Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Демченко:
"Питеру хватит и нас"


Июль 2000 года Анатолий Темкин, Ведомости


Через полтора года "Пулково" перестанет быть государственным унитарным предприятием. Крупнейший игрок на северо-западном рынке авиаперевозок не приватизировался так долго просто потому, что действовал практически в бесконкурентной среде.

Борис Демченко
Владимир Елисеевич Насенко в 1957 году окончил Рижское авиационное училище. С тех пор живет в Красноярске, работает в авиации. Начинал рядовым специалистом в службе радионавигации, потом работал в управлении. Отсюда был рекомендован на должность начальника ЦАВС. Возглавляет его больше двадцати лет. С 1995 года - генеральный директор Центрального агентства воздушных сообщений в Красноярске.

Через полтора года "Пулково" перестанет быть государственным унитарным предприятием. Крупнейший игрок на северо-западном рынке авиаперевозок не приватизировался так долго просто потому, что действовал практически в бесконкурентной среде.

Это видно и из результатов "Пулкова" за прошлый год: компания стала вторым в стране авиаперевозчиком после "Аэрофлота". В 1999 г. "Пулково" получило 650 млн. руб. чистой прибыли, пропустив через свои терминалы около 38 млн. пассажиров. По плану, к концу этого года прибыль увеличится на 4 - 5%. Генеральный директор "Пулкова" Борис Демченко считает, что поспешная приватизация могла бы только повредить его компании.

- Уже несколько лет идут разговоры о необходимости приватизации авиапредприятия. Возможно ли акционирование "Пулкова"? Как вы представляете себе схему приватизации такой крупной государственной структуры?

- Я имею свою собственную точку зрения на приватизацию естественных монополий. Мы не хотим идти тем путем, которым пошло наше государство в начале 90-х гг. Это же почти как организация колхозов: столько было на эту тему защищено докторских и кандидатских диссертаций, а где результат?

Стали писать научные работы, критикующие политику партии и правительства. Вот и сейчас та же ситуация с приватизацией. Нельзя государственное имущество отдавать в частные руки галопом по Европам. Только теперь спохватились.

За два года мы разработали свою схему приватизации авиакомпании "Пулково" - с помощью TAСIS. Первый ее этап уже завершен, и мы подошли ко второму.

В ходе его будет создано акционерное общество, 100% акций которого будет закреплено в собственности государства. На третьем этапе мы выделим в отдельные юридические лица аэропорт и само эксплуатационное авиапредприятие, которые будут управляться государственной холдинговой компанией.

А дальше упраздняется холдинг и остаются два акционерных общества: аэропорт и авиакомпания. Но госпакеты останутся и там, и там: в нашей системе есть ряд организаций, которые не подлежат приватизации ни под каким видом. Это, например, аэродром и служба технического обеспечения.

Начать второй этап акционирования мы, наверное, сможем уже в конце этого года - нужно только правительственное постановление. На создание АО нам нужен год, так что завершить этот процесс можно уже к концу 2001 г.

- Вы работаете практически в отсутствие конкуренции. Есть ли планы строительства в Санкт-Петербурге второго аэропорта? Может ли он появиться здесь уже в ближайшее время, или есть причины, препятствующие его строительству?

- Подбор площадки для нового петербургского аэропорта начался в 60-е гг. Существуют даже дополнительные решения о его строительстве XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС. Искали площадку в Ленинградской области, в районе Мги, хотели строить на месте старого законсервированного аэропорта под Любанью, были и другие идеи. Однако дальше идеи о проведении изысканий дело не сдвинулось.

Несколько лет назад я задался целью проверить - нужен ли городу аэропорт №2? Могу привести несколько цифр из своего исследования. Десять лет назад был построен аэропорт в Мюнхене, на 99% он идентичен "Пулкову". Его сооружение обошлось в DM 8 млрд. Два года назад открыли новый аэропорт в Норвегии, в 40 километрах от Осло. Он стоит $3,5 млрд. Разве сейчас в России кто-нибудь готов делать такого масштаба долгосрочные инвестиции?

Кроме того, вместе с немецкими консалтинговыми компаниями мы произвели тщательное исследование площадки, на которой располагается "Пулково". При этом мы выяснили, что теоретически данная площадка при ее развитии может обслуживать до 50 млн. пассажиров в год. Так что в ближайшие 25 - 50 лет строительство нового аэропорта в Петербурге экономически и практически нецелесообразно.

- Известно, что около половины пассажиров авиакомпании перевозят летом, в сезон отпусков. Какие направления сейчас развиваются наиболее быстрыми темпами? Возвращается ли после кризиса у людей интерес к авиаперелетам, особенно за границу?

- В целом мы отмечаем устойчивый рост пассажиропотоков, хотя и очень медленный. По сравнению с прошлым годом они у нас выросли на 4%. Так что на конец года мы увеличим свои объемные показатели на 7%.

В прошлом году мы практически полностью провалили план по греческому и болгарскому направлениям. Зато произошел резкий рост по внутрироссийским перевозкам. Лучше всего ситуация была по направлениям Сочи, Краснодар, Анапа, было увеличено количество рейсов на Минеральные Воды, Симферополь, Одессу. А вот по международным рейсам был спад.

Кроме кризисных явлений, мы склонны связывать прошлогоднее падение интереса к этим направлениям с войной на Балканах.

Сейчас же можно говорить о том, что мы по показателям приближаемся к доавгустовскому периоду. В этом году ситуация повторилась с точностью до наоборот от прошлогодней. Согласно результатам опроса, проведенного нами среди пассажиров, на первом месте по интересу - Сочи и Анапа.

Однако люди перестают туда летать, поскольку сервис на этих курортах такой же, как и 10 - 15 лет назад. Стоимость аренды гостиничных номеров, питания примерно такая же, как в Петербурге.

Вот и результат: в этом году мы наблюдаем снижение пассажиропотока на южных рейсах на 40%. Я считаю, что российские курорты должно развивать государство, необходимо его вмешательство. Зато поток за границу, в основном на Средиземноморье, вырос на 20%.

Основную прибыль нам приносят, конечно, международные перевозки. А на внутреннем рынке примерно половина рейсов убыточна. Но мы продолжаем летать: нужно поддерживать свое присутствие на внутреннем рынке авиаперевозок, потому что за ним большое будущее. Я уверен, что в ближайшее время покупательная способность россиян вырастет до приемлемого уровня, и тогда полеты по стране станут рентабельными для авиакомпаний.

- Сейчас ваше основное внимание сосредоточено на зарубежных рейсах. Как вам удается конкурировать с иностранными авиакомпаниями в условиях насыщенности рынка, прежде всего европейского?

- В течение последних трех лет мы работали над открытием представительств за границей. У нас уже есть представительства во всех скандинавских странах, в Германии (есть рейсы в 8 городов этой страны), открыты представительства во всех странах Восточной Европы. К концу года появится представительство во Франции - для нас это стратегическое направление. А в начале следующего года представительство "Пулкова" появится в Италии.

Мы летаем, конечно, и внутри страны - в 50 городов России. Но самолеты с маркой "Пулково" летают и во все страны Европы - может быть, за исключением таких, как Албания, Румыния. У нас есть рейсы в Африку - в Египет и Тунис, в Арабские Эмираты. Зимой совершаем рейсы в Таиланд. 80% рейсов мы делаем под собственной торговой маркой, остальные - под маркой "Аэрофлота".

- А что происходит с проектом строительства грузового терминала стоимостью $8 млн. - вы ведь уже около четырех лет обсуждаете этот вопрос с Lufthansa ЕБРР?

- Строительство этого терминала начнется, я надеюсь, уже в сентябре. У нас имеются решения всех советов директоров, а сейчас идут редакционные правки кредитного соглашения, которое будет подписано в середине июля. Так что где-то через год у нас появится современный терминал для обработки грузов. Мы стараемся ускорить процесс настолько, насколько это возможно, но торопиться не хотим: все вопросы должны быть тщательно проработаны.

Это, кстати, не единственный проект с иностранцами. Через три года мы планируем завершить реконструкцию международного аэровокзала "Пулково-2". Он должен превратиться в современнейший пассажирский комплекс. Кредитует проект группа немецких и чешских банков, соглашение практически подготовлено. Банкиры уже подталкивают меня к подписи, но я буду сначала тщательно изучать все документы. Общая стоимость проекта - $60 млн., из них около 20% будет профинансировано из наших средств, остальное - кредит на 10 лет под 7% годовых. Но мы еще поторгуемся и по срокам, и по ставке. Хотя условия и так весьма неплохие.

- Российские авиакомпании стараются экономить, эксплуатируя восстановленные самолеты еще советского производства с отработанным ресурсом. Как "Пулково" подходит к решению технических проблем авиапарка?

- На сегодняшний день мы располагаем девятью самолетами ИЛ-86, тринадцатью ТУ-154Б, десятью ТУ-154М и одиннадцатью ТУ-134.

Все находятся в отличном техническом состоянии. Вообще, эксплуатация самолетов - удовольствие очень дорогое. Например, стоимость одного нового двигателя первой категории для самолета ИЛ-86 на заводе достигает $1 млн. Так что всего на поддержание парка самолетов нам приходится ежегодно тратить порядка $12 млн.

Кроме того, с 1993 г. мы начали закупать новые самолеты взамен выработавших свои ресурсы. Те 10 самолетов ТУ-154М, которые летают на наших рейсах, куплены за последние годы. "Пулково" закупает самолеты как новые, прямо с завода, так и на вторичном рынке.

В частности, на вторичном рынке мы приобрели десяток ТУ-134. Их мы собирали из разных мест: покупали на заводах так называемые стоячие самолеты, часть самолетов нам продали прибалтийские авиакомпании. Нам пришлось купить эти ТУ-134, поскольку самолеты, доставшиеся нам с советских времен, быстрее всех остальных отработали свой амортизационный ресурс. Основной закон авиации таков: ни один двигатель, самолет или агрегат не имеет права подниматься в воздух, если он переработал свой ресурс хотя бы на одну минуту. Даже если самолет сделал рейс сегодня, а у него осталось ресурса, например, на час, то он все равно подлежит немедленному списанию. Мы списываем самолеты с остатком ресурса 2 - 5 часов.

Все приобретенные нами самолеты - новые, с небольшим налетом, выпущенные в последние годы.

Сейчас ТУ-134 снят с производства, производитель распродает последние самолеты, поэтому теперь мы можем покупать новые только ТУ-154М. Каждый из них стоит $10 - 12 млн. Цены всюду договорные, и всякий раз приходится торговаться, сбивать цену. Сейчас уже пошло новое поколение самолетов - ТУ-204, ТУ-214. Мы их пока не собираемся приобретать самолетный парк у "Пулкова" укомплектован. Тем не менее когда-нибудь придется покупать и их. А новое поколение уже продается по новым ценам: например, ТУ-204 стоит порядка $25 - 30 млн. Производят их два завода - ульяновский и казанский.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxmPm
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, посмотреть.
Смотрите: http://courier.youdo.com/courier-services/services/24hours/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer