Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Никитин:
"Высоты корпорации "МиГ" "


Декабрь 2001 года Александр Манушкин, Красная звезда


Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" создавалась с учетом мировых тенденций в развитии самолетостроения в рамках общей реструктуризации отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Николай Никитин
Виталий Егорович Павлов родился 21 октября 1944 г. В Вооруженных силах с 1962 г. Окончил Сызранское военное авиационное училище, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и Военную академию Генерального штаба. Командовал эскадрильей, полком, военно-воздушными силами округа. В настоящее время - начальник армейской авиации Вооруженных сил РФ, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик ВС РФ.

- Николай Федорович, в декабре исполняется два года, как объединение ВПК "МАПО" было реорганизовано в Российскую самолетостроительную корпорацию. В чем была необходимость создания корпорации, каковы итоги работы РСК "МиГ" за это время?

- Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" создавалась с учетом мировых тенденций в развитии самолетостроения в рамках общей реструктуризации отечественного оборонно-промышленного комплекса. Два года назад, 8 декабря 1999 года, распоряжением Правительства РФ, председателем которого тогда был Владимир Владимирович Путин, наше объединение было преобразовано в Российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ". Таким образом, восторжествовала справедливость: самое известное и массовое в авиационном мире (по количеству произведенных и проданных во многие страны мира истребителей) название "МиГ" ("Микоян и Гуревич") получила корпорация, основным продуктом которой на сегодняшний день является разработка, производство, продажа, техническое сопровождение и ремонт, а также совершенствование самолетов этой марки.

В отечественной авиакосмической отрасли РСК "МиГ" сегодня является лидером в создании новой интегрированной структуры, отвечающей требованиям времени. Идем в ногу мы и с мировым интеграционным процессом: многие западные компании являются надежными партнерами нашей корпорации, отношения с которыми закреплены юридически, и, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить эти фирмы за сотрудничество с нами.

И еще одну памятную дату мы отметили 8 декабря. В этот день разработчику "МиГов" - Инженерному центру "ОКБ имени А. Микояна", который является структурным подразделением корпорации, исполнилось 62 года. За это время известнейшее российское конструкторское бюро разработало около 200 проектов боевых самолетов, из которых 62 машины производились серийно, а на заводах авиапрома было построено более 60.000 самолетов марки "МиГ", из них около 11.000 поставлены на экспорт более чем в 40 стран мира.

- Какова стратегия развития корпорации в современных условиях?

- В основу программы развития и реструктуризации РСК "МиГ", проводимой с весны 1999 года, легла идея вертикальной интеграции организаций, непосредственно обеспечивающих все элементы жизненного цикла создаваемых самолетов - от разработки концепции, эскизного и рабочего проектирования до маркетинга, серийного производства и технической поддержки в процессе эксплуатации. Именно такой подход к организационной структуре крупных самолетостроительных концернов убедительно продемонстрировал свою жизнеспособность и высокую эффективность не только в большинстве стран мира, но теперь и в России.

В настоящее время организационно РСК "МиГ" представляет собой полностью интегрированную компанию, в которой все технологии разработки производства и совершенствования конечного продукта - самолета собраны вместе в одной юридической структуре. В корпорацию входят Инженерный центр "ОКБ им. А. Микояна" и Производственный центр им. П. Воронина, состоящий из трех заводов (в Москве, Луховицах и Калязине). Менеджмент корпорации включает маркетинговый, финансовый центры и блок стратегического развития и планирования. Корпорация имеет дочерние предприятия, обеспечивающие разработку и производство двигателей и авионики, легкомоторной авиации и эксплуатацию самолетов, а также зависимые общества, в том числе разработчика вертолетов ОАО "Камов", где у нас есть определенный пакет акций.

В результате впервые в истории российской самолетостроительной промышленности создана структура, реально объединившая разработчика и производителя авиационной техники.

За прошедшие годы после начала процесса реструктуризации и коренного изменения принципов маркетинга с весны 2000 года мы конкретными результатами доказали жизнеспособность нашей структуры. РСК "МиГ" только за 2000 год реализовала около 500 заявок из 14 стран по 34 тысячам позиций, связанных с поставками запчастей и предоставлением услуг.

- Как корпорация "МиГ" развивает сотрудничество с другими странами?

- В этом году после кропотливой подготовительной работы центр тяжести был перенесен на продвижение нашей основной продукции - истребителей МиГ-29. Длительная полуторагодовая работа маркетинговых структур принесла результаты. Были выиграны тендеры на поставку и модернизацию самолетов в целом ряде стран, причем не только среди постоянных партнеров, но и в нетрадиционных для нас регионах. Достаточно сказать, что в этом году МиГи были приняты на вооружение ВВС двух новых стран. Знаковым событием также стало возвращение РСК "МиГ" на европейский рынок. Суммарный пакет заказов корпорации за последние два года вырос почти в десять раз.

Исключительно важным интеграционным проектом мы считаем создание и серийное производство учебно-тренировочного самолета (УТС) МиГ-АТ. Этот проект постоянно находится в поле зрения руководства России и Франции. Он обсуждался как в ходе визита Путина во Францию в октябре 2000 года, так и в ходе визита Жака Ширака в Россию в июле нынешнего года. Проект учебно-тренировочного самолета - это самая крупномасштабная программа в области военно-технического сотрудничества между нашими странами.

В октябре этого года Военно-воздушные силы РФ и РСК "МиГ" подготовили и утвердили программу летных испытаний МиГ-АТ, рассчитанную на год. Подписано также совместное решение о передаче в ВВС РФ для опытной эксплуатации двенадцати самолетов МиГ-АТ после завершения летных испытаний. Организационно все готово, но мы сейчас не имеем необходимых свободных оборотных средств для начала и завершения совместных с ВВС летных испытаний. А ситуация заключается в следующем. В рамках российско-французского взаимодействия по этой программе правительство Франции приняло в апреле нынешнего года решение о выделении под гарантии Общества "КОФАС" (Франция) и Правительства РФ кредита в сумме 400 миллионов франков (около 53 миллионов долларов). Следует отметить, что необходимые нормативно-правовые документы о целесообразности привлечения кредита приняты Правительством РФ в марте 2000 года. Сумма кредита включена в бюджет внешних заимствований на 2001 год. Однако до настоящего момента нам так и не удалось перевести работу Минфина России и Внешэкономбанка в практическую плоскость для передачи французской стороне соответствующих документов, которые позволили бы в соответствии с процедурой "КОФАС" разблокировать эту кредитную линию. Досадно, ведь развитие программы производства самолета МиГ-АТ даст положительный стимул российско-французским отношениям, укрепит финансовое положение нашей оборонной отрасли и повысит престиж российской военной техники за рубежом.

- РСК "МиГ" является традиционным поставщиком авиационной техники для Министерства обороны РФ. Хотелось бы более подробно узнать, как сейчас развивается сотрудничество с Военно-воздушными силами?

- Учитывая недостаточное бюджетное финансирование Министерства обороны, РСК "МиГ" продвигает продукцию на внешние рынки. Это позволило сохранить кадровый и производственный потенциалы наших предприятий, инвестировать финансовые средства в перспективные разработки, и в первую очередь в интересах Минобороны РФ. Нам глубоко небезразлично состояние авиационного парка наших ВВС. Мы понимаем их непростое финансовое положение и совместно с начальником вооружения ВС РФ - заместителем министра обороны РФ генерал-полковником А. Московским, командованием ВВС прорабатываем возможные варианты переоснащения строевых частей с целью поддержания высокой боеготовности самолетов МиГ.

Основным направлением развития истребительной авиации ВВС России на ближайший период является модернизация существующего парка самолетов. В связи с этим нами разработан ряд перспективных направлений в совершенствовании боевой техники, включая модернизацию базового варианта самолета МиГ-29 в вариант МиГ-29СМТ и дальнейшее развитие этой модели в части установки двигателя с отклоняемым вектором тяги, а также нового прицельно-навигационного оборудования. Цель комплексных модернизаций, предлагаемых РСК "МиГ", - доведение боевой эффективности эксплуатирующихся авиационных комплексов до уровня, обеспечивающего решение всех задач, возникающих в тактической авиации в настоящее время. Оценки предложений РСК "МиГ" по модернизации авиационных комплексов, проведенные экспертами Министерства обороны и промышленности, позволяют судить о правильности выбранного пути.

Продолжаются работы по созданию уникального учебно-боевого самолета МиГ-АТ, предназначенного для замены чешских L-39 в летных училищах ВВС и повышения летного мастерства в строевых частях. Началась реализация решения о проведении совместных с ВВС и Росавиакосмосом сертификационных испытаний этого самолета и принятии его в эксплуатацию.

- В настоящее время обострилась военно-политическая ситуация в ряде регионов. Как вы считаете, будет ли пересмотрена концепция закупок военной техники в мире?

- Действительно, потребность в современных вооружениях растет. Особую заинтересованность проявляют страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Что касается нашей корпорации, экспортный потенциал МиГ-29 в различных версиях на ближайшую и даже отдаленную перспективу остается по-прежнему высоким. Сейчас идет разработка новых модификаций МиГ-29, и ярким представителем этой линии является хорошо известный вам МиГ-29СМТ. Кроме того, мы разрабатываем новое семейство МиГ-29М/М2. Эта линия трансформировалась с унификацией в 90-95 процентов в самолет корабельного базирования одно- или двухместный МиГ-29К/КУБ для Индии, а самым последним представителем этого семейства является двухместный МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA), который был впервые показан на авиасалонах МАКС-2001 в Москве и ЛИМА-2001 в Малайзии. Улучшенные летно-технические характеристики, высокоточное оружие, возможность действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям, низкие эксплуатационные расходы этих машин позволяют надеяться на высокий спрос на внешнем рынке в нынешних условиях.

Вторым направлением нашей работы является модернизация существующих машин. Мы предлагаем различный набор элементов совершенствования, причем все доработки по желанию заказчика могут быть выполнены как комплексно, так и по отдельности. Наш пакет предложений начинается с доработки самолета под стандарты ИКАО и НАТО и заканчивается установкой новейшей РЛС и ракетного управляемого оружия.

- В прессе широко обсуждается концепция создания истребителя пятого поколения. Может ли Россия что-либо противопоставить самолетам F-22А и JSF (F-35А)?

- Мы первыми в российском авиапроме начали создание самолета нового поколения. Истребитель 1.44 был построен по техническому заданию ВВС и прошел весь комплекс наземных испытаний, а также был испытан в полете. Разработка этой машины позволила накопить огромный конструкторский опыт по созданию перспективных авиационных комплексов на основе новейших технологий.

Мы знаем что и как делать, но времена изменились, и сейчас основной проблемой разработки нового истребителя является своевременное финансирование. Это определяет необходимость изыскивать дополнительные финансовые ресурсы за счет внебюджетных источников. Таких источников может быть два: за счет внешних инвесторов-партнеров и за счет собственных средств корпорации, полученных от реализации продукции. Но для компенсации вложенных в программу средств необходимо, чтобы новый авиационный комплекс создавался с учетом спроса на внешнем рынке.

Зарубежный анализ мирового парка тактической авиации показывает, что он на 80 процентов состоит из легких самолетов типа МиГ-29, F-16, Мираж-2000. Именно эта категория самолетов наиболее востребована мировым рынком. Такой проект прорабатывается в РСК "МиГ". При этом он не будет копировать американский JSF. Наш опыт создания перспективной авиационной техники позволяет хорошо видеть и сильные, и слабые стороны американского проекта. Поэтому мы создаем истребитель, который по критерию "стоимость-эффективность" превзойдет JSF и будет востребован потенциальными потребителями российской техники. Сейчас проводится конкурс проектов, в котором РСК "МиГ" принимает самое активное участие наряду с другими ОКБ России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy81t
Ремонт карбюраторов на https://youdo.com/auto/fuelsystem/carburetor/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer