В апреле вступили в действие требования Международной организации гражданской авиации ИКАО по шумам. Означает ли это для военно-транспортной авиации невозможность пересечения воздушных границ? Каковы, наконец, перспективы и проблемы развития ВТА, в том числе в боевой подготовке? Об этом - беседа нашего корреспондента с командующим воздушной армией Верховного Главного Командования заслуженным военным летчиком генерал-лейтенантом Виктором Денисовым.
- Виктор Федорович, какой части парка ВТА в ближайшее время коснется переоснащение на новые двигатели ПС-90? И что это даст вам кроме того, что будут выполнены требования ИКАО?
- Двигатели, которыми сейчас оборудованы Ил-76, мы начали получать в начале 70-х годов. Новый двигатель имеет гораздо больший ресурс эксплуатации, тягу и меньший расход топлива. Это дает сразу ряд преимуществ в выполнении боевых задач и намного улучшает летные характеристики. Например, позволяет увеличить взлетный вес самолета, а значит, и вес перевозимого груза. Оборудованный такими двигателями самолет Ил-76МФ идет груженым с Камчатки до Москвы без посадки.
- Сколько машин возможно переоснастить и в какие сроки?
- Работа на одном самолете будет вестись примерно 5-6 месяцев. Начнется ремоторизация в 224-м отряде, который предназначен для международных полетов. Его летчики принимали участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф в различных уголках планеты. Сейчас все больше и больше отряд участвует в мероприятиях ООН: Босния, Косово, Гудаута и Душанбе. А теперь взаимодействуем и с силами НАТО.
- Кстати, в СМИ много говорилось об успехах американских летчиков в Афганистане. И очень скромно - о российских экипажах ВТА, выполнявших там специальные задания.
- Действия наших экипажей высоко оценил Президент России Владимир Владимирович Путин. На следующий же день после их возвращения он поблагодарил наших летчиков, отметив мастерство экипажей и высокий уровень профессиональной подготовки.
Приказ, который выполняли летчики под командованием полковника Дмитрия Волошина, тогда поступил внезапно. Но такая задача абсолютно соответствует нашему предназначению, и для ее решения даже не потребовалось снимать с рейсов дополнительные экипажи.
Дело еще осложнялось и нелетной погодой. Взлетать пришлось в густом тумане. К тому же на афганском аэродроме отсутствовали какие-либо технические средства управления полетом. Но к моменту посадки там уже находилась оперативная группа во главе с моим заместителем генерал-майором Евгением Калугиным, доставленная вертолетами из Душанбе и оснащенная средствами связи. Им пришлось в сложнейших метеоусловиях руководить посадкой.
- Как восприняли ваше присутствие натовские военные, базирующиеся на этом аэродроме?
- Поначалу все шло гладко, но когда приземлилось уже две трети наших самолетов, они забеспокоились. Уж очень дружно заходили на полосу наши Ил-76. Американцы заявили, что если российские самолеты не начнут сразу взлет, то они воспрепятствуют посадке оставшейся группы. "Хозяевам" пришлось подчиниться. Но такой контакт, видимо, был все же полезен обеим сторонам.
- Летчикам ВТА, наверное, чаще других приходится общаться с представителями иностранных воинских контингентов?
- Лично у меня первый опыт такого общения с натовскими летчиками был в Боснии. Поначалу они воспринимали нас как "русских медведей", которые намерены летать без всяких правил и норм. Для страховки даже поднимали в воздух самолеты дальнего радиолокационного дозора и наблюдения, полностью освобождали воздушное пространство при нашем приближении. Но потом очень быстро поняли, что мы руководствуемся международными нормами ИКАО, ведем связь на английском языке, выполняем все требования и команды и обучены ничуть не хуже их. Вскоре мы стали летать в смешанном режиме с обычным десятиминутным интервалом.
- Как вам удается в условиях нехватки топлива вот уже несколько лет держать самый высокий уровень налета в ВВС?
- Мы научились выходить из положения, даже появились некоторые понятия, которых раньше не существовало: спаренный экипаж, усиленный экипаж, наставник. Летчик, начиная от командира отряда и выше, за 3-4 года до достижения предельного возраста становится инструктором-наставником. В этом случае он, как правило, не выполняет полеты в качестве командира, на левом сиденье сидит тот, у кого поменьше опыта. А задача наставника - учить, подсказывать, контролировать.
Вся летная подготовка у нас расписана по этапам в зависимости от степени сложности. Есть специальные инструкции по взаимодействию экипажей, подбору людей, в том числе и психологическому. Молодежи к нам приходит очень много, от нас лейтенанты не бегут, мы укомплектованы полностью. Поэтому у нас есть будущее.
- Но будущее ВТА, наверное, и в новых самолетах Ил-76МФ, Ан-70. Когда же ваши лейтенанты смогут на них полетать?
- Скоро. Ил-76МФ готов и проходит завершающую стадию летных испытаний. Осталось только решить вопрос документального оформления двигателей ПС-90 под военный вариант.
По Ан-70 постановлением правительства принято решение на развертывание серийного производства. Заводы-изготовители определены, деньги в бюджете заложены. Этот самолет будет создаваться в кооперации с Украиной.
- Но вы ведь говорите о единичных экземплярах новых образцов, а основу парка по-прежнему будут составлять старые самолеты?
- Меня всегда возмущает, когда представители нашей прессы говорят, что мы летаем на старой технике. Нашим самолетам максимум по 10-15 лет от момента производства, а они обязаны летать 30-40 лет. Даже дом должен отстоять минимум 50 лет, чтобы окупить затраты на строительство. А самолет еще имеет и модернизационный потенциал. Известно, что даже президент США Клинтон летал на самолете, которому с момента производства было 33 года. Так что на наших самолетах мы еще полетаем.
Другое дело, что весь мир сейчас оборудует свои самолеты системой предупреждения о столкновении TCAS. В десятки раз при этом повышается степень защиты от опасного сближения и столкновения между судами в воздухе и с наземной поверхностью. Теперь уже не только Европа, американский континент, но и юго-восточные страны вводят у себя такие ограничения. Индия, Иран без этой системы сейчас никого не пускают в свое воздушное пространство. В перспективе все наши самолеты будут оборудованы системой предупреждения столкновения. В первую очередь началась ее установка на новых Ан-124 и Ил-76. Причем если в прошлом году мы это делали лишь за внебюджетные деньги, то в этом средства выделяются из бюджета. К тому же разработаны отечественные образцы такой аппаратуры, они завершают сертификационные испытания, и если их примет Госстандарт, то мы будем ставить отечественную систему, что существенно сократит финансовые расходы.
- Какие мероприятия боевой подготовки запланированы на 2002 год?
- В прошлом году мы активно работали с ВДВ. Семь крупных оперативных мероприятий провели совместно. На этот год запланировано примерно такое же количество. У нас впереди большие планы и много дел. Мы знаем, что ВТА всегда будет нужна Вооруженным Силам, нужна России.