Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Паничерский и Дмитрий Смагин:
"Авиапредприятия и современные информационные технологии"


Май 2002 года AVIA.RU


В последнее время уже невозможно себе представить авиапредприятие - сложнейший технологический механизм, без информационного инструмента. Чем сложнее предприятие, чем больше у него видов деятельности, тем важнее для него наличие эффективной информационной системы.

Николай Паничерский и Дмитрий Смагин
Валерий Иванович Воскобойников родился 29 ноября 1955 г. в Краснодарском крае. Окончил Харьковский авиационный институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. В 1979-1989 гг. находился на летной службе в военной и гражданской авиации. С 1989 по 1992 г. - заместитель председателя комиссии, председатель комитета Верховного Совета СССР по вопросам транспорта, связи и информатики. В 1992-1996 гг. - заместитель начальника Главного управления авиационной промышленности, заместитель начальника департамента авиационной промышленности Министерства оборонной промышленности РФ. С 1997 по 1999 г. - заместитель генерального директора, руководитель московского представительства ОАО "Рыбинские моторы". В 1999-2001 гг. - начальник Управления программ развития гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники Российского авиационно-космического агентства. 18 апреля 2001 г. назначен первым заместителем генерального директора Росавиакосмоса.

В последнее время уже невозможно себе представить авиапредприятие - сложнейший технологический механизм, без информационного инструмента. Чем сложнее предприятие, чем больше у него видов деятельности, тем важнее для него наличие эффективной информационной системы.

Институт автоматизированных технологий на воздушном транспорте (ИАТВТ) - ведущий отраслевой разработчик информационных технологий для гражданской авиации России, уходящий своими корнями в рижский ЦНИИ АСУ ГА - тот самый институт, который многие годы разрабатывал для гражданской авиации системы отраслевого уровня и типовые программные комплексы для летных отрядов, аэропортов и авиаремонтных заводов, и, который каждый год составлял в автоматизированном режиме План движения самолетов и Центральное расписание движения самолетов. Свою новейшую историю Институт начал с разработки системы взаиморасчетов для гражданской авиации в начале 90-х годов и в последующем занялся созданием систем обработки финансовой информации (СОФИ) для авиакомпаний, агентств и аэропортов.

Мы беседуем с руководителями Института - Генеральным директором Николаем Паничерским и Первым заместителем - Дмитрием Смагиным.

- Чем сегодня занимается Институт?

- Н.П. - Основным направлением деятельности ИАТВТ является разработка программно-технологических комплексов для предприятий авиационной отрасли - авиакомпаний, агентств и аэропортов, в первую очередь, в части учета производственно-финансовой деятельности (комплексные Системы Обработки Финансовой Информации - СОФИ). В отношении других производственных систем ИАТВТ выступает в качестве системного интегратора (головной организации по разработке и внедрению), привлекая к сотрудничеству и координируя действия специализированных организаций-разработчиков.

ИАТВТ оказывает услуги по разработке организационных документов и технологий для авиакомпаний, агентств и аэропортов, проводит обследование авиапредприятий с целью выработки предложений по совершенствованию системы учета производственно-финансовой деятельности.

ИАТВТ имеет собственную производственную базу обработки перевозочной документации для целей учета и взаиморасчетов авиапредприятий. Общий объем обработанной перевозочной документации на собственной производственной базе Института к настоящему времени превысил 100 миллионов купонов.

В структуре ИАТВТ имеется Учебный Центр, предлагающий авиапредприятиям специализированные курсы обучения.

- Что из себя представляет коллектив Института?

- Н.П. - В ИАТВТ сложился коллектив профессионалов, владеющих вопросами организации финансового учета и взаиморасчетов, а также автоматизации указанных процессов. Специалисты института в полной мере знакомы и с мировой практикой по данному вопросу. У нас сложились дружественные отношения с разработчиками системы взаиморасчетов в США из Airlines Reporting Corporation (ARC) и в Европе с фирмой ADP/GSI - разработчиком информационных систем для BSP и для авиакомпаний. Специалисты Института, можно сказать без преувеличения, на сегодня одни из наиболее хорошо понимающих особенности отраслевого учета выручки, доходов и расходов.

- Но ведь в каждом предприятии существуют бухгалтерия и отдел взаиморасчетов со своим штатом специалистов, на что Вы расчитываете?

- Д.С. - Да, конечно. Но, зачастую, эти специалисты 'методом проб и ошибок' пытаются налаживать учет в своих предприятиях. Авиационная власть, как это было ранее, не обеспечивает авиапредприятия в полной мере подробными нормативными документами, регламентирующими учет. Отраслевые ВУЗы не готовят специалистов, адаптированных к сегодняшней ситуации на авиарынке, отсутствуют учебники, методическая и инструктивная литература, в которой 'по полочкам' было бы разложено как вести учет выручки, доходов и расходов в авиапредприятиях. Мы же, поработав много лет на рынке, увидев многообразие ситуаций (у Института более 100 договоров с предприятиями), накопили большой потенциал и предлагаем помощь авиапредприятиям.

- Расскажите о предлагаемых Вами информационных технологиях для авиакомпаний.

- Д.С. - Для авиакомпаний Институт предлагает комплексную информационную систему 'СОФИ-Авиакомпания', которая обеспечивает обработку полетных заданий, полетных и контрольных купонов перевозочных документов, проверку и акцепт предъявленных счетов за обслуживание, формирует полную картину финансовой деятельности. Эта система имеет несколько подсистем, обеспечивающих учет выручки от продажи перевозок, доходов и расходов по перевозочной деятельности, учет рентабельности, учет использования собственных бланков перевозочных документов авиакомпании, календарное планирование (формирование и ведение расписания движения самолетов), учет работы ЛПС, формирование статистики, др.

Институт также предлагает авиакомпаниям производственные системы. Самая известная в отрасли из предлагаемых Институтом производственно-технологических систем - это система оперативного планирования полетов 'Вылет'. Эта система предназначена для решения задач летно-штурманского обеспечения. Система внедрена и успешно зарекомендовала себя в эксплуатации более чем в 30 авиапредприятиях Российской Федерации, стран СНГ и Балтии, а также передана в качестве учебного пособия в 5 учебных заведений ГА и в качестве моделирующих комплексов в АК им.Туполева и им.Ильюшина.

- Что еще помимо программного обеспечения Институт может предложить авиакомпаниям?

- Н.П. - Программное обеспечение - это лишь часть того, что мы называем 'комплексным подходом к работе с авиапредприятиями'. Система СОФИ - это не программное обеспечение, а программно-технологическая продукция, т.е. программное обеспечение плюс организационное и технологическое обеспечение. Система не ставится на объекте, а внедряется в предприятии с подготовкой соответствующей среды функционирования, в любой заданной организационной структуре предприятия. Система СОФИ предлагается заказчикам в комплексе с обучением персонала в процессе внедрения, а также с дополнительным обучением в Учебном центре ИАТВТ.

Начиная работу с авиакомпанией, мы, прежде всего, предлагаем провести обследование с целью анализа существующей в авиакомпании организации финансового учета, а в результате обследования мы предлагаем пути его совершенствования.

Институт оказывает авиакомпаниям услуги по разработке организационно-технологических документов, таких как оригинал-макеты собственных бланков авиакомпании в соответствии с требованиями законодательства и с рекомендациями ИАТА, правила применения собственных бланков авиакомпании, требования к отчетности агентов о продаже перевозок на собственных бланках авиакомпании, типовые договоры авиакомпании с агентами на продажу перевозок и с другими авиакомпаниями по интерлайн-перевозкам, рекомендуемая структура и функции подразделений, обеспечивающих учет, рекомендуемые должностные инструкции работников, др.

ИАТВТ на собственной производственной базе предлагает авиакомпаниям обработку перевозочной документации (полетных и контрольных купонов) для целей учета и взаиморасчетов.

- Что Институт предлагает другим предприятиям гражданской авиации?

- Д.С. - Такой же комплексный подход у нас в работе с аэропортами и агентствами. Аэропортам Институт предлагает производственно-технологические системы, практически полностью обеспечивающие работу аэропорта. Это системы наших партнеров-разработчиков (RIС STS Ltd, Трансинформ, АвиАс): 'Вылет' - система летно-штурманского обеспечения, 'Центровка' - автоматизированный расчет центровки и загрузки самолета, 'Управление пассажирскими отправками' - система регистрации пассажиров, 'Оперативное управление подготовкой рейса 'РАСТР' - система управления технологическими процессами по подготовке и выпуску рейсов, 'Система информирования' - система визуального отображения информации по процессам обслуживания пассажиров и технологическим этапам планирования и выполнения рейсов. И, конечно, как ядро комплексной информационной системы аэропорта предлагается система обработки финансовой информации 'СОФИ-Аэропорт'. ИАТВТ сегодня единственная в отрасли организация, которая предлагает аэропортам комплексную интегрированную информационную систему.

- И осталось рассказать про услуги Института для агентств.

- Д.С. - Агентствам мы также предлагаем систему обработки финансовой информации 'СОФИ-Агентство'. Первая версия системы 'СОФИ - Агентство' была создана девять лет назад и с тех пор постоянно совершенствуется. Ее назначение - полная автоматизация всего цикла финансового учета агентской деятельности. Система предназначена для учета и распределения выручки от продажи перевозок, учета доходов агентства, формирования отчетности по всем участникам продажи и реализации пассажирских перевозок, контроля поступления денежных средств от субагентов и организаций, расчетов с перевозчиками.

- Что касается систем СОФИ для авиакомпаний, аэропортов и агентств, Вы не опасаетесь конкуренции со стороны таких систем как 'Галактика'?

- Н.П. - Действительно, наряду с использованием специализированных отраслевых систем, таких как 'СОФИ', др., в последнее время ряд авиапредприятий пытаются внедрять у себя универсальные (не отраслевые) управленческие системы, например, системы 'Галактика' и 'SAP R3'. Мы знакомы с данными системами и хорошо знаем, что они не учитывают специфику гражданской авиации. Это показывает и опыт нашей работы в авиапредприятиях, где пытаются внедрять указанные системы. Безусловно, и 'Галактика' и 'SAP R3' славятся своими подсистемами для контура управления. На наш взгляд, надо брать лучшее от каждой системы, обеспечив их совместное эффективное функционирование. В случаях, когда авиапредприятие решает внедрять у себя универсальную управленческую систему, для успешной реализации функций управления, бухгалтерского учета, бюджетирования и т.п. авиапредприятию необходимо иметь специализированные отраслевые учетно-финансовые и производственно-технологические информационные системы, а взаимодействие универсальных и специализированных систем должно происходить на уровне согласованных интерфейсов. И мы предлагаем такие решения по интеграции индивидуально для конкретного предприятия.

- Как Вы делитесь опытом?

- Н.П. - Специалисты Института, помимо чтения лекций в Учебном Центре ИАТВТ, на регулярной основе участвуют в проводимых отраслевых семинарах, делятся накопленным опытом. Например, в марте этого года совместно с Ассоциацией 'Аэропорт' ГА и МГТУГА был проведен семинар 'Использование информационных систем при автоматизации учетно-финансовой, производственной и управленческой деятельности авиакомпаний, агентств, аэропортов 'СОФИНФО-2002'. В семинаре приняли участие представители авиапредприятий России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Белоруссии и Азербайджана. Специалисты Института выступили с докладами о состоянии, проблемах и развитии автоматизации авиапредприятий и процессов в отрасли. На семинаре обсуждались проблемы создания интегрированных информационных технологий как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне общих технологических процессов. Что касается ближайшей перспективы, специалисты Института прочитают лекции на проводимом 14-17 мая совместно с ВКШ 'Авиабизнес' семинаре по стратегическому планированию и экономической эффективности работы авиакомпаний на воздушных линиях. Так что Институт открыт для общения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer