Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Елисеев:
"Хочешь не хочешь - записывайся в колхоз"


Апрель 2002 года Тимур Хикматов, Известия


Государство пытается создать вертикально-интегрированные холдинги в авиапроме, чтобы упростить управление. А как относятся производители к планам организации холдинга по созданию авиадвигателей пятого поколения?

Юрий Елисеев
Чумаков Анатолий Викторович родился в 1947 году. Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности "Авиационное приборостроение". Свою трудовую деятельность начал в авиационной промышленности рабочим в 1965 году. На Раменском приборостроительном заводе работает с 1973 года. Прошел путь от инженера до заместителя генерального директора. В 1993 году был избран генеральным директором ОАО "Раменский приборостроительный завод". Кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии РФ.

Государство пытается создать вертикально-интегрированные холдинги в авиапроме, чтобы упростить управление. А как относятся производители к планам организации холдинга по созданию авиадвигателей пятого поколения? Об этом в беседе с корреспондентом "Известий" Тимуром ХИКМАТОВЫМ рассказывает Юрий ЕЛИСЕЕВ, гендиректор Федерального научно-производственного центра "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют", включенного в холдинг.

- Когда в нашей стране начались работы по созданию двигателя пятого поколения?

- Еще в бытность Союза для отработки двигателя пятого поколения АЛ-41Ф на "Салюте" было изготовлено около 20 соответствующих комплектов. Но сегодня необходимо менять принятую в те годы концепцию построения, так как производство АЛ-41Ф требует применения новых технологий. Сказать сейчас, кто и какую часть АЛ-41Ф будет делать, - невозможно. Ясно лишь одно: необходимо создание экспертной комиссии из представителей ведущих авиационных НИИ и представителей заказчика. Они должны провести анализ технического состояния предприятий, вошедших в кооперацию по производству этого двигателя, и определить степень участия каждого. Необходимо объективно оценить готовность предприятий к освоению новых технологий. Учитывая недостаточность финансирования и стремление к минимизации затрат, следует, по моему мнению, поручать изготовление деталей двигателя тому, у кого уже освоена соответствующая технология. Используя только наработки предприятий Московского региона, двигатель нового поколения можно будет сделать за гораздо меньшие деньги, чем сегодня мы себе представляем.

- Когда реально может быть создан двигатель пятого поколения?

- Сейчас такое время, когда необходимо работать по 25 часов в сутки. В этом случае за 6-7 лет можно создать современный авиадвигатель.

- Вы могли бы прокомментировать слухи о предполагаемом слиянии "Салюта" с "Рыбинскими моторами"?

- Какой смысл объединять нас, если мы специализируемся на разных направлениях? Но найти "Рыбинским моторам" место для кооперации, думаю, можно.

- Каково ваше отношение к реструктуризации оборонно-промышленного комплекса страны, в частности к организации холдинга для создания двигателя пятого поколения, куда вошел и "Салют"?

- Нет более надежного способа что-либо разрушить, чем проведение нескольких реструктуризаций. У нас было мощное министерство авиационной промышленности, которое было развалено с целью создания конкурентной среды. Сегодня идут процессы в обратную сторону. Нынешний процесс реструктуризации чем-то напоминает коллективизацию 30-х годов прошлого века: хочешь не хочешь - записывайся в колхоз. Определенные чиновники, не знающие истинного положения дел в промышленности, начинают кого-то с кем-то объединять. Для чего это нужно - мне непонятно. Я считаю, что одному руководителю трудно охватить очень обширный спектр деятельности. Чтобы принять верное решение, нужно жить жизнью предприятия, глубоко погрузиться в его проблемы.

Не думаю, что административный путь объединения оборонных предприятий в условиях рыночной экономики даст ожидаемый результат. Аргумент, что только таким образом можно аккумулировать средства на создание новой техники, является слабым прикрытием. Это можно сделать гораздо проще, например, отчислять на разработку новой техники 6-7% прибыли от экспортных продаж.

- Выходит, государству не следует совать нос в дела "оборонки"?

- Напротив, я считаю, что сегодня необходимо протекционистское участие государства в "оборонке". Сегодня мы работаем в неравных условиях с западными конкурентами. Покупая, допустим какой-нибудь станок, наши конкуренты платят лишь 100% контрактной стоимости. Нам же приходится платить по 150%: 20% НДС плюс до 30% пошлины на отдельные виды оборудования. И это при том что износ основных фондов в "оборонке" составляет больше 80%. Я не знаю другого государства, где за техническое перевооружение оборонных предприятий приходится переплачивать 50%.

Ведь эти средства можно направить на закупку дополнительного оборудования, на котором дополнительно набранные специалисты выпустили бы больше продукции, соответственно увеличив поступления в бюджет. Когда промышленность в кризисе, нельзя вести такую агрессивную политику в отношении средств, направленных на техническое перевооружение.

- "Салют" - ведущее предприятие по разработке двигателей для самолетов "Сухого". 20 лет прошло со времени первого полета серийного Су-27. А что вы сейчас делаете для "сушек"?

- Двигатель для Су-27 является нашим кормильцем, и с ним связаны надежды на будущее. Сегодня поставки этого двигателя составляют более 80% объемов работ предприятия.

- В последнее время в прессе часто упоминается об одной из основных ваших разработок - двигателе АЛ-31Ф с увеличенной тягой. Как продвигается этот проект?

- Наши приоритеты - двигатель пятого поколения, и одним из шагов на пути его создания является модернизация двигателя АЛ-31Ф. Такой двигатель уже прошел наземные и летные испытания на Су-27. Мы поставили задачу - без особых изменений в конструкции самолета установить двигатель с улучшенными параметрами. Причем в этом случае не придется гонять самолет на завод-изготовитель: поменять двигатель можно будет прямо в полку. Мы хотим модернизировать ВВС с минимальными затратами для Минобороны.

Полный цикл летных испытаний завершится в этом году, а серийное производство будет налажено не позднее второго квартала 2003 года.

- Этот двигатель имеет экспортную направленность?

- Такое решение будет принимать Министерство обороны. Но прежде всего он предназначен для российских ВВС.

Справка "Известий"

Предлагалось несколько проектов реструктуризации авиапрома, из которых два варианта Российского авиакосмического агентства (РАКА) рассматривались на заседании правительства 11 мая прошлого года. Первый вариант предполагал создание двух специализированных холдингов (на базе разработчиков и производителей самолетов "Ту", "МиГ", вертолетов "Ка" и на основе концернов "Су", "Ил" и "Ми"). Второй - его представители авиапрома считали спорным - предусматривал создание двух многопрофильных комплексов и трех холдингов из поставщиков оборудования. Глава РАКА Юрий Коптев особенно настаивал на этом варианте, и он был принят за основу. Видимо, авторитет Коптева оказался очень весомым для членов правительства, которым 30 мая прошлого года на вынесение окончательного решения по данному вопросу потребовалось всего 4 минуты. Идея объединения гражданских авиастроителей с военными в кулуарах называлась не иначе, как "Союз ужа и ежа". Что из данного "союза" получится - станет известно в 2004 году.

В РАКА предполагают, что реструктуризация в подобном варианте позволит перейти от "стратегии выживания к стратегии качественных преобразований". "Создание крупных холдингов, - считает Юрий Коптев, - поможет сгладить негативные колебания конъюнктуры рынка и обеспечит рациональную концентрацию финансовых средств". В агентстве рассчитывают снизить издержки производства и увеличить инвестиционный потенциал авиапрома.

Опыт совместной работы гражданских авиапроизводителей с военными уже имел место в российской истории. Прошло почти три года с момента провозглашения корпорацией "МиГ" своих намерений заняться маркетингом, а в перспективе - производством Ту-334. Несмотря на то что чиновники называли программу приоритетной, об успехах ее реализации ничего не слышно до сих пор.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer