Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Денисов:
"Еще полетаем... "


Апрель 2002 года Ольга Божьева, Красная звезда


В апреле вступили в действие требования Международной организации гражданской авиации ИКАО по шумам. Означает ли это для военно-транспортной авиации невозможность пересечения воздушных границ? Каковы, наконец, перспективы и проблемы развития ВТА, в том числе в боевой подготовке?

Виктор Денисов
Чумаков Анатолий Викторович родился в 1947 году. Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности "Авиационное приборостроение". Свою трудовую деятельность начал в авиационной промышленности рабочим в 1965 году. На Раменском приборостроительном заводе работает с 1973 года. Прошел путь от инженера до заместителя генерального директора. В 1993 году был избран генеральным директором ОАО "Раменский приборостроительный завод". Кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии РФ.

В апреле вступили в действие требования Международной организации гражданской авиации ИКАО по шумам. Означает ли это для военно-транспортной авиации невозможность пересечения воздушных границ? Каковы, наконец, перспективы и проблемы развития ВТА, в том числе в боевой подготовке? Об этом - беседа нашего корреспондента с командующим воздушной армией Верховного Главного Командования заслуженным военным летчиком генерал-лейтенантом Виктором Денисовым.

- Виктор Федорович, какой части парка ВТА в ближайшее время коснется переоснащение на новые двигатели ПС-90? И что это даст вам кроме того, что будут выполнены требования ИКАО?

- Двигатели, которыми сейчас оборудованы Ил-76, мы начали получать в начале 70-х годов. Новый двигатель имеет гораздо больший ресурс эксплуатации, тягу и меньший расход топлива. Это дает сразу ряд преимуществ в выполнении боевых задач и намного улучшает летные характеристики. Например, позволяет увеличить взлетный вес самолета, а значит, и вес перевозимого груза. Оборудованный такими двигателями самолет Ил-76МФ идет груженым с Камчатки до Москвы без посадки.

- Сколько машин возможно переоснастить и в какие сроки?

- Работа на одном самолете будет вестись примерно 5-6 месяцев. Начнется ремоторизация в 224-м отряде, который предназначен для международных полетов. Его летчики принимали участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф в различных уголках планеты. Сейчас все больше и больше отряд участвует в мероприятиях ООН: Босния, Косово, Гудаута и Душанбе. А теперь взаимодействуем и с силами НАТО.

- Кстати, в СМИ много говорилось об успехах американских летчиков в Афганистане. И очень скромно - о российских экипажах ВТА, выполнявших там специальные задания.

- Действия наших экипажей высоко оценил Президент России Владимир Владимирович Путин. На следующий же день после их возвращения он поблагодарил наших летчиков, отметив мастерство экипажей и высокий уровень профессиональной подготовки.

Приказ, который выполняли летчики под командованием полковника Дмитрия Волошина, тогда поступил внезапно. Но такая задача абсолютно соответствует нашему предназначению, и для ее решения даже не потребовалось снимать с рейсов дополнительные экипажи.

Дело еще осложнялось и нелетной погодой. Взлетать пришлось в густом тумане. К тому же на афганском аэродроме отсутствовали какие-либо технические средства управления полетом. Но к моменту посадки там уже находилась оперативная группа во главе с моим заместителем генерал-майором Евгением Калугиным, доставленная вертолетами из Душанбе и оснащенная средствами связи. Им пришлось в сложнейших метеоусловиях руководить посадкой.

- Как восприняли ваше присутствие натовские военные, базирующиеся на этом аэродроме?

- Поначалу все шло гладко, но когда приземлилось уже две трети наших самолетов, они забеспокоились. Уж очень дружно заходили на полосу наши Ил-76. Американцы заявили, что если российские самолеты не начнут сразу взлет, то они воспрепятствуют посадке оставшейся группы. "Хозяевам" пришлось подчиниться. Но такой контакт, видимо, был все же полезен обеим сторонам.

- Летчикам ВТА, наверное, чаще других приходится общаться с представителями иностранных воинских контингентов?

- Лично у меня первый опыт такого общения с натовскими летчиками был в Боснии. Поначалу они воспринимали нас как "русских медведей", которые намерены летать без всяких правил и норм. Для страховки даже поднимали в воздух самолеты дальнего радиолокационного дозора и наблюдения, полностью освобождали воздушное пространство при нашем приближении. Но потом очень быстро поняли, что мы руководствуемся международными нормами ИКАО, ведем связь на английском языке, выполняем все требования и команды и обучены ничуть не хуже их. Вскоре мы стали летать в смешанном режиме с обычным десятиминутным интервалом.

- Как вам удается в условиях нехватки топлива вот уже несколько лет держать самый высокий уровень налета в ВВС?

- Мы научились выходить из положения, даже появились некоторые понятия, которых раньше не существовало: спаренный экипаж, усиленный экипаж, наставник. Летчик, начиная от командира отряда и выше, за 3-4 года до достижения предельного возраста становится инструктором-наставником. В этом случае он, как правило, не выполняет полеты в качестве командира, на левом сиденье сидит тот, у кого поменьше опыта. А задача наставника - учить, подсказывать, контролировать.

Вся летная подготовка у нас расписана по этапам в зависимости от степени сложности. Есть специальные инструкции по взаимодействию экипажей, подбору людей, в том числе и психологическому. Молодежи к нам приходит очень много, от нас лейтенанты не бегут, мы укомплектованы полностью. Поэтому у нас есть будущее.

- Но будущее ВТА, наверное, и в новых самолетах Ил-76МФ, Ан-70. Когда же ваши лейтенанты смогут на них полетать?

- Скоро. Ил-76МФ готов и проходит завершающую стадию летных испытаний. Осталось только решить вопрос документального оформления двигателей ПС-90 под военный вариант.

По Ан-70 постановлением правительства принято решение на развертывание серийного производства. Заводы-изготовители определены, деньги в бюджете заложены. Этот самолет будет создаваться в кооперации с Украиной.

- Но вы ведь говорите о единичных экземплярах новых образцов, а основу парка по-прежнему будут составлять старые самолеты?

- Меня всегда возмущает, когда представители нашей прессы говорят, что мы летаем на старой технике. Нашим самолетам максимум по 10-15 лет от момента производства, а они обязаны летать 30-40 лет. Даже дом должен отстоять минимум 50 лет, чтобы окупить затраты на строительство. А самолет еще имеет и модернизационный потенциал. Известно, что даже президент США Клинтон летал на самолете, которому с момента производства было 33 года. Так что на наших самолетах мы еще полетаем.

Другое дело, что весь мир сейчас оборудует свои самолеты системой предупреждения о столкновении TCAS. В десятки раз при этом повышается степень защиты от опасного сближения и столкновения между судами в воздухе и с наземной поверхностью. Теперь уже не только Европа, американский континент, но и юго-восточные страны вводят у себя такие ограничения. Индия, Иран без этой системы сейчас никого не пускают в свое воздушное пространство. В перспективе все наши самолеты будут оборудованы системой предупреждения столкновения. В первую очередь началась ее установка на новых Ан-124 и Ил-76. Причем если в прошлом году мы это делали лишь за внебюджетные деньги, то в этом средства выделяются из бюджета. К тому же разработаны отечественные образцы такой аппаратуры, они завершают сертификационные испытания, и если их примет Госстандарт, то мы будем ставить отечественную систему, что существенно сократит финансовые расходы.

- Какие мероприятия боевой подготовки запланированы на 2002 год?

- В прошлом году мы активно работали с ВДВ. Семь крупных оперативных мероприятий провели совместно. На этот год запланировано примерно такое же количество. У нас впереди большие планы и много дел. Мы знаем, что ВТА всегда будет нужна Вооруженным Силам, нужна России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7CBY
Грузчик для работы ночью, http://perevozki.youdo.com/city/loaders/time/night/ по ссылке.
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/price/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer