Безопасноть авиапассажиров волнует сегодня всех. После 11 сентября минувшего года сообщения о любых событиях, которые так или иначе могут быть к данной теме отнесены, немедленно привлекают внимание. Опубликованная в некоторых деловых российских изданиях информация о якобы имеющих место "разборках" в линейном отделе внутренних дел (ЛОВД) московского аэропорта Внуково вновь заставила обратиться к проблеме авиационной безопасности. Генеральный директор международного аэропорта Внуково Виталий ВАНЦЕВ согласился рассказать нашим читателям о том, что на самом деле происходит во внуковской милиции.
- Аэропорт - организм чрезвычайно сложный. Есть ли во Внукове общая система обеспечения безопасности?
- Конечно. Сразу же после теракта, который был совершен 8 августа на Пушкинской площади в Москве, мы ускорили создание комплексной системы безопасности. Эта система основана на тесном, ежедневном и ежеминутном сотрудничестве всех служб, ответственных за порядок в аэропорту и на окружающей территории. Непосредственно аэропорту подчиняется служба авиационной безопасности (САБ) ОАО "Внуково", одна из основных функций которой - спецконтроль. Аэропорт находится в сфере интересов почти всех специальных служб. Свои зоны ответственности есть у ФСБ, таможни, пограничников. И у Федеральной службы охраны (ФСО) тоже, поскольку входящий в общую структуру аэропорта комплекс "Внуково-2" обслуживает высших должностных лиц России и высоких зарубежных гостей. Даже частные охранные предприятия, охраняющие автостоянки, магазины и кафе на территории комплекса, включены в общую систему обеспечения безопасности.
Во Внукове функционируют несколько эшелонов защиты. Визуальный и выборочный паспортный контроль на прилегающей площади обеспечивают территориальная милиция и ОМОН. Въезд на привокзальную площадь проходит через ряд КПП. Перед зданием аэровокзала расположен тридцатиметровый коридор безопасности, где парковка запрещена в принципе. В здании аэропорта постоянно работают наряды ЛОВД и группа информационной безопасности САБ, обученная действиям в чрезвычайных ситуациях и методам наблюдения. Досмотровая и так называемая "стерильная" зоны также находятся под постоянным визуальным контролем. Фактически каждый шаг, который совершают прибывающие в аэропорт люди, проанализирован, рассчитан и защищен. Постоянно работает антитеррористический штаб, в который входят руководители всех организаций, отвечающих за безопасность на своих участках. Проблем межведомственного взаимодействия у нас давно нет, и это главный успех, как мне кажется.
- Обычного пассажира, наверное, внутренние проблемы аэропорта волнуют мало. Последствия вашего сотрудничества с милицией каким-то образом отразились на комфорте пассажиров Внукова?
- Если говорить о безопасности, то пассажир видит прежде всего плоды милицейской работы. Его теперь не теребят за рукав назойливые цыгане, нелегальные таксисты и спекулянты билетами - так называемые "билетчики". Вся эта публика вытеснена из аэропорта. Операция "Билетер", которую регулярно проводят совместными усилиями ЛОВД, ФСБ, САБ и администрация аэропорта, поставила кассиров под жесткий контроль. Несколько человек пришлось уволить. Ситуация стала упорядоченной, и появилась возможность наладить цивилизованный сервис. В том числе - обеспечить нормальные условия для лицензированных таксистов, которые больше не боятся насилия со стороны "нелегалов". Цены сервиса стали разумными, а отношение к клиенту - вежливым. Незаконное же предпринимательство во Внукове тут же пресекают сотрудники милиции.
- Вы отметили особые заслуги ЛОВД "Внуково" в деле наведения порядка в аэропорту. Тем не менее сейчас в прессе разгорается скандал вокруг уголовного дела, возбужденного в отношении одного из сотрудников этого линейного отдела - Андрея Белоножкина.
- На самом деле это не скандал вокруг одного Белоножкина. Я, если позволите, расскажу по порядку. Система преступности в аэропорту складывалась годами. Это была именно система, тесно связанная сложными иерархическими связями. Ведущую роль в этой системе играли билетные спекулянты, ядро которых, по данным ФСБ и МВД, составляли представители так называемой "армянской" преступной группировки. В "доле" с ними были не только кассиры, но и часть сотрудников милиции. Этому преступному сообществу можно было противопоставить только другую систему - систему правопорядка, лишенную ведомственных разногласий, работающую комплексно и эффективно. Мы создавали такую систему, очищаясь от криминальных элементов в собственной среде. Не только аэропорт увольнял кассиров, пойманных на "горячем". За последние два года из ЛОВД были уволены 25 сотрудников, чья связь с криминалом была очевидна. По информации службы собственной безопасности ЛОВД "Внуково", гражданин Белоножкин, служивший в отделе угрозыска ЛОВД, был одной из ключевых фигур в преступном сообществе, которое "терлось" вокруг аэропорта. Человек он, по словам сотрудников ЛОВД, наглый, сильный, постоянно конфликтовал не только со своими коллегами - работникам аэропорта тоже от него доставалось. Прямой опасности для пассажиров он не представлял, но угроза исходила от мошенников, для которых он и два его подручных из числа сотрудников милиции были надежной "крышей". Служба собственной безопасности давно взяла в разработку всю троицу, однако поймать Белоножкина за руку было не так просто.
В 2001 году Белоножкин был направлен в командировку в Чечню, где нес обычную службу в аэропорту "Северный", которая не предполагает участия в каких-либо боевых операциях. По возвращении из Чечни у Белоножкина, как я понимаю, в голове что-то окончательно переклинило. Вести он стал себя, как говорят работники аэропорта, еще более нагло, буквально упиваясь безнаказанностью. Кончилось это тем, что, по данным службы собственной безопасности Московского управления внутренних дел на воздушном и водном транспорте, он избил своих "подопечных" из числа "билетчиков", которые уже не имели возможности делиться с Белоножкиным "доходами" по причине отсутствия таковых. Спекулянты больше месяца пролежали в больнице - одному Белоножкин сломал ребра, другой получил тяжелое сотрясение мозга. Транспортная прокуратура завела уголовное дело. Сейчас в Солнцевском суде Москвы Белоножкина судят за превышение служебных полномочий и нанесение тяжких телесных повреждений. Ему грозит срок до восьми лет. "Билетчики", попав в подобную переделку, сочли за благо раскаяться и начали сотрудничать со следствием. Подчеркну, что эта не самая приятная история явилась тем не менее очередным этапом очищения аэропорта от криминала. От "лежащего на дне", практически побежденного, но тем не менее - криминала, который таил в себе потенциальную угрозу нашим пассажирам.
- Чем же тогда вы можете объяснить факт появления в одной из деловых газет публикации, в которой Белоножкин предстает в образе борца с преступностью, а руководство ЛОВД - в образе пособников этой самой преступности?
- Ваши коллеги в одной из центральных газет недавно сообщили мне, что к ним наведывались граждане с подобного рода текстом и предлагали опубликовать его за деньги. В той редакции "черным пиарщикам" отказали. Ни мне, ни руководству ЛОВД, ни другим официальным представителям служб аэропорта ни один "защитник" Белоножкина из числа журналистов не звонил. Тем не менее та скандальная публикация, где были перевраны факты и перепутаны даже фамилии и звания руководителей ЛОВД, появилась в печати. Это говорит о том, что уже упоминавшаяся "армянская" ОПГ очень не хочет терять свой последний шанс в нашем аэропорту и готова тратить немалые деньги как на адвокатов Белоножкина, так и на "черный пиар". Но нас это не остановит. Люди, которые приезжают во Внуково, должны быть уверены в своей безопасности. А эта уверенность, отражение которой мы видим на лицах пассажиров уже больше года, поверьте мне, дорого стоит.