Хроника террористической операции 7:55. (15:55 по московскому времени) самолет авиакомпании "American Airlines" ("АА"), следующий рейсом # 11, вылетает из Бостона в Лос-Анджелес. 8:00. Самолет авиакомпании "United Airlines" ("UА"), рейс # 93, отправляется из Нью-Джерси в Сан-Франциско. 8:10. Самолет авиакомпании "AA", следующий рейсом # 77, вылетает из Вашингтона и берет курс на Лос-Анджелес. 8:15. Самолет авиакомпании "UA", следующий рейсом # 175, поднимается из Бостона и направляется в Лос-Анджелес. 8:46. Самолет, следующий рейсом # 11, спустя 51 минуту со времени взлета, врезается в северную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ). 8:55. Президент США, находящийся в штате Флорида в городе Сарасота, проинформирован о случившемся. 9:03. Самолет рейса # 175, спустя 48 минут со времени взлета, врезается в южную башню ВТЦ. 9:25. Федеральное авиационное управление США закрывает все аэропорты в окрестностях Нью-Йорка. 9:35. Перекрываются все мосты и тоннели в Манхэттене. 9:40. Федеральное авиационное управление США запрещает все полеты. 9:55. Самолет, следовавший рейсом # 77, спустя 1 час 45 минут со времени взлета, таранит здание Пентагона. 10:05. Обрушивается южная башня ВТЦ. 10:05. Белый дом эвакуируется, президент Буш покидает город Сарасоту и отдает приказ ВВС США сбить "Боинг", который держит курс на Вашингтон (рейс # 93). В воздух подняты истребители F-16. 10:15. Рушится часть здания Пентагона. 10:24. Федеральное авиационное управление США направляет все трансатлантические рейсы в Канаду 10:25. Самолет, следовавший рейсом # 93, спустя 2 часа 25 минут со времени взлета, падает в восьмидесяти милях к юго-востоку от Питтсбурга. Катастрофа становится результатом схватки пассажиров с террористами. 10:27. Обрушивается северная башня ВТЦ.
-Анатолий Михайлович, террористическая операция против США вновь обострила дискуссию о состоянии системы ПВО. Появились суждения о разрастающихся прорехах в ней и возможности повторения трагедии в России. Готова ли наша противовоздушная оборона к таким событиям?
- В общественном сознании существует миф о том, что в советской ПВО не имелось "белых пятен". На самом деле плотно прикрывались лишь некоторые районы на Дальнем Востоке, западе, северо-западе и в центре страны. Сплошного радиолокационного поля на высоте 100 метров в СССР не было, как не было и зенитных ракетных дивизионов через каждые 50 или 75 километров или истребительных авиационных полков через 150-200 километров.
У России сегодня примерно 27 тысяч километров государственной границы. Для создания сплошного поля на высоте 100 метров требуется 5400 РЛС и 2400 подвижных радиовысотомеров. Соответственно необходимо развернуть 4 тысячи отдельных радиолокационных рот, причем не только по периметру границы, но и в глубину. ПВО обязательно должна быть многоэшелонной. Что бывает, когда воплощается в жизнь концепция прикрытия лишь дальних рубежей продемонстрировала трагедия в США.
Для создания сплошного зенитно-ракетного "зонтика" над территорией всей страны нужно около 1000 зенитных ракетных дивизионов и батарей. Расстояние между ними не может превышать 75 километров для организации боевого взаимодействия. Истребительное прикрытие всей России и дружественных сопредельных государств предполагает наличие 1800 современных самолетов типа МиГ-31, Су-27 и Су-30.
Для воплощения в жизнь концепции такого непроницаемого щита не хватит всего российского госбюджета.
Критики ПВО забывают и то, что в нее входят силы Сухопутных войск и ВМФ России. Кроме того мы огромными усилиями воссоздаем систему противовоздушной обороны Советского Союза с помощью дружественных государств СНГ.
- Для решения внезапно возникающих задач, таких как террористические акты, важны не только количественные характеристики всей системы, но и доля боеготовых сил. Что сегодня входит в их состав?
- Каждый день в рамках Объединенной системы ПВО на боевое дежурство заступает более 5 тысяч человек. В составе дежурных сил 301 командный пункт (из них 250 - в России), 51 зенитный ракетный дивизион или батарея (28 - российских), 28 экипажей истребительной авиации (19 - из ВВС РФ), 6 экипажей вертолетов, 1 экипаж комплекса радиолокационного дозора и наведения. Разведку воздушного пространства обеспечивают 3 поста радиоэлектронной борьбы и 81 пост радио и радиотехнической разведки.
Суммарно все эти средства позволяют организовать 226 целевых каналов зенитных ракетных войск (168 - за счет средств ПВО России). Математическое ожидание числа уничтоженных целей только составом дежурных сил авиации и ЗРВ исчисляется 248 средствами воздушного нападения (178 из них должны поразить ВВС РФ).
В кризисных ситуациях, например, во время югославских событий или обострении обстановки в Центральной Азии производится масштабное наращивание возможностей дежурных сил.
- В чем, на ваш взгляд, причины состоявшихся в США терактов?
- Во-первых, при создании системы ПВО военные США преувеличили фактор неуязвимости Североамериканского континента, со всех сторон прикрытого океана и оперативное построение системы НОРАД предполагает борьбу с воздушным противником лишь на дальних рубежах. Поэтому внутри страны не оказалось средств, готовых немедленно приступить к выполнению задач по предназначению.
Во-вторых, они несколько халатно отнеслись к оценке ситуации при захвате авиалайнеров у нас в таких ситуациях система ПВО действует более оперативно. Вспомните инцидент в Кубинке, когда техник самолета произвел несанкционированный взлет. Пара истребителей села на хвост машине и была готова сбить ее, если она пойдет на Москву или другой населенный пункт. Цель сопровождали все дежурные дивизионы западного сектора системы С-50. Приказ на уничтожение мог быть отдан в любой момент. Однако это не потребовалось, поскольку нарушитель упал сам.
Конечно, система ПВО создавалась не для борьбы с хулиганами, но жизнь вносит свои коррективы, и сейчас не учитывать "фактор камикадзе" нельзя. Соответствующие задачи главкомат ставит войскам.
- В инциденте, о котором вы упомянули, участвовал боевой самолет, а в Америке терракт осуществили с помощью пассажирских самолетов, в которых находились заложники. Как поступать в таких случаях?
- В соответствии Руководством по организации и несению боевого дежурства, которое действует с 1995 года, силам ПВО разрешено открывать огонь только по боевым самолетам. Сбивать пассажирские или спортивные машины можно лишь тогда, когда достоверно известно, что самолет захвачен террористами и на борту нет заложников. Если бандиты не выполняют команды системы ПВО, разрешено открывать огонь и авиации, и зенитно-ракетным войскам.
- Таким образом и наши ВВС в случае повторения американской ситуации были бы бессильны?
- Упомянутый документ утвердил министр обороны, и он может какие-то положения его отменить. Если бы мне достоверно было известно, что на борту авиалайнера заложники и террористы с бомбой, которые рвутся к Кремлю, я бы доложил министру обороны и предложил ему уничтожить этот самолет. Это - меньшее из двух зол. И пусть потом оценивают мои действия как угодно.
- Как отреагировали ВВС России на то, что случилось в США?
- В 17.30 на всех командных пунктах уже находились командиры и командующие. Немедленно была закрыта для полетов зона над Москвой и Санкт-Петербургом. Причем запрет касался даже вертолетов ГИБДД и пожарной охраны, экстренные вылеты которых выполнялись по индивидуальным разрешениям.
Немедленно было усилено радиолокационное поле, которое в России обычно создают 117 РЛС (в том числе 15 станций вокруг Москвы). Для гарантированного обнаружения возможных нарушителей увеличили число дежурных радаров.
Дополнительно привели в готовность 4 экипажа авиации на дальнем кольце ПВО столицы.
Была установлена связь с главным, зональными и районными центрами Единой системы управления воздушным движением с тем, чтобы ужесточить контроль за правилами пересечения государственной границы и улучшить взаимодействие с силами ПВО. В результате в течение 24 часов после терракта не отмечено ни одного нарушения правил полетов (обычно за сутки мы регистрируем 15-20 таких фактов).
- Переводились ли ВВС в более высокие степени готовности?
- Нет. Даже после сокращения за последние годы в два раза система ПВО столицы не потеряла своего могущества. Дивизионов, имеющихся вокруг Москвы, хватит для того, чтобы уничтожить любую цель, в том числе террористов. Я полностью исключаю ситуацию, при которой в воздушном пространстве России полностью потерян контроль над несколькими воздушными судами.
- Как положено действовать в случае возникновения подобных ситуаций?
- Немедленно извещается центральный командный пункт ВВС, затем - ФСБ, МЧС и другие ведомства. Мы уточняем ситуацию через зональные или районные центры управления воздушным движением. После этого оперативный дежурный ЦКП без задержки приводит в готовность номер один дивизионы в соответствующей зоне или на соответствующем направлении. Этот алгоритм отработан и сомнений в его эффективности нет.
- Но если бы с подмосковного аэродрома взлетел самолет с террористом и немедленно взял курс на Кремль, его бы успели перехватить?
- Скажу откровенно, если это, не дай Бог, случится, мы не успеем подготовиться и открыть огонь. Дивизионы дежурят в готовности #2, и на приведение их в готовность #1 нужно 10-12 минут. Оперативность оповещения вполне достаточна, но для уничтожения самолета нужно постоянно держать дивизионы в готовности к немедленному открытию огня. Это трудная ситуация, и нам есть над чем подумать, особенно в Московской зоне.
- Какие уроки можно извлечь из трагедии в США?
- Первый урок должна сделать служба режима. Мне трудно представить, почему наши коллеги из американской авиации пропустили на борт самолетов такое количество террористов.
Второй урок связан с системой оповещения. Хотя она у нас отработана, но в ней есть изъяны. Диспетчеры гражданских аэродромов должны быть более ответственными, надо пресечь случаи умалчивания нарушений и добиться 100-процентного немедленного информирования ВВС об этих фактах.
Третье - и это, наверное, будет сделано - любой объект особой важности, который может привлечь внимание террористов, должен иметь систему защиты в ближней зоне. Это могут быть, например, ПЗРК, которые отличаются оперативностью и простотой использования. Кстати, в период обострения террористической деятельности в России мы предлагали на особо важных объектах внутри Москвы и на высотных зданиях иметь стрелков-зенитчиков.
- Президент России и министр обороны поставили дополнительные задачи перед ВВС?
- Нет, дополнительно никаких задач не было. Сейчас идет осмысление проблемы, и мы сами выйдем к руководству с предложениями по предотвращению подобных актов. В частности, мы предложим внести коррективы в нормативно-правовую базу, чтобы легализовать уничтожение воздушных судов с террористами.
- Нужны ли какие-то изменения в системе разведки воздушного пространства и в организации взаимодействия с гражданскими службами управления воздушным движением?
- Программа развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства утверждена президентом, ее надо выполнять. К сожалению, есть случаи бойкотирования этого документа, о чем мы докладывали главе государства. Речь идет о позициях двойного назначения. Наши коллеги из Государственной службы гражданской авиации очень неохотно идут на контакт в этом вопросе, и в результате мы имеем только 24 позиции двойного назначения на территории России, а их должно быть по крайней мере около 150.
Безусловно, требует корректировки система управления воздушным движением. Обязательно нужен закон об ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение правил полетов над территорией страны. Без жесткого закона трудно заставить людей строго соблюдать правила полетов и Воздушный кодекс. Наши попытки активизировать деятельность на этом направлении успеха пока не имеют, но я думаю, что трагедия в Америке должна способствовать решению проблемы.
- Будут ли вносится изменения в техническую политику ВВС?
- Конечно будут. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос и в связи с изменившейся обстановкой планируем внести коррективы в оперативное искусство войск ПВО, в документы боевого управления и в технику. Речь идет и о системе "Триумф", и о комплексе ближней зоны "Панцирь".
- ВВС планируют создать защиту против выявившейся угрозы, но ведь террористы, как показывает практика, придумают что-нибудь новое. Готовы ли вы к этому?
- Мы готовимся к отражению широкого спектра террористических угроз. Обо всем говорить не буду, но один пример приведу. Еще в период обострения обстановки на Северном Кавказе отработаны действия при захвате террористом боевого самолета или вертолета ВВС. Причем этот вариант ЧП по многим параметрам сложнее, чем в случае с гражданской машиной.