Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Корнуков :
"Система ПВО уничтожит захватчиков"


Сентябрь 2001 года Сергей Сокут , Независимое военное обозрение


Главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков уверен, что "американский вариант" в России не пройдет

Анатолий Корнуков
Генеральный директор ОАО "Внуковский авиаремонтный завод ?400" Михаил Юрьевич Морозов пришел на завод в 1978 году после окончания Московского авиационного института. Работал инженером Вычислительного центра, заместителем начальника Вычислительного центра, начальником Коммерческого отдела, коммерческим директором. В 1996 году на общем собрании акционеров был избран генеральным директором.

Хроника террористической операции 7:55. (15:55 по московскому времени) самолет авиакомпании "American Airlines" ("АА"), следующий рейсом # 11, вылетает из Бостона в Лос-Анджелес. 8:00. Самолет авиакомпании "United Airlines" ("UА"), рейс # 93, отправляется из Нью-Джерси в Сан-Франциско. 8:10. Самолет авиакомпании "AA", следующий рейсом # 77, вылетает из Вашингтона и берет курс на Лос-Анджелес. 8:15. Самолет авиакомпании "UA", следующий рейсом # 175, поднимается из Бостона и направляется в Лос-Анджелес. 8:46. Самолет, следующий рейсом # 11, спустя 51 минуту со времени взлета, врезается в северную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ). 8:55. Президент США, находящийся в штате Флорида в городе Сарасота, проинформирован о случившемся. 9:03. Самолет рейса # 175, спустя 48 минут со времени взлета, врезается в южную башню ВТЦ. 9:25. Федеральное авиационное управление США закрывает все аэропорты в окрестностях Нью-Йорка. 9:35. Перекрываются все мосты и тоннели в Манхэттене. 9:40. Федеральное авиационное управление США запрещает все полеты. 9:55. Самолет, следовавший рейсом # 77, спустя 1 час 45 минут со времени взлета, таранит здание Пентагона. 10:05. Обрушивается южная башня ВТЦ. 10:05. Белый дом эвакуируется, президент Буш покидает город Сарасоту и отдает приказ ВВС США сбить "Боинг", который держит курс на Вашингтон (рейс # 93). В воздух подняты истребители F-16. 10:15. Рушится часть здания Пентагона. 10:24. Федеральное авиационное управление США направляет все трансатлантические рейсы в Канаду 10:25. Самолет, следовавший рейсом # 93, спустя 2 часа 25 минут со времени взлета, падает в восьмидесяти милях к юго-востоку от Питтсбурга. Катастрофа становится результатом схватки пассажиров с террористами. 10:27. Обрушивается северная башня ВТЦ.

-Анатолий Михайлович, террористическая операция против США вновь обострила дискуссию о состоянии системы ПВО. Появились суждения о разрастающихся прорехах в ней и возможности повторения трагедии в России. Готова ли наша противовоздушная оборона к таким событиям?

- В общественном сознании существует миф о том, что в советской ПВО не имелось "белых пятен". На самом деле плотно прикрывались лишь некоторые районы на Дальнем Востоке, западе, северо-западе и в центре страны. Сплошного радиолокационного поля на высоте 100 метров в СССР не было, как не было и зенитных ракетных дивизионов через каждые 50 или 75 километров или истребительных авиационных полков через 150-200 километров.

У России сегодня примерно 27 тысяч километров государственной границы. Для создания сплошного поля на высоте 100 метров требуется 5400 РЛС и 2400 подвижных радиовысотомеров. Соответственно необходимо развернуть 4 тысячи отдельных радиолокационных рот, причем не только по периметру границы, но и в глубину. ПВО обязательно должна быть многоэшелонной. Что бывает, когда воплощается в жизнь концепция прикрытия лишь дальних рубежей продемонстрировала трагедия в США.

Для создания сплошного зенитно-ракетного "зонтика" над территорией всей страны нужно около 1000 зенитных ракетных дивизионов и батарей. Расстояние между ними не может превышать 75 километров для организации боевого взаимодействия. Истребительное прикрытие всей России и дружественных сопредельных государств предполагает наличие 1800 современных самолетов типа МиГ-31, Су-27 и Су-30.

Для воплощения в жизнь концепции такого непроницаемого щита не хватит всего российского госбюджета.

Критики ПВО забывают и то, что в нее входят силы Сухопутных войск и ВМФ России. Кроме того мы огромными усилиями воссоздаем систему противовоздушной обороны Советского Союза с помощью дружественных государств СНГ.

- Для решения внезапно возникающих задач, таких как террористические акты, важны не только количественные характеристики всей системы, но и доля боеготовых сил. Что сегодня входит в их состав?

- Каждый день в рамках Объединенной системы ПВО на боевое дежурство заступает более 5 тысяч человек. В составе дежурных сил 301 командный пункт (из них 250 - в России), 51 зенитный ракетный дивизион или батарея (28 - российских), 28 экипажей истребительной авиации (19 - из ВВС РФ), 6 экипажей вертолетов, 1 экипаж комплекса радиолокационного дозора и наведения. Разведку воздушного пространства обеспечивают 3 поста радиоэлектронной борьбы и 81 пост радио и радиотехнической разведки.

Суммарно все эти средства позволяют организовать 226 целевых каналов зенитных ракетных войск (168 - за счет средств ПВО России). Математическое ожидание числа уничтоженных целей только составом дежурных сил авиации и ЗРВ исчисляется 248 средствами воздушного нападения (178 из них должны поразить ВВС РФ).

В кризисных ситуациях, например, во время югославских событий или обострении обстановки в Центральной Азии производится масштабное наращивание возможностей дежурных сил.

- В чем, на ваш взгляд, причины состоявшихся в США терактов?

- Во-первых, при создании системы ПВО военные США преувеличили фактор неуязвимости Североамериканского континента, со всех сторон прикрытого океана и оперативное построение системы НОРАД предполагает борьбу с воздушным противником лишь на дальних рубежах. Поэтому внутри страны не оказалось средств, готовых немедленно приступить к выполнению задач по предназначению.

Во-вторых, они несколько халатно отнеслись к оценке ситуации при захвате авиалайнеров у нас в таких ситуациях система ПВО действует более оперативно. Вспомните инцидент в Кубинке, когда техник самолета произвел несанкционированный взлет. Пара истребителей села на хвост машине и была готова сбить ее, если она пойдет на Москву или другой населенный пункт. Цель сопровождали все дежурные дивизионы западного сектора системы С-50. Приказ на уничтожение мог быть отдан в любой момент. Однако это не потребовалось, поскольку нарушитель упал сам.

Конечно, система ПВО создавалась не для борьбы с хулиганами, но жизнь вносит свои коррективы, и сейчас не учитывать "фактор камикадзе" нельзя. Соответствующие задачи главкомат ставит войскам.

- В инциденте, о котором вы упомянули, участвовал боевой самолет, а в Америке терракт осуществили с помощью пассажирских самолетов, в которых находились заложники. Как поступать в таких случаях?

- В соответствии Руководством по организации и несению боевого дежурства, которое действует с 1995 года, силам ПВО разрешено открывать огонь только по боевым самолетам. Сбивать пассажирские или спортивные машины можно лишь тогда, когда достоверно известно, что самолет захвачен террористами и на борту нет заложников. Если бандиты не выполняют команды системы ПВО, разрешено открывать огонь и авиации, и зенитно-ракетным войскам.

- Таким образом и наши ВВС в случае повторения американской ситуации были бы бессильны?

- Упомянутый документ утвердил министр обороны, и он может какие-то положения его отменить. Если бы мне достоверно было известно, что на борту авиалайнера заложники и террористы с бомбой, которые рвутся к Кремлю, я бы доложил министру обороны и предложил ему уничтожить этот самолет. Это - меньшее из двух зол. И пусть потом оценивают мои действия как угодно.

- Как отреагировали ВВС России на то, что случилось в США?

- В 17.30 на всех командных пунктах уже находились командиры и командующие. Немедленно была закрыта для полетов зона над Москвой и Санкт-Петербургом. Причем запрет касался даже вертолетов ГИБДД и пожарной охраны, экстренные вылеты которых выполнялись по индивидуальным разрешениям.

Немедленно было усилено радиолокационное поле, которое в России обычно создают 117 РЛС (в том числе 15 станций вокруг Москвы). Для гарантированного обнаружения возможных нарушителей увеличили число дежурных радаров.

Дополнительно привели в готовность 4 экипажа авиации на дальнем кольце ПВО столицы.

Была установлена связь с главным, зональными и районными центрами Единой системы управления воздушным движением с тем, чтобы ужесточить контроль за правилами пересечения государственной границы и улучшить взаимодействие с силами ПВО. В результате в течение 24 часов после терракта не отмечено ни одного нарушения правил полетов (обычно за сутки мы регистрируем 15-20 таких фактов).

- Переводились ли ВВС в более высокие степени готовности?

- Нет. Даже после сокращения за последние годы в два раза система ПВО столицы не потеряла своего могущества. Дивизионов, имеющихся вокруг Москвы, хватит для того, чтобы уничтожить любую цель, в том числе террористов. Я полностью исключаю ситуацию, при которой в воздушном пространстве России полностью потерян контроль над несколькими воздушными судами.

- Как положено действовать в случае возникновения подобных ситуаций?

- Немедленно извещается центральный командный пункт ВВС, затем - ФСБ, МЧС и другие ведомства. Мы уточняем ситуацию через зональные или районные центры управления воздушным движением. После этого оперативный дежурный ЦКП без задержки приводит в готовность номер один дивизионы в соответствующей зоне или на соответствующем направлении. Этот алгоритм отработан и сомнений в его эффективности нет.

- Но если бы с подмосковного аэродрома взлетел самолет с террористом и немедленно взял курс на Кремль, его бы успели перехватить?

- Скажу откровенно, если это, не дай Бог, случится, мы не успеем подготовиться и открыть огонь. Дивизионы дежурят в готовности #2, и на приведение их в готовность #1 нужно 10-12 минут. Оперативность оповещения вполне достаточна, но для уничтожения самолета нужно постоянно держать дивизионы в готовности к немедленному открытию огня. Это трудная ситуация, и нам есть над чем подумать, особенно в Московской зоне.

- Какие уроки можно извлечь из трагедии в США?

- Первый урок должна сделать служба режима. Мне трудно представить, почему наши коллеги из американской авиации пропустили на борт самолетов такое количество террористов.

Второй урок связан с системой оповещения. Хотя она у нас отработана, но в ней есть изъяны. Диспетчеры гражданских аэродромов должны быть более ответственными, надо пресечь случаи умалчивания нарушений и добиться 100-процентного немедленного информирования ВВС об этих фактах.

Третье - и это, наверное, будет сделано - любой объект особой важности, который может привлечь внимание террористов, должен иметь систему защиты в ближней зоне. Это могут быть, например, ПЗРК, которые отличаются оперативностью и простотой использования. Кстати, в период обострения террористической деятельности в России мы предлагали на особо важных объектах внутри Москвы и на высотных зданиях иметь стрелков-зенитчиков.

- Президент России и министр обороны поставили дополнительные задачи перед ВВС?

- Нет, дополнительно никаких задач не было. Сейчас идет осмысление проблемы, и мы сами выйдем к руководству с предложениями по предотвращению подобных актов. В частности, мы предложим внести коррективы в нормативно-правовую базу, чтобы легализовать уничтожение воздушных судов с террористами.

- Нужны ли какие-то изменения в системе разведки воздушного пространства и в организации взаимодействия с гражданскими службами управления воздушным движением?

- Программа развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства утверждена президентом, ее надо выполнять. К сожалению, есть случаи бойкотирования этого документа, о чем мы докладывали главе государства. Речь идет о позициях двойного назначения. Наши коллеги из Государственной службы гражданской авиации очень неохотно идут на контакт в этом вопросе, и в результате мы имеем только 24 позиции двойного назначения на территории России, а их должно быть по крайней мере около 150.

Безусловно, требует корректировки система управления воздушным движением. Обязательно нужен закон об ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение правил полетов над территорией страны. Без жесткого закона трудно заставить людей строго соблюдать правила полетов и Воздушный кодекс. Наши попытки активизировать деятельность на этом направлении успеха пока не имеют, но я думаю, что трагедия в Америке должна способствовать решению проблемы.

- Будут ли вносится изменения в техническую политику ВВС?

- Конечно будут. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос и в связи с изменившейся обстановкой планируем внести коррективы в оперативное искусство войск ПВО, в документы боевого управления и в технику. Речь идет и о системе "Триумф", и о комплексе ближней зоны "Панцирь".

- ВВС планируют создать защиту против выявившейся угрозы, но ведь террористы, как показывает практика, придумают что-нибудь новое. Готовы ли вы к этому?

- Мы готовимся к отражению широкого спектра террористических угроз. Обо всем говорить не буду, но один пример приведу. Еще в период обострения обстановки на Северном Кавказе отработаны действия при захвате террористом боевого самолета или вертолета ВВС. Причем этот вариант ЧП по многим параметрам сложнее, чем в случае с гражданской машиной.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Gww
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/geo/himki/, смотрите ссылку.
YouDo: http://perevozki.youdo.com/country/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer