Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Григорьев :
"Марсианские хроники по русскому сценарию"


Апрель 2002 года Наталия Ячменникова , Российская газета


Российские ученые начали готовить полет человека на Марс. Если мы доберемся до Красной планеты, то на Луну будем летать как в отпуск.

Анатолий Григорьев
Чумаков Анатолий Викторович родился в 1947 году. Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности "Авиационное приборостроение". Свою трудовую деятельность начал в авиационной промышленности рабочим в 1965 году. На Раменском приборостроительном заводе работает с 1973 года. Прошел путь от инженера до заместителя генерального директора. В 1993 году был избран генеральным директором ОАО "Раменский приборостроительный завод". Кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии РФ.

Российские ученые начали готовить полет человека на Марс. Если мы доберемся до Красной планеты, то на Луну будем летать как в отпуск.

В проекте участвуют все ведущие российские космические организации. Был объявлен конкурс на создание двигателя для марсианской ракеты. Выиграл Центр Келдыша. Теперь начинается конкретная работа. Как полагают специалисты, потребуется совершенно новый корабль, серьезно отличающийся от тех, что используются сейчас.

Но, пожалуй, не техника, а все-таки человек - самое уязвимое звено длительной космической экспедиции. Пока мы работали, что называется, "под боком" у Земли. Полет на Красную планету - высоты иные. Об этом мы говорим с директором Института медико-биологических проблем РАН, академиком Анатолием Григорьевым.

В иные миры - на два года

- Анатолий Иванович, ученые уже представляют себе, как будет выглядеть этот уникальный полет?

- Сценариев несколько. Основной: не только облететь планету, но и высадиться на нее, поработать на поверхности от 50 до 100 суток.

- А какая научная программа?

- Вот это как раз еще предстоит детально обсудить. Начал действовать семинар, где математики, физики, астрономы высказывают свои соображения, обмениваются мнениями. Чем полет на Марс отличается от полета на Луну? На Луне, где нужно было просто взять пробы грунта, успели побывать несколько экспедиций. А полет на Марс будет эксклюзивным, разовым. Нашим проектом заинтересовались американцы. У них, кстати, тоже есть подобный. В общем-то, понятно, что в одиночку такой проект не поднять.

- У нас огромный опыт долговременных полетов. Космонавт-врач Валерий Поляков провел на орбите почти полтора года и доказал, что человек в состоянии добраться до Марса здоровым и работоспособным. Какие могут быть неожиданности?

- Принципиальные. Это будет автономный полет. Он продолжится в любом случае, даже если вдруг космонавту станет совсем плохо. Поэтому степень принятия решений чрезвычайно высока. Земля, безусловно, подстрахует. Хотя сигнал из дальнего космоса доходит с запозданием почти в полчаса. Для экстремальной ситуации - очень долго. Вот почему на борту надо собрать поистине уникальный объем знаний. Подобная научная задача еще не стояла.

- Разве эксперимент, когда три испытателя целый год жили в полной изоляции, проводился в вашем институте не по марсианской программе?

- Нет. Как бы мы ни хотели, но на Земле невозможно смоделировать автономность. А это главное. Основное условие любого эксперимента в замкнутом пространстве: люк открывается по первому требованию испытателя. Иногда мы просим по связи: "Объясни, почему ты выходишь из эксперимента?" А он отвечает: "Я расскажу потом, а сейчас выпустите".

- Такое случается часто?

- Не часто, но бывает. Например, перед запуском российского модуля "Звезда" мы имитировали условия работы на МКС интернациональных экипажей. Участвовали испытатели из нескольких стран. Так вот японец три с лишним месяца изоляции просто-напросто не выдержал. Впрочем, это действительно сложно. Монотонная среда "четырех стен", одни и те же лица, необычные санитарно-гигиенические условия. Не пятизвездочный отель. И японец досрочно вышел из эксперимента.

- Какие еще проблемы будут подстерегать в марсианском полете?

- Радиация. На расстоянии от 600 до 3000 км над Землей корабль выйдет за спасительные магнитные пояса. Но, как ни странно, лететь надо, когда солнечная активность будет наиболее высокой: тогда галактические лучи минимальны. На станции придется строить убежище. Очень настораживают последние данные, полученные американским аппаратом "Одиссей". Он зафиксировал, что Солнце за день выплеснуло годовую дозу радиации. Это поставило множество новых вопросов.

Ищите женщину. Но на Земле

- Американские астронавты якобы заявили, что устроят забастовку, если в длительных экспедициях не будет женщин. Это скорее шутка. И все-таки: женщины войдут в марсианский экипаж?

- Единой точки зрения нет. По полгода летали на "Мире" наша Лена Кондакова и американка Люсид Шеннон. "Лена - наш товарищ", - подчеркивал Валерий Поляков. А 54-летняя Шеннон была для мужской половины экипажа как мать. Они до сих пор дружат. Однако понятно, что особые отношения возникнуть все-таки могут. Пока, я думаю, надо делать сугубо "однополый" экипаж. Но мы планируем провести у себя в институте эксперимент, где будут и мужчины и женщины. Посмотрим.

- Питание для полета разрабатывается какое-то особенное?

- Нет. Для нас важно другое: чтобы высокий калораж был в минимальной массе продукта. Мы попытаемся создать обычную жизнь в необычных условиях. Экипажи, которые сейчас работают на МКС, считают, что первые и мясные блюда, хлеб лучше в русской кухне. А вот десерты, зелень, салаты, соусы предпочитают американские.

- По расчетам, на человека в сутки понадобится 1,75 кг продуктов, 2,5 кг питьевой воды и 4,85 кг технической, 0,96 кг кислорода. Неужели это все придется брать с собой?

- Из продуктов - практически все. И только минимум будут давать биологические элементы системы жизнеобеспечения - оранжерея, птицы, скорее всего, перепела, водоросли. Вот вода - другое дело. Она полностью будет получаться в космосе: есть система регенерации, многократно проверенная на "Мире".

Микробы "кушают" отходы

- Отходы - одна из очень серьезных проблем космических полетов. Куда они будут "уплывать" на пути к Марсу?

- Через систему биоутилизации, над которой сейчас работают наши специалисты. Идея в том, чтобы бросить на переработку отходов микробы. Направление очень интересное и перспективное. И не только для космоса.

- Тот, кто полетит на Марс, должен иметь поистине богатырский запас здоровья. Но ведь без профилактики растерять его в невесомости - пара пустяков. Не так ли?

- Совершенно верно. И Международная космическая станция лишний раз доказывает, насколько это важно. У нас есть очень хорошая беговая дорога, которая как часы служила на "Мире". Тем не менее на МКС американцы решили поставить свою. Но она до сих пор не доведена до ума. Часто дает сбои. А неделю-другую космонавт не позанимается - организм сразу чувствует. Мы предложили поставить нашу "дорожку", которая в десять раз меньше весит - не 300 кг, а 28. Американцы отказываются. Согласиться для них - значит признать, что их конструкция хуже. Однако космонавты могут долго летать только в хорошей физической форме. Поэтому сейчас изучается вопрос, чтобы поставить на МКС все-таки российский тренажер.

- Анатолий Иванович, а на какие недомогания чаще всего жалуются космонавты в полете? Или они не болеют совсем?

- Ну почему же? Бывают и головные боли, и простуда. Нередки ушибы, особенно на первых порах, пока человек осваивается в невесомости. Был случай кожного заболевания. Кстати, у тех, кто полетит на Марс, должен быть обязательно вырезан аппендикс.

Другая планета - про запас

- После полета Денниса Тито миллионеры словно посходили с ума: всем хочется повторить его "подвиг". А кое-кто уже и на Марс не прочь махнуть. Признайтесь, сколько кандидатов в "туристы" прошли через "сито" в вашем институте?

- Тех, кто не прошел, больше. Многие "бракуются" не потому, что у них есть какое-то заболевание, а, скажем, из-за плохой устойчивости к вестибулярным нагрузкам. Но это все тренируемо. Мы работали с бизнесменом из ЮАР Марком Шаттлворсом, который полетит в конце апреля на МКС. Была у нас группа "Нa-Нa". Только начал обследование солист известной американской группы

N SYNC Лэн Басс.

- Увидела статистику: 40 процентов космонавтов покинули отряд космонавтов по болезни, 15 процентов были уволены из-за нервных срывов. Как вы прокомментируете эти цифры?

- Чушь. Профессиональных заболеваний ни у одного космонавта нет. Да, некоторые из них, как и все мы в определенном возрасте, страдают теми или иными расстройствами. Гипертоническая болезнь, радикулиты, нарушения слуха, ослабление зрения... И такая статистика имеется. У нас ведутся длительные наблюдения за космонавтами, которые уже отлетали. Эти люди, которые перенесли огромные физические и психологические нагрузки, существенно здоровее, чем их нелетавшие одногодки. Но, безусловно, есть те, кто по тем или иным причинам выбывают из отряда космонавтов. Например, ему 50 лет, а он уже плохо слышит. Но я не могу сказать, что снижение слуха - это профессиональное.

- Анатолий Иванович, а нужен ли сегодня этот проект, когда нам не хватает денег даже на МКС?

- Хотим мы или нет, но строящаяся Международная космическая станция - повторение пройденного. А полет на Марс - это действительно глобальная задача и принципиально новый уровень развития мировой космонавтики. Здесь главное - не прерывать работы, которые уже начались. И дело даже не в технике - уходят люди. Если будет не только интерес ученых к этой проблеме, но и интерес общества, государственная поддержка, то реально полет может состояться в начале третьего десятилетия. Это проект во имя познания человеком того, чего он еще не знает. Он все равно состоится, но жаль, если без нашего участия.

P.S. Зачем землянам нужен Марс? По мнению российских ученых, с помощью Красной планеты могут быть решены не только серьезные научные задачи. Земля не застрахована от глобальных катастроф. И Марс, как считают многие, самая перспективная кандидатура на роль запасной планеты для человечества. Справка "РГ"

Экспедиция на Марс обойдется в 25-30 миллиардов долларов. Запуск туда автоматической станции стоит примерно 1 миллиард.

По оптимистическим прогнозам, полет на Марс может состояться в 2016-2020 годах. Экспедиция займет около двух лет.

По мнению американского ученого Паскаля Ли, лучший кандидат для полета на Марс - женщина 45-55 лет. Преимущества: уживчивость, рассудительность, способность контролировать сексуальное влечение.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUEq4
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer