков, которые этим вопросом занимаются, будет сделан выбор - на основе тех критериев, которые сформированы при проведении конкурса. Если мы говорим о силовой установке, то этот вопрос также должен быть решен на условиях конкурса.

- Это будет конкурс как в американском проекте JSF?

- Я думаю, что у нас сегодня нет возможности проводить полномасштабный конкурс, в том виде, как он проводился в США при реализации проекта JSF. Мы не можем тратить время и ресурсы на создание опытных образцов той или иной фирмой и осуществление их сравнительной оценки. У государства сегодня нет таких ресурсов, которые позволили бы заниматься подобного рода деятельностью. Поэтому тот конкурс, который мы проводим, это конкурс проектов. Он более углублен на тех этапах, которые позволяют нам выбрать оптимальное направление решения поставленной перед нами задачи.

Правильно или неправильно проводить конкурс? Всегда должен быть выбор. Вопрос только в том, на каком этапе нужно остановиться и принять решение. До бесконечности проводить этапы конкурса, тратить деньги и не получить в конце концов положительного итога - это, на наш взгляд, сегодня бессмысленно. Надо реально оценивать возможности государственного бюджета и временной фактор.

- Если мы говорим об этапах разработки истребителя пятого поколения, какие установлены контрольные сроки?

- Я бы сейчас не стал говорить о каких-то контрольных сроках, поскольку предстоит еще этап эскизного проекта, а перед этим - формирование технического задания. В зависимости от выданных исходных параметров сроки могут корректироваться. Но в любом случае можно сказать, что, по оценкам наших специалистов, на решение такой глобальной задачи потребуется 8-10 лет.

- Главная проблема - это финансирование. Ресурсы государства ограничены, поэтому планируется использовать средства, поступающие от экспорта авиатехники марки "Су". Как будет решаться эта проблема?

- Это один из основных вопросов, каким образом надо сконцентрировать ресурсы, бюджетные и внебюджетные источники. К внебюджетным средствам, естественно, относятся собственные средства предприятий, в том числе и те финансовые ресурсы, которые они получают, занимаясь внешнеэкономической деятельностью в области военно-технического сотрудничества. На сегодняшний день та законодательная база, которая существует, не позволяет нам, что называется, в лоб решить проблему привлечением внебюджетных ресурсов. Потребуется внесение изменений в ряд законодательных актов. И сегодня Минобороны, Росавиакосмос и Министерство экономики вместе получили задание проработать схему решения этой проблемы: какие необходимо принять новые законодательные акты, в какие законы необходимо внести изменения.

Дело в том, что по ряду позиций не обойдешься постановлением правительства. Мы вторгаемся в сферу законотворческой деятельности, в сферу компетенции Федерального собрания, и правительство будет вносить на его рассмотрение поправки к тому или иному закону. Поэтому естественно, что потребуется время. Но без решения этой ключевой задачи - использования внебюджетных источников финансирования и их концентрации - в дополнение к тем финансовым средствам и ресурсам, которые будут выделяться государством, проект перспективного истребителя реализовать невозможно. И об этом было совершенно прямо заявлено на комиссии при рассмотрении данного вопроса.

Сегодня существуют технические предпосылки для реализации этого проекта, финансовые ресурсы, которые при условии их консолидации позволят нам решить поставленную задачу. Но требуется проделать существенную работу в части подготовки нормативной базы.

- Скажите, наш проект будет строиться по такой же схеме, как JSF, с точки зрения привлечения иностранных инвесторов на наиболее ранней стадии? В этой связи упоминалась Индия, может быть, к программе ПАК ФА подключится Китай. Как это все будет реализовано на практике и возможны ли в принципе какие-то иностранные инвестиции в эту программу, и на каких условиях - разделения рисков, передачи ноу-хау, льготных поставок?

- Я бы сейчас не стал определять перечень тех стран, которые могут принять участие в реализации программы создания нового российского истребителя. Но одно могу сказать совершенно точно - этот проект мы стремимся сделать открытым. Мы готовы работать с другими государствами в части его совместной реализации. Опыт разработки JSF показал, что в создании этого самолета принимали участие несколько стран. Каждая из них внесла свою собственную лепту, в том числе и финансовую, в дело создания этого летательного аппарата. По такой же схеме намерены следовать и мы.

Что касается принципов сотрудничества, то я полагаю, что это будет предметом конкретных переговоров с теми государствами, с которыми мы будем взаимодействовать. Возможно, это будет просто финансовое участие в разработке истребителя пятого поколения с последующим приобретением техники на каких-то более льготных условиях или же совместная разработка. Сейчас преждевременно говорить о какой-либо единой схеме.

- Рассматриваются ли страны СНГ как потенциальные партнеры в создании нового самолета? Например, Украина, которая имеет развитую авиационную промышленность?

- Да, разумеется. Страны СНГ имеют на вооружении авиатехнику советского производства. Мы ни в коей мере не намерены создавать ситуации, когда они окажутся за бортом тех проектов, которые сегодня разрабатываются в России. Сотрудничество с Украиной возможно в рамках той нормативной базы, которая существует уже сегодня - а это межправительственное соглашение в области авиастроения, а также в военно-технической сфере. Мы готовы работать как с Украиной, так и с другими государствами СНГ - нашими традиционными партнерами, братьями по оружию.

Поэтому нет никаких сомнений в том, что на определенном этапе соответствующие предложения будут им сделаны.

- Почему правительственная комиссия сделала выбор в пользу аванпроекта ПАК ФА, представленного АВПК "Сухой"?

- Комиссией были сформулированы определенные критерии, по которым определялся победитель данного конкурса. Эти критерии прошли апробацию не только в институтах Министерства обороны и институтах авиационной промышленности, но и в Российской академии наук. Поэтому говорить о какой-то субъективности в решении членов комиссии, на мой взгляд, было бы неправильным. Можно соглашаться или нет с тем решением, которое вынесла комиссия, но оно состоялось. При его принятии учитывались все факторы, не только с точки зрения технического облика самого проекта, но и степени готовности тех предприятий, которые участвуют в его реализации. В том числе рассматривались их технический и экономический потенциалы, кооперационные схемы, потенциал внешних рынков и так далее.

- У вас лично есть уверенность, что программа ПАК ФА в конечном итоге будет успешно решена?

- У меня такая уверенность существует. Если бы ее не было, мы не стали бы принимать такое крупное решение, как сегодня. Как я уже сказал, учитывались все аспекты, все возможности реализации данного проекта: научно-технический потенциал, наличие экспериментальной базы, существующий сегодня научно-технический задел, наработки, которые позволят нам выйти на решение конкретных проблем по системам перспективного летательного аппарата.

В случае решения проблемы финансирования мы сможем уложиться в те сроки и справиться с теми задачами, которые перед нами поставил заказчик - Военно-воздушные силы России.

- И последний вопрос. Президент Путин ознакомлен с сутью проблемы по истребителю пятого поколения?

- Высшие должностные лица государства придают особое значение реализации данного проекта. Разумеется, они в курсе тех событий, которые происходят. Есть ряд решений и поручений с их стороны по реализации этой задачи. Поэтому говорить, что происходит некий междусобойчик между Минобороны и промышленностью - это абсолютно неправомерно. Как вы понимаете, заседание правительства по истребителю пятого поколения проводилось для того, чтобы еще раз сверить часы, уточнить позиции сторон. И в обсуждении принимали участие не только непосредственно заинтересованные стороны - заказчик и исполнители, но и, естественно, наши экономические и другие ведомства, которые определяют место данного проекта в общей системе как национальной безопасности, так и в системе общепромышленной политики страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtUKP
Тут http://perevozki.youdo.com/city/loaders/dlv/srochno/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer