Возникающие порой между Москвой и Вашингтоном политические разногласия отнюдь не мешают развитию взаимовыгодного партнерства в сфере высоких технологий. В беседе с корреспондентом нашей газеты Сергеем Путиловым руководитель российского отделения крупнейшей американской авиационно-космической корпорации "Юнайтед текнолоджиз" Ричард БРОДИ поделился планами сотрудничества с нашими отечественными компаниями.
- Какие цели преследует "Юнайтед текнолоджиз" в России?
- Впервые наша компания появилась на российском рынке еще до революции, мы возобновили сотрудничество десять лет назад. Сейчас все пять подразделений корпорации задействованы в различных совместных проектах с российскими партнерами и уже успели инвестировать в российскую экономику более 400 млн долларов. Мы вернулись по нескольким причинам. У вас рынок с внушительным потенциалом. Кроме того, Россия обладает громадными интеллектуальными и технологическими ресурсами. Диапазон реализующихся совместных проектов - от ракетных двигателей, авиационных силовых установок вплоть до офисных кондиционеров.
- По каким именно направлениям осуществляется сотрудничество?
- Наиболее динамично развивается аэрокосмическое партнерство. Основной проект - это производство жидкостных ракетных двигателей РД-180 совместным предприятием, куда вошли наша корпорация и НПО "Энергомаш". В своем классе эта космическая силовая установка не имеет равных в мире. Подтверждением может служить успешный старт в прошлом году американской ракеты-носителя среднего класса "Атлас-3", оснащенной РД-180. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проект себя оправдает. Хотя, конечно, нам приходится жестко конкурировать с другими поставщиками космических услуг. Что касается авиации, то двигатели фирмы "Пратт энд Уитни" великолепно зарекомендовали себя на Ил-96М/Т. Этот самолет стал первым российским лайнером, получившим американский сертификат летной годности. А это, на мой взгляд, является важным достижением. Очевидно, что реализующаяся программа имеет будущее.
Наше подразделение, "Пратт энд Уитни", является одним из учредителей Пермского моторостроительного завода (ПМЗ), где мы модернизируем российский двигатель ПС-90А. Он будет устанавливаться на большинстве перспективных самолетов, производящихся в России, например, таких, как Ил-96 и Ту-204. "Юнайтед текнолоджиз" инвестирует в этот проект 125 млн долларов, мы выполняем ранее данные обязательства. Важно, что этот двигатель найдет применение и в нефтегазовой промышленности. То есть рынок есть. На ПМЗ производятся и отдельные агрегаты для двигателей "Пратт энд Уитни", которые экспортируются в США. Очень динамично развивается партнерство между Россией и подразделением нашей компании "Пратт энд Уитни Канада", занимающейся созданием двигателей для малой авиации. Недавно они создали в Санкт-Петербурге совместное конструкторское бюро, где работают 60 российских инженеров. Среди разрабатываемых проектов следует назвать вертолет "Ансат", производство которого налаживают в Казани. Ведется работа по адаптации двигателей "Пратт энд Уитни" для грузопассажирского вертолета Ми-38, который, как мы надеемся, займет свою нишу на мировом рынке. В рамках достигнутых договоренностей наши двигатели устанавливаются на самолеты Ил-114-100. Еще одно важное направление - производство теплообменников для "Боингов"-747 и 777. Качество продукции отвечает международным стандартам.
- Заключены ли новые контракты в космической области?
- Сейчас только две фирмы в мире изготавливают скафандры для астронавтов: это российская компания "Звезда" и наша "Хамильтон сандстрэнд". "Хамильтон сандстрэнд" сотрудничает с Российским авиационно-космическим агентством в области подготовки астронавтов и космонавтов к использованию скафандров различных модификаций. Также "Хамильтон сандстрэнд" и "Звезда" ведут переговоры о сотрудничестве в области разработки новых технологий.
- Вертолетная техника, вероятно, тоже не обойдена вниманием?
- Подразделение "Юнайтед текнолоджиз", "Сикорский эйркрафт", пришло на российский рынок в начале 90-х. Сегодня ему принадлежит 9,4 процента акций "Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля". Совместная деятельность сосредоточена на проектно-конструкторских работах для вертолетов S-76 и S-92, которым предстоит освоить значительную нишу на рынке, а также на совместном с российскими инженерами рулевого винта вертолета S-76.
- Как вы оцениваете начавшийся в России процесс реформирования авиационной промышленности?
- Нас очень вдохновляет тот факт, что ваше правительство в последнее время начало уделять большое внимание развитию авиационной отрасли. Сделаны важные шаги в направлении ее консолидации и укрупнения. Это, без сомнения, будет способствовать тому, что авиапром станет более жизнеспособным. "Юнайтед текнолоджиз" приветствует проводимые мероприятия, поскольку это пойдет на пользу нашему сотрудничеству.
- И все-таки что же преобладает в отношениях между российской и американской аэрокосмической промышленностью конкуренция или сотрудничество?
- Я думаю, что авиационный бизнес в двадцать первом веке является глобальным бизнесом. Ни одна, даже самая крупная фирма в мире не может в одиночку осуществлять проекты, ставящиеся современностью. Это касается проектирования и производства авиационной и космической техники, маркетинга, послепродажного обслуживания. Сотрудничество с Россией сулит огромные возможности. Хотя, конечно, останутся направления, по которым мы будем конкурировать.