ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" - ведущий мировой разработчик винтокрылой техники. За пятьдесят лет на фирме создано полтора десятка базовых моделей вертолетов, каждая из которых имела многочисленные модификации (общим числом около 200). Почти все они поступили в серийное производство и по своим летно-техническим и экономическим показателям не уступают, а часто и превосходят лучшие зарубежные образцы.
Завод внес решающий вклад в становление и развитие отечественной винтокрылой авиации. Вертолетами "Ми" полностью укомплектованы вертолетные части армейской авиации, ВВС, МВД, МЧС и Погранвойск России. Они же многие годы составляли основу военно-морской авиации. Аппараты "Ми" составляют 95 процентов от всего национального производства вертолетов.
- Юрий Михайлович, за последнее время о вашей фирме писали столько, сколько, пожалуй, ни об одном другом оборонном предприятии. Речь шла о ее банкротстве, распродаже, чуть ли не уничтожении отечественного вертолетостроения. Проясните, пожалуйста, ситуацию.
- За последние месяцы проведен ряд мероприятий, в результате которых произошли позитивные перемены. Конечно, в экономическом плане ситуация по-прежнему сложная: мы в долгах, как в шелках. И причины тому известны. Во-первых, на мой взгляд, было ошибкой, что наше ОКБ, известное на весь мир и являющееся национальным достоянием, имеющее важнейшее, я бы сказал, стратегическое значение, не было включено в список предприятий, не подлежащих приватизации. Во-вторых, сама приватизация прошла таким образом, что фирма оказалась экономически разорена, а пакет акций, близкий к контрольному, скупили иностранцы. Постоянные иски, арбитражные суды лихорадили коллектив.
Однако при поддержке нынешнего руководства страны нам удалось изменить ситуацию. Мы заключили мировое соглашение с основным своим должником - банком "Госинкор". Спасибо его руководителю Владимиру Александровичу Чернову, что он проявил понимание в столь сложной ситуации. Также нам удалось снизить с 42 до 10 процентов количество акций, находящихся в ведении иностранного капитала. Это, скажу я вам, серьезная победа.
Словом, работа идет. В этом году мы получили достаточно солидный заказ на продление ресурса вертолетов от Министерства обороны, что поправило финансовое положение фирмы. Именно нам совместно с Казанским авиазаводом поручена разработка и постройка двух вертолетов-салонов для Президента РФ.
Проводимая Президентом и Правительством России работа по огосударствлению предприятий ОПК, играющих ключевую роль в поддержании оборонной мощи страны, нас обнадеживает.
- На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2001 в Жуковском на пресс-конференции, пожалуй, впервые за одним столом собрались генеральные директора фирмы-разработчика и серийных заводов из Улан-Удэ, Казани и Ростова-на-Дону. Как бы вы прокомментировали этот факт?
- К сожалению, за последнее десятилетие между родственными вертолетостроительными предприятиями, выпускающими идентичную продукцию, сложились определенные противоречия. Например, Ми-8, Ми-17 производят и в Казани, и в Улан-Удэ. Так сложилось традиционно, еще с советских времен. Поэтому и у наших зарубежных заказчиков были одни и те же исполнители: Казань обслуживала одни страны, Улан-Удэ - другие. В 90-е годы из-за слабого участия государства в регулировании поставок на экспорт и начались трения. Причем техника шла за рубеж при полном игнорировании мнения головного разработчика. Хотя в случае происшествия с вертолетом, в том числе и за границей, никто не задается вопросом, на каком заводе он изготовлен. Напротив, все говорят: это вертолет фирмы "Миль". В общем, ситуация была если не загнана в тупик, то оказалась близкой к критической.
- И какой же вы находите выход из положения?
- Ведем консультации, переговоры. МВЗ, как головная организация, стала инициатором в этом деле. Совсем недавно совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" подписали соглашение о совместных действиях в области продвижения продукции марки "Ми" на внешнем рынке. А то ведь как раньше было? Представители завода-изготовителя и госпосредник проводили предконтрактную работу, выходили на подписание контракта. Нередко случалось, что заказчик хотел купить не просто серийный вертолет, а более усовершенствованную машину. Начинался трудоемкий процесс дооборудования, переоснащения вертолета, хотя подобная модернизация на другом смежном заводе уже проводилась. Зачем городить огород, проводить конструкторские изменения, словом, делать двойную работу и затрачивать на это дополнительные средства? При нашем участии такого бы не происходило.
Вот еще почему на техническом уровне необходимо "разруливать" аналогичные ситуации по модификациям, по способам и формам модернизации и видам работ. МВЗ в состоянии это сделать. Именно такую цель преследовало подписанное нами соглашение с "Рособоронэкспортом". Принимая на себя обязанность регулирования технической стороны вопроса, мы тем самым облегчим работу государственных структур. Главное - избежать при этом какого-либо регионального лоббирования.
- Следует ли понимать, что роль головной организации-разработчика заметно возрастает?
- Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, который у нас действует на правах закона, всю ответственность с момента разработки и до момента утилизации воздушного судна несет разработчик. Исключение его из контура согласовательной, предконтрактной и контрактной работы чревато серьезными последствиями. Это наносит ущерб не только имиджу разработчика вертолетов марки "Ми", но и имиджу всего российского вертолетостроения.
Мы несем ответственность за каждый вертолет, произведенный на серийном заводе. Хотя у каждой страны есть свои специфические законы эксплуатации воздушных судов, мы пытаемся убедить их в необходимости нашего участия в этом вопросе, ведь речь идет в первую очередь о безопасности. Только в этом случае мы можем гарантировать долговечность и надежность винтокрылых машин. Иначе снимаем с себя всякую ответственность. На сей счет мы сделали официальное заявление и довели его до инозаказчиков. Более того, мною подписано письмо министру транспорта РФ с просьбой довести нашу позицию и до российских эксплуатантов.
Мы убеждены, что если наше предложение найдет понимание у всех сторон, если наше сотрудничество в данной области выйдет на качественно новый уровень, то это приведет к снижению числа аварий и катастроф. Говорю это не для красного словца. Давайте вспомним, что изготовлено свыше 30 тысяч милевских вертолетов, из них более 4 тысяч летает за рубежом. Мы хотим и всеми силами стремимся к тому, чтобы наши машины были надежны, долговечны и покупаемы. От этого выиграет вся вертолетная отрасль страны, выиграет Россия.
- И традиционный вопрос: каковы ваши планы?
- У нас есть краткосрочные и среднесрочные задачи. Одна из основных - модернизация вертолетов для Министерства обороны. Также большое внимание уделяем программе основного боевого вертолета XXI века Ми-28. На авиасалоне в Жуковском десятки тысяч человек рукоплескали нашим двум машинам Ми-28 и Ми-34. Это единственные в мире вертолеты, способные делать мертвые петли, немыслимые бочки на любых углах тангажа. Это вертолеты, которые летают хвостом назад. Все это необходимо не для красоты, а для боя. Уникальность Ми-28 - в высочайших маневренных и боевых возможностях. У нас есть и другие перспективные программы, но это тема отдельного разговора.
Подводя черту нашей беседе, хочу сказать, что милевцы с оптимизмом смотрят в будущее.