Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Алексей Исайкин:
"Мы разбудили рынок"


Сентябрь 2000 года Владислав Максимов, Ведомости


С корреспондентом газеты "Ведомости" беседует генеральный директор авиакомпании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин.

Алексей Исайкин
Владимир Алексеевич Хороших окончил Иркутский политехнический институт в 1976 г. по специальности инженер-механик по эксплуатации самолетов и двигателей. Работал инженером ОТК самолетного участка Тазовской объединенной авиаэскадрильи Тюменского управления ГА, потом - заместителем начальника аэропорта Тарко-Сале и заместителем начальника Тарко-Салинского ОАО. С 1986 по 1988 гг. проходил обучение в Академии гражданской авиации. С 1988 г. - заместитель начальника Рыльского авиационного технического училища ГА. В 1991 г. становится председателем городского Совета народных депутатов и главой администрации г. Рыльска. Там же потом занимал пост управляющего отделом Мосбизнесбанка. С 1996 г. по настоящее время является директором Рыльского авиатехнического колледжа ГА. Неоднократно награждался Почетными грамотами ФАС, а затем ФСВТ России, награжден знаком "Отличник Аэрофлота", имеет почетное звание "Заслуженный работник транспорта РФ".

В августе 1990 г. в Ульяновске было зарегистрировано первое в области АО - авиакомпания "Волга-Днепр". Спустя 10 лет "Волга-Днепр" занимает первое место в мире по объемам авиаперевозок крупногабаритных, сверхтяжелых и уникальных грузов, контролируя 58% этого рынка. Самолеты компании возили гигантскую рождественскую елку в нью-йоркский Рокфеллер-центр, транспортировали ракету-носитель "Ангара" из Москвы в Ле-Бурже, летали с 200-тонным оборудованием группы U2 из Аргентины в Японию. Основа лидерства "Волги-Днепр" - парк Ан-124 "Руслан". Фактически "Русланы" и создали отрасль авиаперевозок сверхтяжелых грузов в начале 90-х, когда началось их коммерческое использование. В мире до сих пор не создан аналог "Руслана". Однако гендиректор "Волги-Днепр" Алексей Исайкин не считает это успокаивающим фактором. Западные авиаконцерны работают над собственными проектами самолетов большой грузоподъемности.

- Ваша компания еще в 1991 г. создала СП с британской Heavy Lift Cargo Airlines. Именно благодаря продажам через компанию Heavy Lift-Volga Dnepr вы начали активно завоевывать рынок перевозок сверхтяжелых и уникальных грузов: на долю этого СП приходилось до 80% общего объема продаж компании "Волга-Днепр". Как будут меняться отношения с британскими партнерами сейчас?

- Мы начали переговоры с Heavy Lift еще тогда, когда не были зарегистрированы как авиакомпания, не имели самолетов. Для английских партнеров это был серьезный риск. Но их активность была продиктована тем, что к началу 90-х Heavy Lift уже имела серьезный опыт перевозки уникальных негабаритных грузов на западной авиатехнике меньшей грузоподъемности. Они очень четко уловили, что рынок требует расширения возможностей - как по габаритам перевозимых грузов, так и по весовым характеристикам, и стали искать транспортные средства. Как раз в этот период открылся "железный занавес" - естественно, в их поле зрения попал уникальный Ан-124 "Руслан". Десять лет сотрудничества с Heavy Lift подтвердили, что выбор был сделан правильно.

В СП Heavy Lift-Volga Dnepr у нас формальное равенство долей, 50 на 50. Но мы получаем существенно больше половины маржи бизнеса совместного предприятия. Это проистекает из распределения обязанностей. Основные затраты, связанные с самолетом и его эксплуатацией, несет "Волга-Днепр".

В 2000 г. по итогам восьми месяцев доля Heavy Lift-Volga Dnepr в нашем объеме продаж сократилась примерно до 70% , в отдельные месяцы еще меньше. Но это было связано с активизацией перевозок для нужд ООН, которые "Волга-Днепр" выполняет напрямую.

- Но срок пятилетнего соглашения с Heavy Lift истек в прошлом году, а новый долгосрочный договор с британцами пока не подписан. Почему?

- За эти 10 лет, безусловно, роли сторон в СП поменялись. Перераспределились в нашу пользу объемы работ. Многие функции, которые раньше брали на себя англичане, теперь выполняет российский персонал. Естественно, назрела необходимость в том, чтобы документально перераспределить доходы, обязанности в этом партнерстве. Чем мы последние полтора года и заняты.

- Это могла бы быть сугубо британская компания?

- Да. Мы рассматриваем ее как инструмент привлечения инвестиций в развитие бизнеса Ан-124, в дальнейшее расширение парка "Русланов", в продолжение его модернизации. Это совершенно конкретное условие, которое мы довели до наших английских партнеров: доходы от совместной деятельности не должны уходить на иные проекты и продукты. В новой компании, если она будет создана, мы рассчитываем получить минимум 50% акций.

- Существуют и внутренние резервы повышения инвестиционной привлекательности компании. Вы уже говорили о возможном преобразовании компании в ОАО. Когда это может произойти?

- Все, что мы сейчас делаем, - это подготовка к выведению компании на фондовый рынок. Один из шагов, который уже сделан, - это перераспределение пакетов акций, консолидация акционеров, которые едины в целях дальнейшего развития компании. Этому "пулу" акционеров (в него входят СК "НИК" - "дочка" компании "Волга-Днепр", московская группа "Каскол", администрация Ульяновской области. - "Ведомости") сейчас принадлежит больше 50% , но меньше 75% акций. Мы намерены консолидировать три четверти акций - для того чтобы могли не оглядываясь проводить политику на дальнейшее развитие. Достаточно большой пакет нашей компании остается на Украине, и 8% осталось в распоряжении государства.

Работу по привлечению инвестиций мы планируем проводить с нашим крупнейшим акционером - группой компаний "Каскол". В ближайшее время мы приступим к реализации этой программы. Я бы не стал однозначно утверждать, что мы непременно преобразуемся в ОАО. Если будут другие варианты достижения той же цели - воспользуемся ими.

- Недавно вы заявили о планах альянса с киевским АНТК им. Антонова. "Авиалинии Антонова", входящие в состав АНТК, - ваш главный конкурент на рынке перевозок негабаритных и сверхтяжелых грузов. Насколько реально это объединение?

- Все это на очень ранней стадии. Пока речь идет лишь о координации работ с поставщиками. Но поддержание конкурентоспособности "Руслана" требует более глубокой консолидации ресурсов.

- Но львиная доля доходов АНТК от перевозок идет на поддержание всего этого комплекса, а у "Волги-Днепр" вся прибыль вращается в производственном цикле. Между тем и Boeing, и Airbus Industrie разрабатывают свои аналоги "Руслана" - самолеты грузоподъемностью свыше 100 т. Не кажется ли вам, что они способны отбить у вас большой кусок рынка - независимо от того, состоится ли ваш альянс с АНТК?

- Такая угроза существует. Именно поэтому нельзя затягивать переговоры о создании альянса. Мы разбудили рынок воздушных перевозок уникальных негабаритных грузов, т. е. грузов, которые раньше в принципе не летали. Естественно, сейчас все анализируют успех - наш и киевлян - и думают над тем, как разделить этот успех с нами. Но заметьте: мы спровоцировали интерес к этому рынку - мы же можем его нейтрализовать. Если каждый год доказывать, что у Ан-124 нет реального конкурента по соотношению затрат и результата, то мы не спровоцируем ни Штаты, ни Европу на создание дорогостоящих аналогов.

- Если рынок продолжает расти - вам придется расширять парк Ан-124. Каким образом? Речь идет о финансировании производства новых "Русланов" на ульяновском "Авиастаре" либо, например, о приобретении техники, находящейся в парке военно-транспортной авиации (ВТА)? Ведь парк военных "Русланов" - более 20 машин - превышает совокупный парк Ан-124, принадлежащих "Волге-Днепр" и "антоновцам"?

- Нужно консолидировать операторов на уже существующем рынке и привлечь в этот рынок парк самолетов ВТА. Уже все осознали, что нельзя финансировать армию, не имея четкого понимания, для чего ей нужна та или иная техника. Необходимо решение президента о передаче "Русланов" из парка ВТА гражданским перевозчикам. Иначе военные Ан-124 просто превратятся в металлолом. Пока что их модернизация обойдется дешевле, чем строительство новых "Русланов", но если протянуть еще несколько лет, то эти затраты будут сопоставимыми.

В то же время недопустима передача этих самолетов по одному-два в разные авиакомпании: это может поставить под сомнение само существование рынка Ан-124. Чем мельче авиакомпания, тем лучшие условия она будет обещать: и возврат средств, и восстановление самолетов чуть ли не в течение месяца. .. По 10-летнему нашему опыту знаю: это просто убийство рынка и самолета. Суда должны передаваться практически в одну авиакомпанию - тогда производство будет сохранено.

- Иными словами, в компанию "Волга-Днепр"?

- Безусловно. Это будет реальной господдержкой и для авиапромышленности в лице завода "Авиастар".

- У "Волги-Днепр" есть планы, не связанные с перевозками сверхтяжелых грузов. Это программа развития регулярных грузовых перевозок, в частности и на перспективной линии Китай - Европа. Она предполагает в том числе и лизинг новой техники. В каком состоянии этот проект?

- Для транзитных регулярных перевозок, которые мы изучали, наиболее подходящий тип судна - это Boeing 747-200. Потребность в инвестициях по этому проекту - десятки миллионов долларов в варианте лизинга и сотни миллионов, если говорить о покупке самолетов. Мы сейчас вернули этот проект на дополнительное изучение - прежде всего маркетинговой его части.

Самое уязвимое место в этом проекте - наше государство. Сегмент международного рынка перевозок с использованием "Русланов" мы основали сами, практически без конкурентного сопротивления. А регулярные перевозки - это высококонкурентный сегмент этого же международного рынка. Конкуренция здесь идет на межгосударственном уровне в весьма жесткой форме. В одиночку попасть на эту часть рынка силами одной авиакомпании, без поддержки государства, сегодня просто невозможно. Мы ожидаем, когда наши власти, прежде всего авиационные, смогут заняться делами отрасли. И только после этого можно брать кредиты и самолеты. В проекте, который мы готовили, на равных с Boeing 747 упоминался грузовой Ил-96Т. Но этого самолета нет - как нет работающего механизма лизинга российской авиатехники. Вторая причина: власти никак не определятся в отношении использования западной техники. Идет постоянное шарахание, что тоже не позволяет сделать какой-то долгосрочный прогноз. Поэтому проект завяз на стадии рассмотрения. Я не хочу сказать, что мы сложа руки будем ждать, пока созреют условия. Если мы не имеем своей конкурентоспособной авиационной техники - надо использовать западную, лишь бы не в ущерб аналогам нашего производства. Но сейчас лизинг Boeing (по крайней мере по расчетам годичной давности) обойдется на 25 - 30% дешевле лизинга Ил-96Т.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer