Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Синельщиков:
"Космическая коммуналка"


Декабрь 2002 года Светлана Сухова, Итоги


Американцы подсчитали, что перерасход по cтроительству и содержанию Международной космической станции составил 4,8 миллиарда долларов. Спасти МКС от "финансового затопления" удалось буквально в последний момент

Михаил Синельщиков
Генерал-полковник Михайлов Владимир Сергеевич родился 6 октября 1943 года в селе Кудиново Ногинского района Московской области. В 1966 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков с золотой медалью, в 1975 году - заочно Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, в 1991 году - Академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел практически все летные должности. В 1996 году ему присвоено звание Героя России. В 1998 году с должности командующего воздушной армией был назначен заместителем главнокомандующего ВВС, с января 2002 года - главнокомандующий ВВС. Освоил около 20 типов самолетов, налет составляет около шести тысяч часов. Заслуженный военный летчик СССР. В настоящее время летает практически на всех типах самолетов, находящихся на вооружении ВВС.

На токийском саммите глав космических агентств США, России, Европы, Японии и Канады удалось главное - спасти от гибели Международную космическую станцию, которой грозил грандиозный финансовый коллапс. Проект МКС, давно вышедший за научные рамки, превратился в элемент большой политики. Участие в нем - вопрос государственного престижа, атрибут космической великодержавности. Европа и Япония считают, что Россия и США монополизировали МКС. Американцы же сетуют на непомерное финансовое бремя, которое они, по их словам, несут чуть ли не в одиночку. И те и другие подозревают Россию в том, что Росавиакосмос поддерживает программу лишь потому, что намерен развивать коммерческую компоненту программы - космический туризм. Накануне саммита ходили слухи о том, что большинство участников со скандалом выйдет из проекта, а МКС либо законсервируют до лучших времен, либо затопят на манер станции "Мир". Худшего варианта удалось избежать. Решено, что обновленный план достройки МКС подготовят к лету 2003 года, а в декабре, на очередной встрече глав агентств, этот график будет утвержден. О том, с какими трудностями может столкнуться станция в ближайшем будущем, "Итогам" рассказал начальник управления пилотируемых программ Росавиакосмоса .

- Михаил Викторович, что ждет МКС, исходя из новых планов?

- Развитие станции будет идти по сценарию, когда в 2006-2007 годах на ней станут работать 6 человек (сейчас - три). Как эта обитаемость будет обеспечена - предмет для дискуссии на ближайшие полгода. Возможно, решат пристыковать к МКС еще один жилой модуль, а может быть, ограничатся тем, что создадут "жилые места" на уже имеющихся площадях. Появится и дополнительный корабль-спасатель (эту роль выполнит российский "Союз"). Американский спасатель появится в этом сценарии в 2010 году. На самом деле свое видение ситуации есть у каждой из сторон - осталось привести все это к общему знаменателю.

- У некоторых складывается впечатление, что более всех судьбой МКС озабочены в Росавиакосмосе. Только у него есть коммерческие проекты, связанные со станцией. США сворачивают финансирование, не спешат выполнять свои обязательства и Европейское космическое агентство (ЕКА), и Япония...

- МКС - крайне сложный проект не только в своей технической составляющей, но и в организационной: подсчитать, кто, сколько и как вложил в проект, с тем чтобы понять, сколько и чего он должен получить, - весьма непросто. Европа и Япония вкладывают в программу МКС научные модули: фундаментальные и прикладные исследования, новые технологии являются главной целью реализации проекта МКС. Но, чтобы на станции можно было нормально работать, должна быть создана орбитальная инфраструктура. А элементы этой инфраструктуры доставляют на орбиту Россия, США и в определенной степени Канада. Строительство же МКС задерживается. И сегодня, когда на станции могут постоянно работать только три человека, состав экипажа определен как российско-американский, так как НАСА и Росавиакосмос несут основные расходы. Словом, доступ японских и европейских астронавтов на станцию сегодня проблематичен.

С появлением модулей Европы и Японии этим партнерам придется нести и операционные расходы - на поддержание орбиты, транспортные операции, энергетику, тепловой режим. А отдачи от выведения модуля не будет: кому на нем работать, если астронавтов всего трое? Получается, мертвый груз и дополнительные расходы. Поэтому для ЕКА и Японии (как, впрочем, и для остальных партнеров) вопрос облика конечной конфигурации станции и появления дополнительных членов экипажа - вопрос принципиальный и с политической, и с финансовой, и с технической точки зрения.

- А что если "заморозить" строительство МКС на нынешнем этапе, начав эксплуатацию силами лишь России и США? Или, может, Росавиакосмос смог бы потянуть проект в одиночку?

- А как формировать экипаж? Он по-прежнему будет российско-американским? Тогда что получат уже вложившие усилия и средства ЕКА и Япония? В соответствии с юридическими документами по МКС с момента завершения строительства станции (а это должно было бы состояться в 2004 году) Россия получает право на трех членов экипажа. Но если на станции помещаются всего три человека, то это нонсенс. Как можно обслуживать станцию, если она на три четверти не наша? Мы просто не умеем работать с нероссийскими системами: американский сегмент управляется из Хьюстона - это их системы, запчасти, ремонт. Любой "обрезанный вариант" - это нарушение модели станции. Ведь если не будет научных модулей, тогда зачем на МКС уже установлена мощная американская энергетика на 100 кВт? Она явно не будет востребованной. Нельзя отделиться от соседей - все интегрировано. МКС это по сути лодка, большая коммунальная квартира. В НАСА, кстати, также считают, что если не сделать станцию, рассчитанную на 6-7 человек, то она станет бесполезной.

- То есть сократить число участников проекта нельзя?

- Юридически можно. Межправительственный договор о создании Международной космической станции предусматривает такой вариант. В этом случае страна-участница обязана за год до события уведомить партнеров и предпринять "действия, дабы минимизировать отрицательные последствия для каждого из партнеров". На практике же, например, без России эксплуатировать даже имеющийся вариант МКС невозможно. Да и как мы без них? Ведь на "Союзе" мы можем спускать с орбиты килограммы грузов, а "шаттл" - до 20 тонн. Так что я не думаю, чтобы кто-то из участников покинул проект. Если вдруг такое случится, то это будет исключительно политическое решение, при принятии которого специалистов даже не спросят. Другое дело, если кто-то из участников захочет сократить или увеличить долю своего участия.

- Готова ли Россия увеличить свою долю?

- России, чтобы увеличить долю своего участия, сначала надо выполнить обещанное - полностью развернуть на орбите российский сегмент станции.

- МКС уже один раз была на краю гибели, когда в США голосовали по вопросу существования станции и перевес в пользу ее сохранения оказался весьма незначительным. Все повторяется?

- Независимая комиссия в США подсчитала, что перерасход средств на строительство МКС составляет 4,8 миллиарда долларов. Сумма огромная, а американцы считают деньги очень хорошо...

- Но тогда откуда такой перерасход?

- Следует говорить не о чистом перерасходе на сегодня, а о тенденции к этому. Все участники проекта задерживают выполнение своих обязательств по достройке станции. А год задержки - это существенные дополнительные средства. Сегодня задержка составляет уже два года. Планировалось, что МКС будет построена за 5-6 лет, а потом последует 10-летняя эксплуатация. По сегодняшнему сценарию раньше 2006-2007 годов станцию с возможностями, близкими к ее проектному облику, мы не получим, значит, продлится срок ее эксплуатации. Впрочем, расхождение плановых и реальных сроков в нашей практике уже было...

- Когда?

- Когда "Мир" строили. В теории предполагалось, что мы быстренько обзаведемся космической станцией и будем ее эксплуатировать 3-4 года. На практике вышло, что только 10 лет "Мир" строили, а всего станция летала 15 лет. Кстати, когда мы принимали решение о целесообразности вхождения России в программу МКС, то одним из аргументов был вопрос экономики. Участие в программе интегрированной международной станции, в создание которой вкладывают средства все партнеры, для нас было ощутимо дешевле, чем строить свой "Мир-2". Тем более и технически трудно объяснить, зачем нужны на орбите две станции с приблизительно одинаковыми задачами, на одной из которых работает весь "космический" мир, а на другой - Россия.

И это решение себя оправдало. Мы и на "Мире" смогли продолжить летать, так как работа на этой станции была обозначена как первый этап проекта МКС. Два последних модуля на станции "Мир" и ее эксплуатация по крайней мере в последние 5-7 лет были обеспечены за счет привлечения внебюджетных средств, полученных по контракту с НАСА.

И сейчас в рамках программы МКС мы тоже пытаемся максимально использовать возможность привлечения внебюджетных средств. Это и полеты на МКС европейских астронавтов, проведение экспериментов в интересах партнеров, туризм, реклама и даже появившиеся недавно медийные проекты. Благо интерес к МКС и ее возможностям огромный.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer