Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Ростислав Беляков:
""МиГ" между прошлым и будущим "


Октябрь 2002 года Александр Манушкин, Красная Звезда


Четверть века назад в воздух впервые поднялся фронтовой истребитель МиГ-29

Ростислав Беляков
Юрий Иванович Белый родился в 1951 г. Закончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. С 1974 по 1987 г. работал военпредом и руководителем группы военного представительства при НИИ приборостроения. В 1987-1998 гг. - начальник военного представительства ВВС, заместитель начальника отдела заказывающего управления ВВС. С марта 1998 г. - директор НИИП. Имеет правительственные награды за безупречную службу в Вооруженных силах СССР и России. Член научно-технического совета Национальной ассоциации авиаприборостроения (НААП). Воинское звание - полковник.

Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" по числу серийно построенных самолетов и по количеству стран, в которые поступили эти машины, занимает ведущее место в мире. Истребители марки МиГ всегда отличались высокими боевыми характеристиками и уровнем технического совершенства. Они и сейчас состоят на вооружении ВВС многих государств, в том числе стран НАТО. Одним из самолетов, который принес славу и составил целую эпоху отечественного авиастроения, стал МиГ-29. 25 лет назад, 6 октября 1977 года, Герой Советского Союза летчик-испытатель Александр Федотов с аэродрома Летно-исследовательского института имени М. Громова впервые поднял в воздух этот истребитель уникальной аэродинамической схемы. О самолете-юбиляре и фирме, на которой он был разработан, рассказывает дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик РАН Ростислав БЕЛЯКОВ, под чьим руководством создан фронтовой истребитель МиГ-29.

- Создание истребителя МиГ-29 стало этапным в отечественном авиастроении. Чем он отличался от своих предшественников?

- Действительно, новый самолет должен был принять эстафету фронтовых истребителей ВВС у МиГ-21 и МиГ-23, превосходить в воздушных боях американский истребитель четвертого поколения F-16 и вести бой на равных с тяжелым истребителем F-15. Одной из главных особенностей истребителя МиГ-29 стала интегральная аэродинамическая компоновка, при которой фюзеляж выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы. МиГ-29 получил высокую тяговооруженность за счет двух новых в то время турбореактивных двигателей с форсажной камерой РД-33. Истребитель имел современную систему управления вооружением, на самолете предусматривалось применение управляемых ракет нового поколения "воздух - воздух" средней дальности К-27 и ракет ближнего боя К-14 или К-73. Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооруженность, надежная автоматизированная система управления обеспечили новому истребителю превосходные маневренные характеристики. Характерно и то, что в его конструкции, как ни на одном самолете ранее, нашли широкое применение композиционные материалы.

- Для создания уникальных разработок нужны не только светлые головы конструкторов, но и коллектив единомышленников, работающих на одну идею...

- Такой коллектив у нас был. Моим заместителем, руководителем проекта был Александр Чумаченко, в 1982 году главным конструктором был назначен Михаил Вальденберг, а с 1993 по 1999 год тему возглавлял Валерий Новиков. Большой вклад в создание и испытание МиГ-29 внесли Яков Селецкий, Вано Микоян, Аркадий Слободской, Николай Бунтин и многие-многие другие инженеры, конструкторы, испытатели.

- Со времени создания истребителя МиГ-29 прошло более 20 лет. Вооружение, радиосвязное и навигационное оборудование и другие системы устаревают гораздо быстрее...

- Это так, но и коллектив ОКБ не сидел сложа руки. На базе истребителя МиГ-29 были разработаны: двухместный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ, строящийся серийно на Нижегородском авиационном заводе "Сокол", истребитель МиГ-29 с аппаратурой активных помех, МиГ-29С с модернизированной системой управления вооружением и новыми ракетами средней дальности РВВ-АЕ, а также МиГ-29СД, МиГ-29СЭ для поставок на экспорт и многоцелевой МиГ-29СМ с управляемым оружием класса "воздух - поверхность".

25 апреля 1986 года состоялся первый полет самолета МиГ-29М, представляющего собой глубокую модификацию серийного МиГ-29 с новой системой управления вооружением, широкой номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей, рядом конструктивных отличий и повышенными характеристиками дальности полета.

На базе МиГ-29М для оснащения авианесущих крейсеров в ОКБ был спроектирован и в 1988 году построен самолет МиГ-29К со складывающимся для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года на МиГ-29К был выполнен первый в истории отечественной авиации и ВМФ взлет самолета с палубы авианесущего крейсера, оборудованной взлетным трамплином.

- А когда МиГ-29 вышел на международный рынок?

- Начиная с 1988 года истребитель неоднократно демонстрировался на международных авиационных выставках в России, Великобритании, Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. Истребитель продемонстрировал высокие летные качества, надежность системы спасения летчика в почти безнадежных критических ситуациях. По мнению многих специалистов, МиГ-29 является лучшим в своем классе истребителем мира конца ХХ века.

Помимо России, на вооружении ВВС которой состоит несколько сот самолетов МиГ-29, почти такое же количество этих истребителей имеют пять стран СНГ (Украина - 237 истребителей, Белоруссия - 82, Узбекистан - 36, Туркмения и Казахстан - по 22 машины).

В небе Европы летают 135 МиГ-29, из них 22 принадлежат Болгарии, 23 - Германии, 28 - Венгрии, 12 - Румынии, 22 - Польше, 15 - Словакии и 13 - Югославии. Еще больше МиГ-29 закуплено в Азии (почти 170 машин), из которых 66 состоит на вооружении ВВС Индии, 15 - Ирака, 35 - Ирана, 4 - Йемена, 18 - Малайзии и 20 - Сирии. Кроме того, 16 МиГ-29 имеет Перу и 12 - Куба. Есть они и в США: в 1997 году 21 истребитель МиГ-29 Пентагон приобрел у Молдавии.

- А каковы его перспективы в XXI веке?

- Конструкция истребителя настолько удачна, что сейчас трудно придумать более эффективную аэродинамическую схему планера. И я уверен, что в ближайшие десятилетия МиГ-29 будет составлять основу фронтовой истребительной авиации России.

В настоящее время РСК "МиГ" ведет работы по модернизации и созданию новых модификаций фронтового истребителя МиГ-29. Работами по программам МиГ-29 и МиГ-29К и их модификаций занимаются дирекции, которые возглавляют главные конструкторы А. Слободской и Н. Бунтин. Одной из приоритетных тем является создание модернизированного многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29СМТ. От предыдущих модификаций самолет отличается увеличенным внутренним запасом топлива и новым информационно-управляющим полем кабины летчика, построенным на основе многофункциональных цветных жидкокристаллических дисплеев и многофункциональных пультов управления. Для машины разработана новая архитектура бортового комплекса оборудования, установлены новые системы навигации, радиосвязи, радиопротиводействия, контроля и регистрации, контейнеры с системами оптоэлектроники и разведки.

Усовершенствованный комплекс вооружения включает управляемые ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, встроенную пушку ГШ-301, управляемое вооружение "воздух-поверхность" Х-29Т(ТЭ), КАБ-500КР(ОД), Х-31А, Х-31П, а также неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение.

Комплексная система управления вооружением, включающая модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС "Жук-М" с увеличенными дальностями действия, многоканальным обстрелом и современными режимами "воздух-поверхность", оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания, обеспечивает высокую боевую эффективность.

Новый самолет обладает превосходными маневренными характеристиками и высоким уровнем надежности и безопасности полета. МиГ-29СМТ может применяться не только в традиционной роли самолета завоевания превосходства в воздухе, но и как истребитель-бомбардировщик. Он также может использоваться как самолет-разведчик, обеспечивающий сбор и передачу на наземные пункты управления информации в режиме реального масштаба времени. Одной из последних разработок является двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29М2, первый полет которого состоялся 26 сентября 2001 года. Самолет МиГ-29М2 - принципиально новая машина с повышенной дальностью действия, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенным арсеналом вооружения.

В новой машине расширены ударные функции, в том числе боевая работа в группе, с малых высот, в сложной помеховой обстановке при сохранении высокой эффективности в воздушном бою. Самолет оборудован БРЛС "Жук-М" и имеет широкую номенклатуру вооружения "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Благодаря распределению обязанностей между двумя пилотами и новому бортовому оборудованию самолет в сложной боевой обстановке будет иметь более высокую эффективность, чем его одноместные конкуренты.

МиГ-29М2 был спроектирован с учетом требований ВВС Малайзии. Уже в октябре 2001 года самолет демонстрировался в Малайзии на традиционном авиасалоне LIMA-2001. Проведенная специалистами оценка показывает, что по боевой эффективности новый МиГ не уступает новым западным истребителям "Еврофайтеру" и "Рафалю".

Сейчас в ОКБ также ведутся работы по созданию фронтового истребителя МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Словом, МиГ-29, составивший целую эпоху отечественного авиастроения, еще сможет побить рекорды самолетов-долгожителей МиГ-15 и МиГ-21 и эффективно эксплуатироваться в первой половине XXI века.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4roP
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/km/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer