"Если ничего не предпринимать, то уже к 2015 году наши самолеты Су-27 и Су-30 покупать не станут - рынок будет занят более совершенной техникой. Поэтому не позднее 2010 года мы должны предложить покупателям принципиально новый продукт - истребитель пятого поколения", - считает гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян
В октябре на Совете безопасности будет обсуждаться ход реализации указа президента о создании ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой". СБ должен поставить точку в затянувшейся дискуссии о целесообразности интеграции оборонно-промышленного комплекса страны в мощные холдинги. "Первым камнем" в деле укрупнения "оборонки" должно стать создание вертикально интегрированного авиастроительного холдинга на базе АВПК "Сухой". Однако, несмотря на правительственные постановления и президентские указы, первый холдинг рождается в муках. Почему? Об этом "Итогам" рассказывает генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян.
- Михаил Асланович, согласно указу президента создание холдинговой компании "Сухой" должно быть завершено к началу следующего года. Однако оппоненты, в числе которых весьма влиятельные люди - губернаторы, директора заводов, - продолжают утверждать, что в идее холдинга больше вреда, чем пользы. Их аргументы: если финансовые потоки пойдут через Центр, то оскудеют региональные бюджеты, а вместе с ними и "социальный пакет". Более того, утверждается, что любимое детище АВПК истребитель пятого поколения - это малореальный и несвоевременный проект, чуть ли не ваша личная авиафантазия...
- С теми, кто утверждает, будто самолет пятого поколения нам не нужен, спорить просто неинтересно. Это все равно что спорить о том, развивать ли нам промышленность или оставаться сырьевой державой. На мой взгляд, такая страна, как наша, не может ограничиться экспортом сырья. Тем более что у нас немало регионов, где недра не так богаты и занять людей можно только на производстве. Теперь о социальном протесте, которым нас в последнее время усиленно пугают. Только один пример. За время существования АВПК "Сухой" средняя зарплата на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО. - "Итоги") увеличилась с пяти тысяч рублей почти до десяти тысяч. Такая же картина и на авиазаводе в Иркутске. Если людей специально не накручивать, с какой стати они будут протестовать? Следует отметить и такую деталь. В 1996 году КнААПО внесло в бюджет Хабаровского края 4 миллиона долларов в виде налогов, в 2001-м - 95 миллионов. 2001 год - это пик, так сложилась конъюнктура экспортных контрактов. А средний уровень за последние шесть лет - 28 миллионов долларов. Безусловно, централизация приведет к некоторому перераспределению финансовых потоков, но мы гарантируем, что после создания холдинга налоговые поступления в бюджет Хабаровского края будут не меньше 33 миллионов долларов в год. Впрочем, вопрос о налогах не первичен. На первом месте - проблема загрузки предприятий.
- Но вроде бы и Су-30МКК, который делают в Комсомольске-на-Амуре, и иркутский Су-30МКИ - товары вполне ходовые.
- Сегодня наш сегмент на мировом рынке военной авиации - порядка 20-23 процентов. Но, если ничего не предпринимать, уже в 2015 году даже Индия и Китай не захотят покупать самолеты Су-27 и СУ-30, поскольку рынок будет занят более совершенным продуктом. Не позднее 2010 года мы должны предложить потенциальным покупателям, и в первую очередь нашей армии, новый продукт - самолет пятого поколения. Однако стартовать необходимо уже сегодня, поскольку за один год такой самолет при всем желании не сделать. И все равно, по прогнозам, к 2010 году мы потеряем как минимум треть своего рынка авиапродукции военного назначения. Чтобы заполнить эту "дыру", мы предлагаем проект регионального гражданского самолета, начало серийного производства которого намечено на 2007 год. Оценивается он примерно в 16 миллиардов, что вполне соизмеримо с самыми смелыми военными программами. Да и команда под этот проект собрана волне достойная: "Сухой", "Ильюшин", "Яковлев" и Boeing. Я не понимаю, какие возражения может вызывать стратегия "Сухого": модернизация, пятое поколение, диверсификация, сервис и послепродажное обслуживание? Тем более что других концепций развития авиапрома просто нет.
- Почему же, например, на Иркутском заводе считают, что можно, особо не мудрствуя, довести Су-30МКИ до уровня самолета пятого поколения. Как говорится, дешево и сердито.
- Директора серийных заводов могут сколько угодно рассказывать, что их продукция вечна. Не люблю такое сравнение, но все это сильно напоминает мне попытку сделать из "Жигулей" Mercedes. Что бы там ни говорилось, в конструкции самолета на базе Су-30 невозможно, например, реализовать принцип внутреннего размещения оружия, что обязательно для самолета пятого поколения. Использование композитных материалов тоже неизбежно ведет к изменению конструкции. Так какой смысл в сохранении старой формы, если уже сегодня накопился такой объем научно-технических решений, который позволяет перейти на другой качественный уровень?
- Хорошо. Однако заводчане настаивают, что могут обойтись и без "ОКБ Сухого". На заводе в Комсомольске-на-Амуре, например, создан мощный инженерный центр. Руководство Иркутского завода недавно сообщило о покупке трех конструкторских бюро. Может быть, авиационная мысль действительно перемещается на периферию?
- Мир не глупее нас. Если бы конструкторские бюро местного значения в несколько десятков или даже в сотню человек были бы способны реализовывать крупные авиастроительные программы, мир не шел бы по пути консолидации авиационной промышленности, а ограничился бы созданием мелких творческих коллективов при отдельных серийных заводах. Но все происходит с точностью до наоборот. И, наверное, люди, которые принимали решение о создании холдинга во главе с "ОКБ Сухого", это учли. Большое заблуждение, будто какие-то второго или третьего уровня конструкторы в одночасье станут гениями, например Сикорскими или Туполевыми. И, я считаю, главное достижение "Сухого" за последние десять лет не только в том, что ему удалось сохранить и укрепить свои позиции на мировом авиарынке, а и в том, что ему удалось сохранить костяк своего конструкторского бюро, численность которого порядка пяти тысяч человек. Такие структуры не создаются за один день, хоть скупи не три, а три десятка мелких КБ. Кроме того, необходима школа, а такой школы на серийных заводах тоже нет. И вот вам результат: Иркутск начал работать над программой Су-30КН намного раньше, чем мы приступили к программе Су-30МКК, и еще не поставил ни одного самолета. А Су-30МКК мы вовсю торгуем с Китаем. Я откровенно не понимаю, на что рассчитывают люди, которые собираются развивать авиацию на одном отдельно взятом заводе. Это просто несерьезно и очень смахивает на кустарный промысел.
- Пусть вы и выиграли у корпорации "МиГ" конкурс на строительство самолета пятого поколения, но многие считают, что это виртуальная победа. Хотя бы потому, что у военных нет четкого представления о характере воздушного противоборства в 2010 году, когда должен появиться новый самолет.
- Требования к самолету военные изложили достаточно четко. Наш самолет должен выигрывать в противоборстве с самолетами пятого поколения, которые уже спроектированы в США и в Европе. Конечно, требования будут корректироваться по мере уточнения доктрины. И никакой виртуальности, никаких фантазий. Есть постановление правительства, существует решение военно-промышленного комитета и поручение президента, наконец. Мы уже и сегодня могли бы показать свои наработки, но существуют режимные ограничения. Между прочим, американцы свой самолет пятого поколения JSF тоже показали не сразу.
- Складывается впечатление, что серийные заводы просто не хотят отчислять от своей прибыли средства на какой-то там самолет будущего, не так ли?
- "ОКБ Сухого", которое является одной из опорных частей холдинга, - вполне устойчивая в экономическом плане организация, поэтому о поборах речь не идет. Но если всю прибыль расходовать только на региональные нужды, где взять средства на реализацию перспективных программ - на модернизацию, на тот же самолет пятого поколения? Рассчитывать на бюджет нет оснований. Те средства, которые заложены в программу вооружений на перспективу - это только 25-30, в некоторых случаях 40 процентов от потребностей, - могут обеспечить только процесс, но не результат. И если сегодня не объединить усилия науки и промышленности, чем тогда будут торговать ныне процветающие в финансовом плане заводы? Между прочим, Су-30, за который сейчас с заводами расплачиваются звонкой монетой, - продукт "ОКБ Сухого", наша интеллектуальная собственность, о чем тоже не стоило бы забывать. Но заводы договорились до того, что и интеллектуальная собственность нам якобы не принадлежит. Но ведь так не бывает! Нужен баланс. И мы его должны найти. Холдинг как акционерное общество со стопроцентной госсобственностью будет иметь коллегиальный орган управления в лице совета директоров, в который, между прочим, уже вошли представители промышленности. Вот совет директоров и обеспечит тот баланс, который приведет к сочетанию интересов всех предприятий с интересами компании в целом и интересами отрасли.
- Стало быть, причина конфликта только в деньгах?
- Потому-то мы и бедные, что тратим все силы на внутренние сражения. Кто умеет создавать новую технику бесплатно, без ресурсов, не управляя деньгами? Покажите мне этого человека. Туполев управлял деньгами, Курчатов, который создавал атомную бомбу, тоже. Да, тогда была безумно строгая система контроля. И сегодня есть система контроля, не такая кровожадная, но не менее строгая - тот же советов директоров холдинга, Счетная палата... Но коль скоро нам выдали лицензию на самостоятельное ведение внешнеторговой деятельности, значит, не все так плохо? Я одно знаю: не будет консолидации ресурсов, самолета пятого поколения тоже не будет. Не существует иного источника, который мог бы профинансировать эту программу. Между тем средства есть, но они уходят на затратные программы или вообще неизвестно на что. На какие, например, средства Иркутск скупил акции собственного предприятия? Да нет у ИАПО никакой коммерческой деятельности, кроме поставок Су-30МКИ в Индию. Которые, между прочим, без поддержки Центра не состоялись бы.
- Но некоторые эксперты утверждают, что мы уже опоздали и надо делать самолет не пятого поколения, а сразу шестого. В этом есть логика?
- В таких случаях я обычно задаю встречный вопрос: может быть, лучше сразу делать самолет десятого поколения? Возьмем паузу лет на пятьдесят, а потом как выкатим! Но я не Жюль Верн, и фантастика не моя специальность. Авиация требует постепенного развития. Скачки здесь невозможны. Например, немцы попытались сразу создать самолет четвертого поколения, пропустив третье, и столкнулись с огромными проблемами. Но порассуждать о самолете шестого поколения я, конечно, могу. Это не запрещено.
- Так все-таки ведутся такие работы в "ОКБ Сухого" или нет? Существует ли конкретный человек, который сидит и "рисует" самолет, скажем так, не совсем близкого будущего?
- Перспективные программы, безусловно, существуют. Например, программа развития беспилотных летательных аппаратов. Есть коллективы, которые занимаются гиперзвуковой тематикой. Но когда появятся эти продукты, я не могу сказать. Еще есть программа сверхзвукового административного самолета. Авиация неизбежно будет развиваться, и Россия должна быть готовой ответить на те вызовы, которые предъявят мировой рынок и мировая авиакооперация, а она, между прочим, уже почти сложилась. Мы же завязли во внутренних разборках. Хотя уже давно пора всем понять, что глобализация - это объективный процесс и бороться с ним бессмысленно.