Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Мамонов:
"Государства в авиации должно быть больше"


Март 2002 года Николай Астров, Независимая газета


По мнению депутата, тотальная коммерциализация авиаперевозок приведет к развалу отечественного самолетостроения

Юрий Мамонов
Юрий Васильевич Мамонов родился 18 февраля 1958 года. Депутат Государственной Думы, член фракции ЛДПР.

Споры вокруг Воздушного кодекса России ведутся уже давно и наиболее принципиальными представляются вопросы использования пространства и авиационной безопасности. Кто должен отдавать приказ об уничтожении гражданского судна, и как будет финансироваться российское самолетостроение? Корреспондент "НГ" обратился к одному из разработчиков проекта нового Воздушного кодекса России, депутату Госдумы, заместителю председателя комитета по энергетике, транспорту и связи, курирующему воздушный транспорт, Юрию Мамонову.

-Юрий Васильевич, что заставило законодателей задуматься о необходимости кардинального изменения действующего сейчас Воздушного кодекса? Идет ли речь о принципиально новом документе?

- Пока речь идет не о новом кодексе, а только о ряде предложений по совершенствованию действующего. Поправки и дополнения, которые мы собираемся предложить, должны четко прояснить положения, пока остающиеся неоднозначными. Мы выступаем за увеличение роли государства в отрасли, но не стоит это понимать как реприватизацию: частный капитал в авиаперевозках должен присутствовать.

- Какие части действующего сейчас документа, по-вашему, должны быть кардинально пересмотрены?

- В первую очередь изменения коснутся тех глав кодекса, которые не соответствуют реалиям рынка авиаперевозок и возросшим требованиям к авиационной безопасности. В связи с этим мы предлагаем пересмотреть положения об использовании воздушного пространства, о международных полетах и безопасности полетов как внутри России, так и за ее пределами.

- Известно, что с 1 апреля 70% российского авиапарка фактически не сможет летать над территорией Европы из-за "шумности". Планируются ли в связи с этим какие-то меры?

- Необходимо переоснастить отечественные самолеты. И это касается не только установки новых двигателей. Нужно применять новейшие приборы сближения, используемые в военной авиации. Они способны определять все объекты в пределах воздушного коридора. Это безусловное требование к осуществлению международных полетов. Не стоит забывать, что для этого потребуются немалые средства, а сегодня у государства лишних денег нет. Так что если говорить о роли государства и частного капитала, то уместно сказать о дифференцированном подходе в организации движения.

- Что на деле означает "дифференцированный подход"?

- Если мы передадим функции государства коммерческим структурам, то они будут исходить исключительно из соображений получения прибыли. Ведь все без исключения авиакомпании оплачивают пролет по предоставленным воздушным коридорам. Сейчас государство предоставляет льготы нашим компаниям, что дает возможность хоть как-то компенсировать затраты на модернизацию парка. А если появится единый тариф, то положение наших авиакомпаний резко ухудшится. Поэтому уравниловка тут неуместна. Прибыль от предусмотренных законами плат должны получать не коммерческие структуры, а государство. Сегодня же наблюдается диспропорция в пользу того же "Аэрофлота", а не в пользу государственных служб гражданской авиации.

- Другими словами, вы собираетесь вытеснить частный капитал из этого сегмента рынка?

- Нет. Мы вовсе не против присутствия частного капитала в отрасли. Кое-где мы просто не сможем без него обойтись. Взять, например, малые региональные аэропорты и аэродромы. Если мы не пустим туда частных инвесторов, то в обозримом будущем мы просто не сможем их реконструировать. Например, Горно-Алтайская Республика. Здесь, по сути, нет собственного аэропорта. А ведь это горная местность и ни автомобильный, ни железнодорожный транспорт не способны в полной мере удовлетворить потребности региона. А рядом Китай и крупный современный аэропорт Урум-Чи. Чтобы аэропорт в Горно-Алтайске начал нормально функционировать, необходимо инвестировать примерно 6 миллионов долларов. Кстати, переговоры о передаче контрольного пакета акций уже ведутся. Так что мы снова говорим о дифференцированном подходе. Некоторые объекты, и в том числе стратегического назначения, не могут быть переданы в частную собственность, а другие, напротив, должны стать открытыми для частных инвесторов.

- Много говорится о сокращении количества авиакомпаний. Не приведет ли это к монополизации рынка?

- Мы поддерживаем инициативу Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) по сокращению числа авиакомпаний. Но ни в коем случае речь не идет о "коллективизации" и монополизации, в чем некоторые пытаются нас упрекнуть. Говорится об авиакомпаниях, которые не могут подтвердить своего статуса. Они не летают, их самолетный парк или не готов к полетам, или попросту списан. Мы вообще выступаем за усиление роли ГСГА в развитии гражданской авиации как с точки зрения организации движения, так и в части самолетостроения и распределения инвестиций.

- А сейчас что происходит на деле?

- Сотни миллионов долларов прибыли далеко не всегда расходуются должным образом. ГСГА получает 15% сборов за полеты, а остальное тратят авиакомпании. Конечно же, средства нужны, чтобы выплачивать лизинги, аренду, чтобы у нас были компании, регулярно обеспечивающие перевозки. Но в большинстве случаев деньги "улетают" на Запад, а поддержка отечественных производителей остается делом государства с его 15%. Не хотите инвестировать в нашу промышленность - платите "отступные", и поддержкой займется государство.

- После терактов в США многие задаются вопросом, предполагает ли новый кодекс дополнительные меры для обеспечения авиационной безопасности?

- События с американскими самолетами заставили нас по-новому взглянуть на проблему авиационной безопасности. Страшнее всего, когда борт теряет связь с землей и нет локационных установок, способных отслеживать его движение. Кроме этого необходимы более четкие совместные действия гражданских и военных структур. Это прежде всего совместный контроль воздушного пространства с единым авиационным узлом.

- А разве сегодня действия военных и гражданских диспетчеров не скоординированы?

- Разумеется, вопросы взаимодействия решаются и в большинстве случаев успешно. Но необходимо законодательно закрепить эти отношения, чтобы никому не приходилось ничего решать в спешке.

- Может, вопросами глобальной координации должен заняться Межгосударственный авиационный комитет?

- МАК - это структура, которая пока не имеет юридических оснований для своей деятельности. Какой же это межгосударственный комитет, если у него нет договоров с государствами, входящими в СНГ...

- А как обстоит дело с безопасностью на земле?

- За последние годы мы научились бороться с воздушными террористами. Кардинальных изменений в этой области не требуется, но возможны дополнения. Можно поднять вопрос об участии частных охранных структур в обеспечении безопасности аэропортов и их взаимодействии с силовыми структурами.

- Ну а если захваченный террористами самолет уже находится в воздухе и маршрут его отслежен?

- Да, здесь есть над чем поработать. Кто, к примеру, должен принимать решение в ситуации, аналогичной той, что сложилась с корейским "Боингом" на Дальнем Востоке? А если самолет захвачен террористами, как это было в США, и на раздумье просто нет времени? Кто возьмет на себя ответственность оценить степень риска и примет решение? Разумеется, все это нужно прописать в кодексе. Чтобы президенту не пришлось обращаться в Госдуму или собирать Госсовет.

- А что вы предлагаете в отношении международных полетов?

- Раньше не был четко прописан порядок приостановки отправки самолетов иностранных авиакомпаний с территории РФ. Мы предлагаем внести такую формулировку: "В случаях, если на борту гражданского воздушного судна иностранного государства отсутствуют установленные для международных полетов документы или имеются основания считать, что техническое состояние данного самолета не соответствует требованиям безопасности полетов, специально уполномоченный орган может приостановить отправку воздушного судна. Приостановка отправки государственных воздушных судов иностранных государств допускается в случаях, определяемых правительством РФ".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer