У предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях экономического кризиса и отсутствия полноценного гособоронзаказа сложилась разная судьба. Одни не смогли приспособиться к рыночным отношениям и канули в Лету, другие до сих пор еле держатся на плаву, а иные стабилизировали экономическое положение и медленно, но неуклонно начали крепнуть и развиваться. Почему такое происходит? Причин тому несколько, но одна из основных заключается в руководителях нового типа, способных мыслить и действовать по-новому, эффективно использовать в условиях рынка научно-производственный потенциал коллектива.
К числу таких руководителей с полным правом можно отнести генерального директора - главного конструктора ОАО 'Павловский машиностроительный завод 'Восход' Павла РЕДЬКО, который одновременно является и генеральным директором ОАО 'Гидроагрегат'. С ним встретился наш корреспондент и попросил ответить на ряд вопросов.
Редько Павел Григорьевич родился в Павлово Горьковской области 22 декабря 1954 года. После окончания в 1978 году Московского авиационного института (МАИ) бессменно работает на Павловском машиностроительном заводе, где прошел путь от инженера-конструктора до генерального директора - главного конструктора, которым назначен в 1996 году. Кандидат технических наук.
- Павел Григорьевич, как вы оказались генеральным директором сразу двух предприятий?
- В этом нет ничего сверхъестественного. С самого своего зарождения ПМЗ 'Восход' (тогда ОКБ-467) занимался разработкой, опытным производством и испытаниями изделий для авиационно-космической промышленности, а 'Гидроагрегат' производил эти же изделия серийно. Эти два предприятия даже расположены на одной территории. В 90-е годы обе организации оказались в критическом финансово-экономическом положении. И когда они вошли в состав корпорации 'Аэрокосмическое оборудование', возглавляемой Сергеем Дмитриевичем Бодруновым, был разработан план создания научно-производственного объединения (НПО) на базе 'Гидроагрегата' и ПМЗ 'Восход'. Это делалось для удешевления производства продукции в рамках проводимой корпорацией политики общей интеграции. Одним из первых шагов в объединении предприятий 'Восход' и 'Гидроагрегат' стала расстановка ключевых менеджеров на этих предприятиях по принципу - один генеральный директор, один главный инженер и так далее. Поэтому впредь, говоря 'предприятие', я буду подразумевать и 'Восход', и 'Гидроагрегат'.
- Представьте, пожалуйста, ваше предприятие?
- Оно по многим позициям является ведущим предприятием авиакосмической промышленности России, которое занимается проектированием, разработкой, испытаниями и производством электрогидравлического оборудования - приводов для систем управления летательными аппаратами. Наши изделия 'летают' практически на всех самолетах, вертолетах, космических аппаратах и ракетах ПВО. В числе наиболее известных сейчас объектов, для которых завод спроектировал и наладил серийное производство приводов, можно назвать самолеты Су-27, Су-30МК, Су-35, С-37 'Беркут', МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, Ан-70, Ан-72, Ан-124 'Руслан', Як-130, вертолеты Ка-32, Ка-50 'Черная акула', Ка-52 'Аллигатор', Ка-62, Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-28 'Ночной охотник', ракета-носитель 'Протон', воздушно-космическая система (ВКС) 'Буран'. Наши приводы управляют всеми подвижными частями оперения самолета и другими элементами летательных аппаратов.
Например, на истребителе Су-27 устанавливается 48 гидроагрегатов двенадцати наименований. А о качестве и надежности нашего оборудования говорит такой факт. На предприятии были разработаны и изготовлены приводы системы управления ВКС 'Буран'. После орбитального полета 'Буран' спланировал в атмосферу и приземлился на аэродроме в нескольких сантиметрах от контрольной точки. И все это - в беспилотном режиме. Это еще раз подтверждает высокие статические и динамические характеристики рулевых приводов 'челнока', которые обеспечили точную посадку на конечном участке полета.
- Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне предприятия.
- В итоге многолетней практики проектирования, изготовления, испытаний и исследований, выполняемых в тесном сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, МАИ, НИАТ, а также с авиастроительными фирмами имени П. Сухого, А. Микояна, М. Миля, Н. Камова, С. Ильюшина и другими специализированными организациями, в ПМЗ 'Восход' определились основные направления и принципы разработки рулевых приводов летательных аппаратов.
Нами разработан уникальный привод для поворотного сопла двигателя истребителя Су-30МКИ. Агрегат установлен на двигателе.
На этом же самолете устанавливается вновь разработанный оригинальный привод с неполноповоротным гидродвигателем, обеспечивающим управление антенной системы наведения.
Уже ведутся работы по проектированию новых приводов для самолетов следующего поколения с линейным электродвигателем (ЛЭД), что упрощает использование приводов в цифровой системе управления.
Большой цикл работ мы провели для систем управления вертолетами. Для винтокрылых машин 'Черная акула' и 'Аллигатор' разрабатывается привод системы дистанционного управления, что обеспечит сертификацию вертолетов. Разработан и внедряется привод для вертолета МЧС России Ка-226. Внедрен привод в систему дистанционного управления нового вертолета 'Ансат'.
В больших объемах изготавливаются приводы ПК-47 для серийного завода в Киеве, агрегаты для Казанского вертолетного завода, рулевые системы для Кумертауского авиационного объединения, приводы для самолетов Су-30, которые строят на авиационных заводах Комсомольска-на-Амуре и Иркутска.
Мы ведем ряд работ по контрактам с КНР, Индией в рамках корпорации 'Аэрокосмическое оборудование', проведен комплекс работ с итальянскими фирмами АЭРОМАКИ, Телеавиа, Маньяги по самолету ЯК-130, что позволило определить технический уровень наших разработок, которые находятся на уровне мировых стандартов.
Продолжаются работы по подготовке лицензионной документации на приводы для систем управления самолета СУ-30МКИ для Индии.
Уровень разработанных приводов и качество поставляемых агрегатов позволяют сделать вывод, что ПМЗ 'Восход' и 'Гидроагрегат' вступают в новый этап качественного развития. Это подтверждается еще и тем, что завод начинает закупки новейших специализированных станков и другого оборудования. Все подразделения предприятия оснащаются новейшей компьютерной техникой. Также мы продолжаем выпуск продукции для гражданских отраслей промышленности, ведем большую работу по проектированию и изготовлению продукции для автомобильной, металлургической, судостроительной, лесозаготовительной отраслей, топливно-энергетического комплекса и других.
- Создается впечатление, что все у вас идет гладко, что называется, без сучка и задоринки...
- Это, конечно, не так. Я уже говорил о том кризисе, который мы пережили в 90-е годы. Его последствия продолжают сказываться и сейчас. Кроме того, работа в новых рыночных, подчас непредсказуемых условиях заставляет 'шевелиться' всех, искать нетрадиционных заказчиков и партнеров.
По-прежнему практически отсутствует гособоронзаказ. Поэтому стараемся делать больше продукции, которая не имеет отношения к авиационной технике. Для того чтобы выжить в рыночных условиях, мы стремимся к соотношению авиационной и общепромышленной продукции 50 на 50 процентов.
Большая проблема - кадры. Как, впрочем, и во всей авиационно-космической отрасли. Сейчас трудно найти квалифицированных токарей, фрезеровщиков. Мы разработали специальную программу привлечения на предприятие молодых специалистов. На основании отраслевой комплексной 'Программы по совершенствованию работы с кадрами на предприятиях и в организациях Росавиакосмоса до 2005 года' мы предусмотрели создание сети подшефных учебных заведений, базовых школ и ряд других мероприятий. В частности, сейчас в МАИ за счет предприятия обучаются 7 человек. И в будущем мы планируем ежегодно направлять в вузы по 5 человек.
Тесные контакты мы установили с Липецким авиационным учебным центром боевого применения. Его возглавляет генерал-майор Александр Николаевич Харчевский, летавший с Президентом России на истребителе Су-27. С центром мы подписали соглашение о сотрудничестве и шефской помощи. А еще обязались ходатайствовать об отборе своих призывников для службы в этой воинской части. Помогает нам в этом важном деле областной военный комиссар генерал-майор Алексей Павлович Волков.
Что это дает? Во-первых, это важно в плане патриотического и профессионального воспитания. Люди смотрят на технику, в создании которой принимали участие они или их отцы и деды. Во-вторых, военнослужащие, отобранные по призыву у нас, находятся как бы под постоянным контролем. Мы даже отпечатали красочную памятку, которую вручаем призывникам. В ней, в частности, есть и такие слова: 'Администрация предприятия, профсоюзный комитет, комитет солдатских матерей, совет молодежи... желают, чтобы вы, честно исполнив свой гражданский и воинский долг, вернулись на родину. После окончания военной службы мы ждем вас на родном предприятии, где вы сможете проявить свои силы и энергию на благо своей семьи, своей малой родины - земли Павловской'. Мы считаем, что ребята, отслужив срочную, возвратятся к нам на предприятие.
- Как вы выживаете в условиях рыночных отношений?
- Тут мне хотелось бы затронуть такую проблему. На первый взгляд хорошо, что курс доллара по отношению к рублю не растет большими темпами. Но ведь растут, и значительно, цены на энергоносители и все остальное. И что же получается? Допустим, какая-то деталь, изготовленная на предприятии, в начале года стоила 1 доллар, и мы за нее получали 30 рублей. В конце этого года получаем за нее 32 рубля. Но за электричество и другие энергоносители надо платить на 40 процентов больше. И как результат, если раньше наше предприятие работало с рентабельностью 12 процентов, то сейчас она уже не превышает 3-4 процентов. Если еще полгода работать в подобном режиме, то производство станет убыточным. Т.е. работающим на экспорт предприятиям убийственно, когда рост курса доллара составляет не более 7 проц., а внутренняя инфляция рубля только по официальным данным 14 проц.
Наши агрегаты стоят на всех самолетах, поставляемых в Китай (Су-30МКК) и в Индию (Су-30МКИ). Это уже истребители ХХI века. Их можно отнести к поколению 'четыре плюс'. Обидно, что ни одной машины подобного класса нет в строю отечественных ВВС.
Вызывает сожаление и то, что мы неоправданно, потеряв целое десятилетие в развитии, отстали в создании истребителя пятого поколения, хотя этого могло и не быть. У американцев уже серийно строится F-22 'Рэптор', создан прототип JSF, а мы только рисуем на бумаге и формируем облик подобного самолета. То есть они идут по тому же пути, по которому шли и мы в советские времена: если создавался самолет и ставился на серию, то в ОКБ уже работали над машиной следующего поколения.
К сожалению, некоторые еще считают, что средства для нужд 'оборонки' тратятся лишь в угоду военным. Но это не так. Известно, что авиационная промышленность всегда 'тащила' за собой все отрасли и создавала не только тысячи новых рабочих мест, но и новые материалы, новые технологии. Не секрет, что появление алюминиевых сплавов, многих композитных материалов обязано авиационной промышленности. Она потребовала, чтобы эти материалы были.
А в чем мы сейчас отстаем? Если по гидравлике еще находимся на мировом уровне, то по элементной базе, электронике проигрываем полностью.
Ныне мы 'консервируем' некоторые темы научно-исследовательских работ. Но чудес не бывает. Наступят, допустим, лучшие времена, да не будет уже кадров, которые могли бы той или иной проблемой, разработкой заниматься. Любое направление в науке, в том числе и прикладной, сильно своей школой, традициями, преемственностью. И если пауза затянется на какое-то время, она превратится потом в непреодолимую пропасть.
То есть низкий уровень гособоронзаказа, отсутствие денег на науку, авиапромышленность - это проблемы не только головных авиационных КБ и комплектующих предприятий. Это проблемы страны. Я считаю, если у нас сейчас нет денег в бюджете на оборонную, авиационную промышленность, это равнозначно тому, что у государства нет денег на развитие страны, на ее будущее.
- Что бы вы хотели сказать, подводя итог нашему разговору?
- За десятилетия существования ПМЗ 'Восход' и 'Гидроагрегата' у нас накоплен уникальный опыт, есть коллектив людей, которые знают, как разрабатывать электрогидравлические системы управления для различных самолетов, вертолетов и ракетной техники мирового уровня. Предприятие пережило и сложные послевоенные годы, и трудные 90-е. Но всегда наш коллектив, мобилизовав все резервы, с честью выходил из трудных ситуаций.
Благодарен ветеранам, создавшим стабильно работающее, растущее предприятие, всем, кто нашел в себе мужество пережить 10 лет реформ и экономических неурядиц, перестроить предприятие и развить новые направления деятельности. Верю, что последующие годы станут периодом экономической стабильности как в стране, так и в нашем коллективе.