Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Густав Хумберт:
"Инвестиции ограничены, но результат ожидается очень большой"


Май 2002 года Татьяна Егорова, Ведомости


На днях очередной шаг в сторону России сделал Airbus. Европейский концерн подписал соглашение с группой компаний "Каскол", по которому в России будут проектироваться и изготавливаться компоненты для аэробусов.

Густав Хумберт
Валерий Иванович Воскобойников родился 29 ноября 1955 г. в Краснодарском крае. Окончил Харьковский авиационный институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. В 1979-1989 гг. находился на летной службе в военной и гражданской авиации. С 1989 по 1992 г. - заместитель председателя комиссии, председатель комитета Верховного Совета СССР по вопросам транспорта, связи и информатики. В 1992-1996 гг. - заместитель начальника Главного управления авиационной промышленности, заместитель начальника департамента авиационной промышленности Министерства оборонной промышленности РФ. С 1997 по 1999 г. - заместитель генерального директора, руководитель московского представительства ОАО "Рыбинские моторы". В 1999-2001 гг. - начальник Управления программ развития гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники Российского авиационно-космического агентства. 18 апреля 2001 г. назначен первым заместителем генерального директора Росавиакосмоса.

Европа закрыла свое небо для излишне шумных российских самолетов, и отечественные авиакомпании все пристальнее присматриваются к иностранной технике. Airbus и Boeing, эту технику производящие, рады сотрудничеству, но высокие ввозные пошлины на западные самолеты делают их эксплуатацию в России невыгодной. Сейчас отечественные перевозчики и западные авиастроители, по сути, начали совместную борьбу за снижение таможенных барьеров. Авиакомпании предупреждают правительство, что с введением очередных ограничений в 2006 г. в Европу летать будет не на чем. А Boeing и Airbus демонстрируют российскому правительству лояльность и приглашают к кооперации российских коллег.

На днях очередной шаг в сторону России сделал Airbus. Европейский концерн подписал соглашение с группой компаний "Каскол", по которому в России будут проектироваться и изготавливаться компоненты для аэробусов. Исполнительный директор Airbus Густав Хумберт рассказал "Ведомостям" об этом проекте и других планах концерна в отношении России.

- Airbus довольно долго искал компанию, которая могла бы стать для него российским партнером. Как было объявлено на днях, им стала группа компаний "Каскол". Первым совместным шагом станет создание инженерного центра. Будет ли он аналогом того конструкторского центра, который в Москве уже создала компания Boeing? Если нет, то в чем отличия?

- Разница очень большая. Насколько я понимаю, инженеры, работающие в центре Boeing, занимаются только конструированием отдельных агрегатов. По этим чертежам, выполненным в России, комплектующие производятся в другом месте, за рубежом. То есть потенциальные достоинства, собственно конструкция, переходят в деньги уже за пределами России. Наш центр, который мы создадим вместе с группой "Каскол", будет не только конструировать такие агрегаты. Все, что будет разработано здесь, будет затем произведено в России, на российских заводах, из российского металла. Это позволит создать новые рабочие места в России. И конечно, когда эти детали будут произведены и установлены на самолетах Airbus, проданных по всему миру, то деньги вернутся в Россию.

- То есть чем больше работ будут выполнять конструкторы, тем больше будет доля российских производителей в готовых самолетах Airbus?

- В принципе, да.

- Насколько я знаю, ранее Airbus работал с конструкторским бюро Туполева, инженеры которого выполняли для концерна заказы. Теперь это сотрудничество прекратится?

- С Туполевым и другими конструкторскими бюро проводилась довольно ограниченная программа по специальным проектам. Это были разовые заказы, контрактная работа, и эти проекты уже давно закончены. Тогда мы подписывали контракты с этими организациями на выполнение определенных работ. А сейчас другое дело: центр вливается в нашу систему, и это уже совершенно другой подход.

- Какой объем инвестиций требуется для того, чтобы центр заработал в полную силу?

- Смысл инвестиций заключается в следующем. Прежде всего, это обучение российских инженеров в наших конструкторских бюро в Европе. Первая группа - 50 человек - будут приняты на работу уже в этом году. Они пройдут подготовку, в том числе и практическую, в наших инженерных центрах во Франции и Германии. Речь идет о сертификации, методах конструирования. Мы должны также проинвестировать структуру этого центра, поставить все необходимое, что позволит инженерам вести разработки по современным технологиям. Инвестиции сами по себе не очень большие, но результат этой работы будет в том, что российские инженеры приобретут навыки, которые сейчас имеют инженеры Airbus. Наша задача - обучить их по тем же стандартам, как и наших инженеров. Эта первая группа будет основой московского центра. Конечно, центр будет постепенно расширяться и впоследствии эти люди примут участие в подготовке новых сотрудников центра. В зависимости от результатов, от того, насколько успешен будет проект, центр может расшириться, в нем могут работать несколько сотен сотрудников. Инвестиции ограничены, но результат ожидается очень большой.

- Вы могли бы назвать хотя бы порядок цифр?

- Считать такого рода инвестиции в деньгах - неправильное отражение существа этого контракта. Речь идет о передаче технологий Airbus. Как вы можете оценить, сколько стоит передача знаний от одной компании к другой, если речь идет об опыте, накопленном годами? Мы создадим несколько сотен рабочих мест. Это потом приведет к производству в России агрегатов, которые будут установлены на наших самолетах. Все это является составными частями той программы, которую Airbus намерен реализовать в России. Год назад главный акционер Airbus - EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн. - "Ведомости") заключил соглашение с "Росавиакосмосом". Эта программа рассчитана на 10 лет, ее оборот - около 2,1 млрд евро. Из них 850 млн евро приходятся на Airbus. Создание центра, а также дальнейшее производство на российских заводах комплектующих, сконструированных в центре, - важная часть этой программы.

- Вы упомянули программу сотрудничества EADS и "Росавиакосмоса". Какие еще проекты помимо инженерного центра вы планируете осуществить?

- Эта программа очень обширна. Для Airbus интересны три направления работы с Россией. Мы планировали создание инженерного центра. Нам важно привлечь российскую промышленность в производство частей для наших самолетов. Кроме этого мы хотим установить очень тесные деловые отношения с компаниями, которые поставляют материалы для наших самолетов. Все перечисленные программы уже сейчас воплощаются в жизнь.

Соглашение по созданию инженерного центра уже подписано, скоро мы начнем плотно по нему работать. Наши эксперты побывали на многих российских заводах в поисках потенциального партнера для производства комплектующих и нашли его в лице группы "Каскол". Кроме того, мы начали очень продуктивный диалог с "Русским алюминием" по возможности поставки алюминия для изготовления наших самолетов. Сейчас идут переговоры. Если это приведет к заключению контракта, "Русский алюминий" будет поставлять Airbus 30% необходимых алюминиевых поковок, значительную часть штампованных материалов и свыше 10 000 т алюминиевых плит к 2006 г.

На долю российского поставщика титана - компании ВСМПО (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. - "Ведомости") приходится около 55% потребностей Airbus в этом металле. То есть все наши программы либо согласованы и подтверждены заключенными договорами, либо подписание контрактов возможно уже в ближайшее время. Это четко показывает, что мы претворяем программу, подписанную между EADS и "Росавиакосмосом", в жизнь. Это нормальная деловая работа.

- Контракт, который вы планируете подписать с "Русским алюминием", будет ограничен каким-то сроком?

- Контракт будет ограничен количеством тонн, поставляемых в течение года. Обычно такие контракты подписываются на срок до пяти лет. И они могут быть продлены, если нас будут устраивать цены, качество, все остальные аспекты поставок.

- Можете ли вы назвать ориентировочную сумму контракта?

- Контракт все еще обсуждается, и поэтому с этим вопросом лучше обратиться в "Русский алюминий". Сумма, которую мы можем сейчас назвать, - это не согласованная цифра, а лишь та сумма, которую мы согласны платить, так что она не для освещения в прессе. Я думаю, что нужно подождать до тех пор, пока мы подпишем контракт.

- А когда он будет подписан?

- Это будет зависеть от переговоров. Думаю, это займет от двух до четырех месяцев.

- Около года назад проходила информация о том, что EADS мог бы стать акционером главного поставщика титана - ВСМПО. Это возможно?

- Я не только исполнительный директор Airbus, но и член совета директоров EADS. И я не помню, чтобы кто-то из представителей концерна делал такие заявления. Даже желания такого не было. У нас есть принципы ведения нашего бизнеса: мы занимаемся гражданскими и военными самолетами, вертолетами, ракетами и т. д. и мы не планируем подключаться к производству материалов для нашей продукции. Мы хотим подписывать долгосрочные контракты с компаниями, которые поставляют материалы, так, как мы сделали с ВСМПО и что планируем сделать с "Русским алюминием". Наши деловые отношения не связаны с приобретением акций какого-то предприятия, это просто поставки продукции по контракту.

- На протяжении нескольких последних месяцев специалисты Airbus посетили ряд российских авиастроительных заводов. Планируете ли вы сделать кого-либо из них своими партнерами?

- С точки зрения инженерных работ и последующего производства мы будем концентрироваться на группе "Каскол". Конечно, если эта программа будет развиваться дальше, возможно, "Каскол" будет привлекать в программу и другие российские предприятия. Но пока нам достаточно одного партнера. Мы вместе создаем инженерный центр для разработки агрегатов, а предприятия, входящие в группу "Каскол", будут их изготавливать.

- Почему вы выбрали в партнеры именно "Каскол"?

- Группа "Каскол" и входящие в нее предприятия произвели на нас очень хорошее впечатление. Ее руководители вполне современны и очень хорошо могут выполнять то, что мы собираемся делать вместе. В связи с тем, что группа компаний "Каскол" и ее президент Сергей Недорослев вовлечены в дискуссию о реструктуризации авиационной промышленности в России, я думаю, что они могут расширить свою деятельность, включая в наш совместный проект другие компании.

- Не могли бы вы назвать те предприятия помимо "Каскола", которые вы рассматривали в качестве потенциального партнера?

- Я не буду называть компании, но если я назову места, где они находятся, вы, наверное, сами догадаетесь. Это предприятия Москвы, Иркутска, Самары, Нижнего Новгорода, Таганрога и Казани.

- Российские авиакомпании хотели бы эксплуатировать западную авиатехнику, но не могут этого сделать, так как ввозные пошлины на нее по сути своей запретительны. Предпринимает ли что-нибудь Airbus, для того чтобы пролоббировать снижение пошлин?

- Мы знаем, что в России существуют таможенные барьеры. Было бы гораздо легче работать, если бы условия были такими, как во всем мире. Но вопрос о возможном снижении пошлин нужно задавать российскому правительству. Мы находимся в равных условиях со всеми западными самолетостроителями. И нам бы хотелось, чтобы условия ввоза авиатехники в Россию не отличались от других стран.

- Крупнейшая российская авиакомпания - "Аэрофлот" недавно приняла решение о замене своего парка самолетов Airbus и Boeing на более новые самолеты иностранного производства. Оба производителя сделали свои предложения. Не могли бы вы рассказать о предложении Airbus? Каковы ваши шансы на победу?

- Мы гордимся тем, что "Аэрофлот" в свое время приобрел самолеты А310 производства Airbus. Но если вы посмотрите на общее число самолетов "Аэрофлота", то вы увидите, что количество Airbus среди них незначительное. Да, "Аэрофлот" запросил у нас предложения по лизингу самолетов, и мы свои предложения передали. Но вы должны понять, что мы не можем разглашать детали предложения, сделанного заказчику. Это является приоритетом заказчика. Только он может давать комментарии.

Я понимаю, что вы хотели бы узнать наше мнение о том, кто - Airbus или Boeing - является лучшим поставщиком или кто находится в лучшем положении в данной ситуации. Я предложил бы вам такой случай. "Аэрофлот" рассматривает возможность вступления в один из мировых альянсов. Выбор будет сделан либо в пользу StarAlliance, лидером которого является Lufthansa, либо в пользу SkyTeam (лидер - Air France). Вчера я прилетел в Москву рейсом Air France на нашем А320, а завтра вечером я вылетаю в Германию на А321 авиакомпании Lufthansa. А теперь постарайтесь угадать лучший выбор для компании "Аэрофлот", которая хочет вступить в альянс с одним из этих перевозчиков.

- С кем еще из российских авиакомпаний вы ведете переговоры о поставках самолетов Airbus?

- Мы работаем со всеми компаниями, которые рассматривают возможность приобретения самолетов тех типов и размеров, которые производит Airbus. Это 5 - 7 ведущих российских перевозчиков, и вы сами их знаете.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer