Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Марк Шаттлворт :
"Небо в звездочку"


Апрель 2002 года Наталья Золотарева , Московский Комсомолец


или Полет 'свободного художника'

Марк Шаттлворт
Усман Ахмадович Ахмаров второй год работает генеральным директором возрождаемых в Чечне авиалиний государственного предприятия "Вайнахавиа". По специальности экономист. Долгое время работал в одной из частных компаний. Учится заочно в Ленинградской академии гражданской авиации.

Не прошло и года после полета первого космического путешественника Дэнниса Тито, как Звездный городок 'отрапортовал': второй космический турист к полету готов! 28-летний южноафриканский бизнесмен Марк Шаттлворт уже прошел полный курс занятий и 'отстрелялся' на последних экзаменах. Сегодня его представят любопытным журналистам, а накануне новоиспеченный космонавт дал эксклюзивное интервью 'МК'.

К слову, экзамены у Шаттлворта были не из простых. Одно только название 'Проверка знаний по режимам ручного управления ТМ' поставит в тупик любого гражданина. Недаром строгие инструкторы из приемной комиссии то ли в шутку, то ли всерьез на вопрос: 'А на какую кнопочку будет нажимать Марк во время полета?' - отвечают: 'Главное, чтобы он там не нажал на какую-нибудь'. Сам же Шаттлворт настроен более оптимистично и вообще рассчитывает на крепкое плечо своих 'братьев по экипажу' - российского космонавта Юрия Гидзенко и астронавта-итальянца Роберто Витторио. 'Братья', в свою очередь, видят в младшем члене экипажа 'свободного художника', который нет-нет да и даст повод поволноваться.

- Марк, мне показалось, что Роберто очень нервничает, когда ты на экзамены опаздываешь...

- (Смеется.) Да нет, я не думаю, что он нервничал из-за меня. Он вообще отличный парень. Они с Юрием Гидзенко опытные и талантливые астронавты. У меня нет особого опыта в этом деле, но они - профессионалы, и я могу на них положиться.

- Но в чем-то ты тоже профессионал. Здесь, в России, уже ходят слухи про твои капиталы...

- Мне просто повезло. В 22 года я создал небольшую фирму по компьютерной безопасности. Мы разработали специальные защитные интернет-программы и предложили их крупнейшим компьютерным компаниям. А пару лет назад я очень удачно продал свою фирму одному американскому конкуренту. (Шаттлворт заработал на этой сделке более 500 млн. долларов. - Авт.)

- Такого молодого миллионера, наверное, атакуют девушки 'с серьезными намерениями'?

- Нет, серьезных предложений пока не было. Я думаю, что любовь за деньги не купишь.

- Говорят, что для твоих экспериментов в космосе уже привезли целый грузовик научных приборов?

- В космосе я займусь видеосъемками Земли и буду участвовать в некоторых научных экспериментах: для ЮАР и для России. Они будут связаны с новыми технологиями, главным образом это будут медико-биологические исследования.

- Например?

- Один из экспериментов заключается в исследовании человеческого тела в невесомости. Я буду наблюдать за тем, как меняются возможности человеческого организма в космосе. Очень важная часть опытов - эксперименты с белком для разработки защиты от ВИЧ-инфекции и повышения иммунитета организма. Я надеюсь на то, что мои исследования помогут в создании вакцины от СПИДа и лекарств от многих других заболеваний.

- Волей-неволей, но тебя будут сравнивать с первым космическим туристом Дэннисом Тито. Ты знаком с ним?

- С Тито я встречался. Он очень интересный парень. Простой в общении, живой, мечтательный.

- Я так понимаю, что именно пример Тито заразил тебя идеей слетать в космос...

- Нет, все произошло гораздо раньше. Мне было лет пять-шесть, когда я решил, что непременно полечу в космос. А реализовывать этот замысел я стал, как только услышал о существовании программы по космическому туризму.

- Что же сказали твои родители и друзья, когда узнали, что мечта вот-вот сбудется?

- Первая реакция моих близких и друзей была: 'Ты сошел с ума!' Но все предполагали, что рано или поздно я дойду и до этого. Сейчас они очень интересуются всем, что я делаю здесь, в Звездном. Моя мама уверена, что все закончится успешно. Но все равно она волнуется обо мне больше всех.

- Ты единственный ребенок в семье?

- Ой, нет. У меня есть два младших брата. И мои родители - счастливая пара. Они живут в мире и согласии. Я связываюсь с ними регулярно. Вот только вчера поговорил с ними. Мы поболтали о наших близких, о том, как они там живут. Мой средний брат возится сейчас над одним веб-сайтом (это часть еще одного нашего компьютерного проекта). Он очень хорошо в этом разбирается, да и младший брат старается от него не отставать.

- Ты возьмешь с собой какой-нибудь талисман в космос?

- Не то чтобы талисман... Я возьму с собой в космос фотографии моих друзей и семьи и какие-то мелкие вещи, необходимые для моего проживания там.

- Тренировки и экзамены - это ведь не все, на что уходит твое время в Звездном?

- Конечно (Марк переходит на русский, как исправный ученик. - Авт.). Кроме тренировок и экзаменов у нас есть немножко времени отдыхать и играть в бадминтон. Но у меня здесь много друзей, и вообще, здесь жизнь отличная.

- Чем ты будешь заниматься после полета в космос?

- Сейчас довольно сложно представить, чем я буду заниматься в будущем. Это будет понятно только после моего возвращения из России и результатов моих исследований в космосе. Возможно, я вернусь к своей прежней работе.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer