Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Павлов:
"Вернуться домой живыми"


Ноябрь 2001 года Михаил Ходаренок, Независимое военное обозрение


Это пожелание пилотам США шлет генерал-полковник авиации Виталий Павлов

Виталий Павлов
Виталий Егорович Павлов родился 21 октября 1944 г. В Вооруженных силах с 1962 г. Окончил Сызранское военное авиационное училище, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и Военную академию Генерального штаба. Командовал эскадрильей, полком, военно-воздушными силами округа. В настоящее время - начальник армейской авиации Вооруженных сил РФ, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик ВС РФ.

- Виталий Егорович, не кажется ли вам, что пока американцы планируют решить поставленные задачи в Афганистане, как говорится, не выходя из кабин самолетов и вертолетов?

- Хотя число поклонников доктрины Дуэ за последнее время существенно выросло, я был и остаюсь сторонником гармоничного использования видов Вооруженных сил и родов войск в ходе военных действий и при выполнении различного рода других задач. Ни в одном военном конфликте одной авиацией и ракетно-бомбовыми ударами поставленных целей добиться не удастся. Могут возразить: а как же агрессия против Югославии? Отвечу: тут, что называется, особый случай, исключение, которое все равно подтверждает правило. Применение оружия массового поражения я не беру в расчет.

- В настоящее время американские вертолетчики взлетают с авианосца "Китти Хок" в Аравийском море и, по некоторым данным, с авиабазы Кветта в Пакистане. Это чуть более 200 километров от Кандагара. В общем-то для винтокрылых машин далековато. Окажутся ли их действия результативными?

- Да нет, конечно. При таких условиях действия результативными не будут никогда по двум причинам. Во-первых, вынужденно уменьшается боевая нагрузка вертолета как по вооружению, так и по десанту. А иначе нельзя увеличить запасы топлива на обратный путь. Этот аспект уже играет немаловажную роль. Во-вторых, после высадки десанта вертолетчики располагают очень ограниченным временем для поддержки его на поле боя и обеспечении операции. Будут, в частности, ограничены возможности по ведению разведки в районе высадки.

- А какое расстояние представляется вам оптимальным от аэродрома вылета до объектов нанесения удара или в целях оказания эффективной авиационной поддержки?

- Что касается тяжелого транспортного вертолета, то, когда на его борту находится вооружение и десант, общее время в воздухе не должно превышать двух-трех часов. Для боевого, ударного вертолета этот показатель гораздо меньше. С учетом личного опыта могу сказать, что ведение боевых действий в районах, где нет ясно обозначенной линии фронта и плотного соприкосновения войск с противником, мы, как правило, создавали временную базу на удалении 20-30 км от места "работы". В частности, в ходе Панджшерской операции, мы вертолеты сначала подтягивали из Кандагара, Файзабада, Кундуза в район Баграма, а затем на площадки вокруг ущелья, поближе к местам выполнения боевых задач. Расчет был такой - чтобы с одной заправкой выполнять, как мы говорили тогда, по три-четыре "ходки".

- То есть у вас и в мыслях не было выполнять боевую задачу таким образом - подниматься за несколько сот километров и несколько часов лететь, да еще с дозаправками в воздухе?

- Это крайне тяжело. Сидеть в кабине вертолета продолжительное время непросто. Появляется усталость, в результате не исключены ошибочные действия. Устает и десант от многочасового сидения. Хотя у американцев десант сразу в бой после высадки не вступает. А иногда бывает так: вертолетам дали оперативные данные, они поднимаются в воздух, прилетели - а никого нет. Потому что за время полета обстановка может измениться. Однако если центр обработки информации находится на площадке максимум в тридцати минутах лета от района проведения операции, вероятность накрытия любого объекта значительно возрастает.

- Следовательно, если вертолетам приходится добираться до цели несколько сот километров, на высокую эффективность рассчитывать не приходится?

- Это не совсем так. Например, своего рода набег, возможно, будет иметь успех: прилетел, атаковал (не всегда, правда, разобравшись, что именно) и - домой. Ведь у высокоточного оружия большой дальности эффективность весьма значительна, и, судя по имеющейся информации, американские вертолеты им оснащены. Значит, они способны в автоматическом режиме отслеживать много целей. Но здесь должен заметить: на это не надо слишком сильно уповать. Как только вертолеты пойдут на прикрытие сухопутных войск, в динамике скоротечного воздушно-наземного боя от принятия решения на применение до самого применения проходит три-четыре секунды, И тут электроника не всегда поможет.

- Есть информация, что американцы пытаются создать сейчас наземную базу в провинции Гильменд? Это представляется вам оправданным шагом?

- Не только оправданным, но и необходимым. При этом, разумеется, потребуются значительные силы для организации охраны и обороны объекта, чтобы противник не подобрался слишком близко. В первую очередь туда надо доставить топливо. С перевозкой емкостей проблем, конечно, не будет. У нас и в индустриально развитых странах мира есть мягкая тара. Мы используем тару этого типа уже десятки лет во всех странах, в настоящее время - в Сьерра-Леоне, в Анголе. То есть фактически речь идет о создании базы, перевалочного пункта, где американские десантники могли бы получить в том числе и квалифицированную медицинскую помощь. Это очень важно. В условиях жаркого климата все ранения, особенно в области желудка, чреваты весьма опасными последствиями.

- А какой емкости эта тара?

- Есть и пять тонн, есть и двадцать, и тридцать. Доставить такую тару легко на любом вертолете. Сама по себе она не очень громоздкая, не слишком тяжелая и готова к приему топлива через две минуты после начала развертывания.

- Вам не доводилось бывать в провинции Гильменд?

- Только пролетать. Мои летчики работали в основном в окрестностях Кандагара и Джелалабада. В то время я командовал вертолетным полком.

- Что вам особо запомнилось из афганской практики?

- Мы всегда в Афганистане на первое место ставили взаимовыручку. Одной из наших главных задач было вытащить обратно десант, пускай даже с риском для жизни. И десант в свою очередь, если надо, не мешкая, оказывал помощь экипажу вертолета, терпящего бедствие. Или такой случай: однажды мы два месяца искали экипаж разбившегося самолета и все-таки нашли. Наша обязанность, наш долг был - разыскать своих и похоронить. Мы сделали это.

Приведу другой пример. Как-то раз выполнили задачу в горах. Один вертолет получил повреждения, лететь не мог. Было принято решение - машину сжечь, а на другую забрать экипаж и десант. Когда все уселись и запустили двигатели, перегруженный вертолет взлететь не смог. Однако ни одного бойца мы не оставили, восемь-девять минут вырабатывали топливо на земле, и только потом удалось подняться. Хотя моджахеды подобрались уже совсем близко.

- С какими неожиданностями американские вертолетчики могут встретиться в горах?

- Для действий в горах летчиков нужно специально тренировать. Неподготовленных пилотов в горы посылать нельзя. Я на 100% убежден, что американское командование так и поступит. Это однозначно. Сужу по Югославии. Там у них люди, не натасканные на действия ночью с применением спецоборудования, не летали. Это - закон любого вертолетного командира. Скажи вышестоящему начальнику правду - но не отправляй на задание не обученного как надо человека. Самый высокоподготовленный летчик, настоящий профессионал, в горах встречается с очень большими трудностями. Да и специально натренированный для действий в горах может столкнуться с неожиданностями. Бывает, резко меняется направление ветра, происходит внезапное изменение восходящих и нисходящих потоков воздуха. Движется атмосферный фронт или центр циклона, окраина циклона или антициклона, а горах эти погодные явления в значительной степени усугубляются, усиливаются. Воздействуют и на вертолет, и на технику пилотирования. Подчас машина даже трещит, и летчик это слышит, что, конечно, не способствует поднятию настроения. Вертолет может бросить вниз на 300-400 метров. И в общем-то ничего нельзя сделать.

- И опыт пилотирования не помогает?

- Далеко не всегда. О горных "сюрпризах", конечно, говорится в соответствующих инструкциях, документах - и наших, и зарубежных, в том числе американских: как в горах летать, на какой высоте проходить вершины, под каким углом проходить. Но это одно. А можно, скажем, залететь в ущелье на поддержку сухопутных войск, а небо закрылось облаками. Как в этом случае поступить? Тут и бортовое радиолокационное оборудование порой слабый помощник. Хотя как будто все есть, вся аппаратура соответствующая - а толку никакого. Впрочем, разве гарантируют от летных происшествий дальнемагистральные пассажирские авиалайнеры авионика и бортовое оборудование экстра-класса? А в вертолете всего этого куда как меньше. Всем его насытить нельзя, объем-то сравнительно небольшой. И предусмотреть все в ходе выполнения боевой задачи очень трудно. В частности, можно залететь в такое узкое ущелье, что даже не хватит радиуса разворота, чтобы выбраться обратно.

- Вы встречались с американскими вертолетчиками. Как вы оцениваете их подготовку?

- Начну с того, что это очень порядочные, хорошие люди, отличные офицеры. Нормально работают, однозначно умеют воевать. Может быть, конечно, они гораздо больше внимания уделяют всестороннему, полному обеспечению боевых действий. Весьма требовательны к авиационно-техническому обеспечению.

- Наверное, так и должно быть?

- Безусловно.

- Американцы по части вертолетов сильнее нас?

- Отвечу без малейшей натяжки: нет. Мне кажется, что для таких условий и целей, как в Афганистане, наши машины даже более приспособлены. Не берусь утверждать, как бы мы выглядели на соревнованиях в ночных условиях, а днем, в простых метеоусловиях наша техника даже надежнее. Особенно после атмосферных явлений - дождя, тумана, пыльной бури в Афганистане, ливневых дождей, как скажем, в Камбодже. Зарубежная техника в сезон дождей в Юго-Восточной Азии показала себя далеко не с лучшей стороны. Мы свой вертолет, что называется, шваброй обтерли и полетели. У них предполетная подготовка техники гораздо сложнее и дольше. Конечно, летать на машине со всем возможным оборудованием, безусловно, приятнее.

- Что бы вы пожелали американским летчикам?

- Не побоюсь быть банальным, но желаю им одного - выполнить задачи и вернуться домой живыми.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer