Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Уманский:
"Непросто жить в эпоху перемен, и здесь главное - чтобы во всем присутствовал здравый смысл"


Июль 2000 года Михаил Ильвес, Воздушный транспорт №30


Наша российская авиация пережила тяжелое десятилетие - распадались объединенные авиаотряды, закрывались аэропорты, скатывались к банкротству авиакомпании. На Севере все это шло особенно болезненно.

Михаил Уманский
Начальник Северо-Восточиого межтерриториального управления Федеральной службы воздушного транспорта Михаил Абрамович Уманский 30 лет назад окончил Краснокутское летное училище и на правах отличника выбрал в качестве рабочего места Магаданскую область. Одиннадцать лет пролетал в Певеке, за это время закончил заочно юридический институт и стал летчиком первого класса. Потом перешел на работу в инспекцию Магаданского управления гражданской авиации. В должности начальника управления - два с половиной года.

- Наша российская авиация пережила тяжелое десятилетие - распадались объединенные авиаотряды, закрывались аэропорты, скатывались к банкротству авиакомпании. На Севере все это шло особенно болезненно. Как вы считаете, сейчас негативный процесс завершился? Критическую точку падения мы уже прошли?

- Здесь скорей надо говорить, я думаю, не о падении а о смене экономических систем. Вы спрашиваете: отжила ли уже старая система? Нет, она еще жива, и лет 10 - 15 отголоски ее, я уверен, будут ощущаться. Возьмем такой пример. В нашей области в лучшие времена было 500 тысяч жителей, а аэропорт Магадан строился в расчете на 1,5 миллиона пассажиров - так сказать, с перспективой. Сейчас наше население вдвое меньше, а пропускная способность аэропорта осталась той же. Разве с точки зрения возможностей это можно назвать падением? Просто мы сейчас перестраиваемся под новые условия жизни, а это всегда болезненно.

Когда я приехал сюда 30 лет назад, то начинал пилотом на Ан-2 во 2-м Магаданском авиаотряде. Мы возили из села Балаганное совхозное молоко, и каждый день выполнялось множество рейсов. Сейчас Балаганного, считайте, нет. Нет и совхоза, а стало быть, и его молока. И нет авиаотряда - он обанкротился. Но скажите, кто-то почувствовал это на себе? Вы, например? И я нет. Молоко в Магадане все равно есть. Конечно, все это на себе почувствовали работники предприятий, но такие потери при перестройке системы неизбежны. В то же самое время на базе этого же авиаотряда было создано предприятие "Икар", и теперь его четыре вертолета обеспечивают весь объем работ всей нашей территории. На базе этого же самого отряда родилось и предприятие "Авиалесоохрана", и ему тоже нашлась работа. Но если раньше деньги предприятию поступали независимо от того, горел лес или не горел, то сейчас такого уже быть не может, если у нас пожаров нет, оно летит туда, где пожары есть, - в данном случае в Хабаровский край. Просто правила игры поменялись.

Я помню, что когда жил в Певеке, то зимой у нас всегда форточки были открыты - топили просто безмерно, и жители "грели Чукотку". Это ведь было. Сейчас уже этого не будет. Сейчас даже в Магадане квартиры приходится утеплять.

Да, есть люди, которые ищут работу. Но ведь есть и предприятия, которые ищут людей. Я вот летал недавно на одно месторождение - там требуются бульдозеристы. Зарплата от 8 до 11 тысяч рублей, и в газетах постоянно идут объявления. Но понятно, что полутора миллионов жителей у нас уже не будет. Короче говоря, все постепенно приходит в соответствие с правилами новой экономической системы. Повторяю - болезненно, с нелегкими последствиями для многих, но такова ноша истории.

Разве в чем-то были виновны те люди, по которым прошлась воина? Или революция? Ни в чем. Так и сейчас.

- Сейчас мы находимся в самой середине летнего сезона авиаперевозок. Первая его половина завершена успешно?

