- Главное, чтобы госрегулирование находилось в правовом поле. Что касается "внимания", которое проявляют к авиакомпании "Ист Лайн" силовые структуры, то еще раз хочу подчеркнуть, что проверяется не сама авиакомпания, а груз, прибывающий из-за рубежа, такая же работа ведется в отношении многих участников рынка авиационных перевозок, а кроме того, и грузов, перемещаемых через границу на других видах транспорта. Я еще раз хочу подчеркнуть, что мы всего лишь перевозим груз и не более того, и не занимаемся таможенным оформлением.
Я не хочу обвинять ФСБ в выполнении чьего бы то ни было заказа, но, судя по массированному выбросу в СМИ недостоверной информации о проверках груза, провозимого именно авиакомпанией "Ист Лайн", - речь все-таки идет о нечистоплотной конкурентной борьбе. Посмотрите, в последней информации, переданной по РТР, нет ни одного достоверного факта. Если государственные службы начинают принимать в этом участие, то такие действия не создают условия для развития рынка. А проблем и так хватает.
Практически 10 лет авиация работала по принципу "открытое небо": лицензии выдавались всем, кто пожелает. Это привело к тому, что сегодня на каждой линии внутри Российской Федерации имеется от двух и более перевозчиков. При этом заполняемость воздушных пассажирских судов не превышает 54%.
Выход из данной ситуации - жесткое государственное регулирование в сфере сертификации и лицензирования. Тогда количество перевозчиков в значительной степени сократится. Это даст возможность компаниям начать реально зарабатывать.
Например, в США с 1942 по 1972 год авиационные власти не выдавали лицензий: в итоге они получили десяток крупных и богатых компаний. Теперь банки легко дают этим авиакомпаниям кредиты. И не требуются никакие дополнительные гарантии.
Законодательство в России должно быть изменено таким образом, чтобы компания, получившая коммерческие права, была уверена, что сможет эксплуатировать ту или иную линию не один и не два года и там не появится еще пять-шесть конкурентов. Я думаю, что этот период нужно зафиксировать на 10-15 лет, когда один или два перевозчика эксплуатировали бы данную линию. Это даст возможность банкам понять, что эту авиакомпанию можно финансировать, так как она ликвидная. Банк в этой ситуации видит, что компания может отдавать деньги и идет на схему финансового лизинга.
Авиакомпании станут заказывать самолеты у отечественного производителя - заработает авиационная промышленность. На сегодняшний день она разрушена не до такой степени, чтобы не смогла в течение нескольких лет подняться до прежнего уровня. Ведь научный потенциал и технологии в российском авиапроме не утрачены.
Вот достаточно простая схема. Но если государство начнет жестко регулировать гражданскую авиацию, многие авиакомпании уйдут с этого рынка. Поэтому идет жесточайшее сопротивление.
- Но все же одна из главных проблем авиации, которая интересует и обывателей, и профессионалов, - это безопасность полетов...
- Безопасность - это приоритет. Государственная служба гражданской авиации поддерживает на должном уровне и четко контролирует этот вопрос. Любое серьезное происшествие может привести к закрытию авиакомпании. Но, если мы не будем продвигаться вперед, так как продвигается Запад, то наступит тот самый рубеж, когда ситуация начнет резко ухудшаться. Сейчас на Западе вводится система TCAS - система предупреждения об опасном сближении, для них это достаточно актуальная проблема из-за интенсивного воздушного движения. В целом по России сегодня такая проблема не стоит, хотя есть ключевые узлы, такие как Москва, куда летят со всех концов света. Введение обязательного наличия TCAS в московской зоне облегчило бы ситуацию для диспетчеров и значительно улучшило бы ситуацию с воздушным движением в московской зоне.
- А как обстоят дела с безопасностью полетов в вашей авиакомпании?
- Мы считаем, что у нас сегодня самый жесткий в Российской Федерации контроль полетов средствами объективного контроля. 100%-ная расшифровка рейсов дает возможность понимать, как ведет себя летный состав и материальная часть в полете. В конце февраля в ходе инспекционной проверки авиационных властей Канады и представителей ООН была отмечена уникальность данных программ и высказана заинтересованность в их приобретении.
- Есть ли в России авиатехника, способная конкурировать с иностранной?
- Российские самолеты в общем не уступают по качеству западным. Такие модели как Ил-96-300, Ту-204 - по многим показателям превосходят иностранные аналоги. А стоимость наших самолетов нового поколения на порядок ниже, чем аналоги западного производства. Например, Ил-96 стоит около 35 млн долларов, а его аналог Боинг-767 - более 70 млн долларов. Но если Боинг вначале стоит только в два раза дороже, то его дальнейшая эксплуатация, запасные части и техническое обслуживание доведет эту цифру до баснословной, которая уже будет отличаться на порядок.
- Когда Вы планируете начать обновление парка авиакомпании "Ист Лайн" самолетами нового поколения?
- Первый самолет Ил-76-ТФ взлетит в авиакомпании "Ист Лайн" к концу этого года, второй самолет - следующей весной. Дальше посмотрим, как эта техника проявит себя в деле.
Помимо этого, мы рассматриваем вопрос о грузовых Ту-204. На этом самолете целесообразно будет перевозить объемные грузы. Потребность в данном типе - максимум два самолета. У него есть колоссальный недостаток - отсутствие рамповой загрузки.
- Ситуация с российской авиационной техникой на Западе остается сложной. Например сейчас предпринимаются меры по вытеснению с западного рынка грузовых самолетов Ил-76. У авиакомпании "Ист Лайн" самый большой парк этих самолетов. Вас это не пугает?
- Думаю, что для российской гражданской авиации это совершенно не опасно. Европа стремится к большей безопасности для своих граждан, к улучшению экологии. Ил-76 действительно самолет шумный и имеет некоторые недостатки в плане экологии. Именно поэтому я считаю, что европейцы принимают правильное решение.
Но никто не собирается в ближайшее время выдавливать Ил-76 с тех направлений, которые являются стратегическими: Юго-Восточная Азия, Средний Восток, Дальний Восток. Здесь они будут летать долго.
Однако, на мой взгляд, необходимо ограничивать полеты таких воздушных судов. Мы тоже должны стремиться к совершенству. Если мы будем бесконечно продлевать ресурс самолетов и мечтать о том, как бы пролетать еще 30 лет на старой технике, то прогресса нам не видать.