- Юрий Петрович, в минувший четверг состоялось совещание с руководителями АО "Пермский моторный завод" и АО "Авиадвигатель", посвященное подписанию соглашения между обладминистрацией и корпорацией United Technologies Corp. (США). Каков предмет этого соглашения, и кто инициировал его подготовку?
- Идея заключить соглашение с Pratt&Whitney (является подразделением UTC - ред.) принадлежит нам.
На сегодняшний день американцы испытывают определенный дискомфорт, работая в такой сложно прогнозируемой стране, как Россия. Осознавая это, мы готовы взять на себя функцию, связанную с уменьшением их политических рисков, и делать все возможное для того, чтобы на территории Пермской области соблюдалось российское законодательство. Взамен мы хотим получить от американских участников пермского моторостроительного комплекса обязательства по его развитию. Не секрет, что предыдущая инвестиционная программа выполняется ими не очень пунктуально. Американцы достаточно корректно, на мой взгляд, объясняют это тем, что не уравновешены отношения между собственниками моторостроительного холдинга. Незаинтересованность других участников проекта в процессе развития предприятия останавливает якобы и их.
В настоящее время "Пермские моторы" затормозились в своем развитии и явно не на тех позициях, которых они способны достигнуть. При этом несогласованные и не до конца понятные действия собственников - это только одна из причин создавшегося положения.
Другим важным фактором влияния является отсутствие определенной государственной позиции по отношению к авиапромышленному комплексу России, в частности, к вопросу об авиационных заказах. Эти проблемы неоднократно обсуждались мной с коллегами-губернаторами в присутствии президента страны. Кроме этого, мы не раз лично встречались с Владимиром Путиным и обсуждали проблемы и перспективы российского авиапрома.
Президент понимает важность этой тематики. Однако он не может сам участвовать в решении проблем "Пермских моторов" и даже авиастроительного комплекса в целом. Этим должны заниматься вполне конкретные органы в правительстве.
Между тем, я не могу сейчас понять, кто отвечает за эту проблематику. Интереса и четкого понимания государственной позиции по этому вопросу у кого-либо, кроме президента РФ, я не обнаружил. Для того, чтобы вновь вернуться к нему, мы планируем провести в Перми совещание по авиастроительному комплексу.
В свою очередь, хотелось бы услышать от американцев их намерения в отношении совершенствования двигателей, в том числе по разработке моторов нового поколения.
Уже ни для кого не секрет, что достаточно давно идут переговоры об увеличении доли участия Pratt&Whitney в уставном капитале пермского холдинга. Лично мы не ставим перед собой задачу содействовать или препятствовать этому процессу. Это - позиция американцев.
Кроме этого, есть другие предложения к "Интерросу" о покупке их пакета акций. Насколько мне известно, эта российская ФПГ пока не рассматривает их, потому как считает, что переговоры с американскими партнерами зашли уже слишком далеко и поворачивать вспять просто неприлично.
Меня во всей этой ситуации не устраивает только одно. В течение полугода, пока ведутся все эти переговоры, пермский моторостроительный комплекс находится в "подвешенном" состоянии. По сути, никто не занимается его делами. Как следствие - спад производства, потеря темпов и прочее. Между тем, ситуацию на предприятии нельзя назвать кризисной. Исходя из этих соображений, нами и была начата работа над соглашением.
- Кто же это те другие, помимо американцев, потенциальные инвесторы пермских моторостроителей?
- Я уже искренне признавался, что не готов называть компанию. У меня нет на это полномочий. Если они захотят, то сами заявят о своих интересах. Поэтому вам придется поверить мне на слово, что такая компания есть, что это серьезные люди, с которыми можно вместе работать.
- Юрий Петрович, прояснились ли намерения по отношению к пермскому моторостроительному комплексу со стороны компании "Технологии моторов"?
- "Технологии моторов" заняли достаточно интересную позицию. В последнем разговоре, который не так давно состоялся у нас с Андреем Ховановым, он сказал следующее: "Мы - за создание федерального центра двигателестроения в Перми". Честно говоря, я тоже за это. Остается разобраться, в чем расходятся наши позиции, и кто же на самом деле "против".
Однако самое главное на сегодняшний день - это окончательное решение "Интерроса" по поводу его участия в проекте.
- Каково отношение американцев к подписанию готовящегося соглашения?
- К заключению соглашения американцы относятся довольно позитивно. Сегодня они находятся в очень интересном положении. Деньги в пермское моторостроение они в любом случае уже проинвестировали. И если при существующем выборе - увеличивать свое участие в проекте либо оставаться на прежних позициях - они предпочтут второй вариант, то вложенный капитал не окупится никогда. С другой стороны, приобретение дополнительных акций означает для P&W возможность усиления своего влияния на управление предприятием. В то же время увеличиваются и политические риски. Поэтому они заинтересованы в их минимизации.
Мы должны в большей степени начать работать вместе, подталкивая наше уважаемое правительство, чтобы оно определялось с государственной позицией в области авиастроения. Необходимо последовательно выстраивать цепочку: работа авиакомпании, приобретение, строительство авиалайнеров. Революции здесь не осуществить. Не может произойти так, что однажды утром мы проснемся и увидим, что все благополучно летает.