- Главная наша компания "Мавиал" обычно обеспечивает около 65 процентов всех пассажирских перевозок, но в нынешнем году эта цифра будет даже больше. Еще весной губернатор поставил задачу зафиксировать цену билета на весь этот сезон, и задача была успешно решена - прежде всего с поставщиками топлива. Это сыграло огромную роль, ибо конкурентам "Мавиала" с этим обстоятельством приходится волей-неволей считаться. Сегодня билет до Москвы у нас стоит 7,5 тысяч рублей. o Для сравнения: в Петропавловске-Камчатском 10 тысяч в один конец, в Анадыре - около 9 тысяч, во Владивостоке - так же, как и у нас, но там топливо ведь гораздо дешевле. На этом фоне, согласитесь, мы смотримся весьма выигрышно. Тем не менее всем понятно, что и 7,5 тысяч рублей за билет - это громадная сумма. Если, скажем, семья состоит из трех человек, то, чтобы съездить в центральные районы страны, ей потребуется больше 40 тысяч. Именно поэтому администрацией области было принято решение дотировать работникам бюджетной сферы полеты в отпуск. И если в прошлом году на эти цели было выделено 6 миллионов рублей, то в этом - уже 18. Такое стало возможным только благодаря введению в Магадане особой экономической зоны - средства эти взяты именно из ее бюджета. И именно компания "Мавиал" взяла на себя эту гигантскую нагрузку. Ни "Домодедово", ни "Россия" на эти темы даже разговаривать бы не стали. В этом и заключается преимущество региональной авиакомпании. Хотя это вовсе не означает, что ей надо надрываться. Но "Домодедово" взяло и опять отменило на днях свой рейс, а "Башкирские авиалинии" делают это еще чаще, "Мавиал" же работает как часы.

- Грузовые авиаперевозки в нашем регионе обеспечиваются?

- У нас были две грузовые авиакомпании, и когда первая из них, "Магаданаэрогруз", лет пять назад обанкротилась, то ее работники восприняли это как путевку в рай - тогда еще никто не знал, что это за штука. Но вот пришли туда так называемые внешние управляющие (их еще называют иногда могильщиками) и за долги все распродали. И только благодаря тому, что мы рано спохватились, удалось спасти для области один самолет Ил-76 и два Ан-12. На их базе и было создано новое предприятие "Магаданавиализинг". Так удалось сохранить хотя бы часть грузового парка. Надо сказать, что это заслуга губернатора.

Вторая компания, "Северо-восточные грузовые авиалинии", прошла, казалось, все круги инфляционного ада, но тоже попала под гильотину банкротства. Однако область здесь уже была начеку - все-таки мы уже имели кое-какой опыт. И общими усилиями на роль внешнего управляющего удалось назначить не заказного человека, а нейтрального. И вот результат: в первом квартале нынешнего года предприятие не только проплатило запланированные на этот период деньги кредиторам, но и сработало с прибылью. Сейчас оно не вызывает у нас беспокойства.

Кстати сказать, в процессе этой борьбы за спасение авиакомпаний всплыли такие нюансы, которые не поддаются никакому логическому объяснению.

Например, тот же "СВГАЛ" договорился с одним из кредиторов, что расплатится самолетом, однако после этой сделки выяснилось, что ему придется заплатить государству дополнительно громадный НДС - целых 55 процентов от суммы, а это 309 тысяч долларов! Получается, что по нашим законам из состояния банкротства вообще невозможно выбраться.

Таким образом, сейчас у нас летают четыре самолета Ил-76 и два Ан-12. Потребность региона они обеспечивают полностью.

- Указом Президента Федеральная служба воздушного транспорта ликвидирована и переподчинена Министерству транспорта России. Это уже не первая реорганизация в авиационной отрасли страны. Как вы полагаете, не слишком ли часто мы подобными действиями сами создаем экономическую нестабильность?

- К сожалению, мы живем в эпоху перемен, и стабильности это, конечно же, не способствует. Уже ясно, что в составе Министерства транспорта авиационная отрасль самостоятельности будет лишена - так бывает всегда, когда ты становишься "одним из", там же ведь еще и автомобильный транспорт, и речной, и морской. В условиях, когда парк воздушных судов у нас стремительно стареет, когда нет закона о лизинге, эта реорганизация может сказаться очень даже негативно. А ведь авиация относится к транспорту повышенной опасности, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Тут требуется высочайший профессионализм. Это как закон природы - раньше ведь чем через девять месяцев нормального человека не родишь.

Наверное, какие-то изменения в нашей системе и нужны. Мне представляется логичным, например, объединение авиационных подразделений в Дальневосточном управлении - там и территория большая, и силы немалые. А вот Камчатское управление на этом фоне выглядит созданием искусственным, и если бы его присоединить, скажем, к Дальневосточному либо к Магаданскому, то это было бы правильным. А если Магаданское, занимающее огромную территорию, переподчинят, например, Хабаровску, это породит неизбежные управленческие потери. Знаете, когда все идет нормально, этого не замечаешь, как не замечаешь воздуха, которым дышишь. А потом что-то изменилось, и сразу посыпалось - то один самолет упал, то другой. Тогда и начинаешь думать. Важно понимать это. Непросто жить в эпоху перемен, и здесь главное - чтобы во всем присутствовал здравый смысл.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer