Компания 'Боинг' за 10 лет работы в России инвестировала значительные средства в нашу экономику. Однако, как оказалось, этот процесс не односторонний - российские инженеры, работая в этой компании, также немало экономят деньги "Боинга". Это возможно за счет низкой себестоимости труда российских специалистов. В условиях же достаточно серьезного кризиса для компании Россия становится наиболее привлекательной страной для развития бизнеса авиагиганта. О перспективах работы в России рассказал 'Консерватору' вице-президент отделения Интегрированная оборонная система (Integrated Defense Systems) компании 'Боинг' Стюарт Томсон.
- Какие проекты 'Боинг' собирается развивать в России? Каков объем инвестиций в российский рынок?
- В начале 90-х мир изменился таким образом, что наша компания смогла открыть на постоянной основе свое представительство в Москве. 'Боинг' за десятилетие работы в вашей стране инвестировал в российскую экономику 150 млрд. долларов. На сегодняшний день московское отделение занимает третье место по размерам присутствия за рубежом. Самые большие представительства - в Австралии, затем - в Канаде. В Москве в конструкторском центре трудятся 350 российских инженеров. У нас есть программа совместных исследований с академическими институтами примерно в 7 разных местах в России (работа над полярными маршрутами). Также это совместная работа по проекту на Международной космической станции, по проекту "Морской старт", с использованием украинских ракет, российских двигателей, норвежской платформы и наших спутников (см. справку).
- Какие у вас отношения, совместные проекты с российскими предприятиями авиапромышленности?
- Между 'Боингом' и КБ Илюшина существуют стратегические взаимоотношения, составной частью которых является то, что российские инженеры работают в нашем КБ. У ваших инженеров есть знания и опыт работы с гражданскими самолетами. И они смогли оказать помощь 'Боингу' в решении многих проектов - как по системам, так и по конструкции самолетов. И выполнение этих работ здесь, в России, позволило за последние два года сэкономить нашей компании за счет разницы в оплате труда около 30 млн. долларов.
О совместных проектах. Сейчас ведется работа над созданием регионального самолета. В его создании примет участие корпорация 'Илюшин - Сухой - Боинг'. Наша компания выступит в роли консультанта по маркетингу. На сегодняшнем авиационном рынке не хватает ближнемагистральных самолетов, которые будут обслуживать маршруты небольшой протяженности. В планах создать три модификации регионального самолета: 55, 75 и 95 посадочных мест. При удаче этот самолет будет наполнять не только российский рынок своим присутствием, но и другие страны.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю российскую космическую промышленность?
- Во время моего визита в Россию я посетил космический центр имени Хруничева. Да, российская космическая промышленность имеет отличную производственную базу и отличную репутацию. Но, к сожалению, она стоит перед теми же проблемами экономического плана, что и американская. А наилучшим примером нашего сотрудничества с вашей страной является, наверное, ракетно-космический комплекс морского базирования 'Морской старт'. Этот комплекс доказал как свою надежность, так и доступность: мы предоставляем конкурентоспособные цены на услуги по запуску.
Самый выдающийся момент, который меня поразил за время нашего сотрудничества по этому комплексу, - это тот короткий промежуток времени, необходимый России для того, чтобы перейти от появления идеи до ее воплощения (первого коммерческого пуска). Часто время для проектов такого типа измеряется десятилетиями. Но в случае с 'Морским стартом' это всего 5 лет.
Это очень выдающийся пример совместной работы наших двух стран, которые смогли организовать эту работу по очень сложной технологической системе. Это показывает, что мы можем работать вместе, несмотря на то что находимся в рамках ограничений по передаче технологий. На сегодняшний день у 'Морского старта' заказы расписаны на ближайшие два года. Второй крупный совместный проект с Россией - работа на Международной космической станции.
- Как изменится отношение вашей компании к России, если она вступит в ВТО?
- Я думаю, что результатом вступления России в ВТО автоматически повлечет за собой отмену тарифов на поставки импортных самолетов. А это значит, что увеличится объем нашего сотрудничества. Ведь совместные проекты показали, что оно выгодно для обеих сторон. Мы произвели существенные инвестиции в российскую экономику. А если главы наших государств продолжат диалог, то, я думаю, также будет налажено сотрудничество и в области ПВО.
СПРАВКА
Ракетно-космический комплекс морского базирования 'Морской старт'
В 1992 году НПО "Энергия" совместно с рядом предприятий России провела предварительные исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ) на базе крупнотоннажных средств отечественного морского флота для современных ракет-носителей "Зенит", "Энергия-М" и "Энергия". Через год специалисты НПО "Энергия" представили данный проект компании "Боинг'. Через несколько месяцев в г. Турку (Финляндия) будущие партнеры ("Боинг", НПО "Энергия", "Kvaerner") обсудили предложения по стартовой платформе и подписали рамочное соглашение о создании РККМБ и необходимости учреждения международной компании. В 1995 году президентами компаний-участниц ("Боинг' - США; РКК "Энергия" - Россия; "Kvaerner" - Норвегия; НПО "Южное" - Украина) подписано соглашение об образовании совместного предприятия "Морской старт" ("Sea Launch").
"Морской старт" - первый чисто коммерческий международный проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ). Согласно проекту, большинство космических аппаратов выводится на геостационарную орбиту из экваториальной зоны в Тихом океане. Весной 1997 года была готова стартовая платформа, в декабре - построено сборочно-командное судно. Летом 1998 года состоялся морской переход сборочно-командного судна, оснащенного системами и оборудованием ракетного сегмента из Санкт-Петербурга в базовый порт Лонг-Бич (США). За ним пересекла океан стартовая платформа. 28 марта 1999 года произведен первый демонстрационный пуск: макет космического аппарата выведен на расчетную орбиту. Первый коммерческий пуск космического аппарата DirecTV-1R с 'Морского старта' прошел успешно в октябре 1999 года.