В России деловой авиации как самостоятельного вида авиатранспортной деятельности гражданской авиации не существует, поскольку в основном законодательном акте, регулирующем деятельность гражданской авиации в стране, - Воздушном кодексе РФ, введенном в действие в 1997 году, отсутствуют понятие " деловая авиация" и статьи, регулирующие ее деятельность.
Однако понятия деловой авиации, бизнес-авиации, авиации общего назначения, корпоративной авиация - все шире внедряются в практику.
Широкий спектр проблем, стоящих перед авиакомпаниями, занимающимися корпоративными и деловыми перевозками, можно увидеть и на одном примере.
Авиационный отдел ЗАО "Роснефть - Балтика" является представителем Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ), расположенной в Санкт-Петербурге.
Начальник авиационного отдела ЗАО "Роснефть - Балтика" Молодниченко Владимир Юрьевич рассказывает, что авиационный отдел был создан в ноябре 1997 года прежде всего для выполнения корпоративных перевозок, для чего был приобретен самолет Як-40. Авиакомпания прошла все процедуры сертификации и лицензирования при ФСВТ России и получила Сертификат авиации общего назначения № 1.
- В 1998 году было приобретено еще два воздушных судна - вертолеты Ми-8, которые тоже получили допуск к авиаполетам. Однако отсутствие нормального свидетельства эксплуатанта не давало возможности заниматься кроме корпоративных перевозок еще и коммерческой деятельностью. Хотя такую возможность нам пообещали в ФСВТ при выдаче Сертификата № 1 и даже на примере нашей авиакомпании собирались развивать авиацию общего назначения. На самом же деле мы столкнулись с массой проблем. Проблемы были с оформлением, с полетами, с сертификатом.
- Как же вам удалось выйти из создавшегося положения?
- Все это длилось до тех пор, пока нам не разрешили сделать нормальное свидетельство эксплуатанта, которое дало возможность наряду с корпоративными перевозками заниматься деловыми авиаперевозками и коммерческой деятельностью.
- Западные самолеты деловой авиации изначально спроектированы и построены как воздушные суда, предназначенные для деловых авиационных перевозок. Вы же используете для этой цели воздушные суда еще советского производства - Як-40, Ми-8. Как это возможно?
- Для того чтобы использовать имеющиеся у нас самолет Як-40 и вертолеты Ми-8 для деловых авиаперевозок, мы переоборудовали их в вариант "салон", установили дополнительное навигационное оборудование. Гоняли самолет в Смоленск, для того чтобы, как у нас говорят, "увеличить крыло" и переоборудовать санузел. Сейчас наш Як-40 имеет дальность полета 2100 км. На вертолетах установили шумопоглощающие устройства, виброгасители. Пассажирские кабины сделали более комфортабельными, поставили мягкие, удобные кресла, видеодвойки, постелили ковры, повесили зеркала. Пассажирам предлагается питание по высшему классу.
- Кто является пассажирами ваших воздушных судов?
- Наши пассажиры - это в основном влиятельные представители политических и деловых кругов: представители правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, губернаторы различных регионов, директора. крупнейших банков и учреждений;
Мы можем провозить до 15 пассажиров, но чаще это один-два, не более 7 человек. Для важных персон самолет предоставляет возможность сэкономить время в пути и даже использовать его для работы или отдыха, а значит, мы должны предоставить своим пассажирам максимум комфорта.
- Владимир Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об экипажах ваших воздушных судов.
- Экипажи подобраны профессиональные, имеющие богатый опыт работы и за рубежами, и на Севере. Летные и технические специалисты - это обычно специалисты высокого класса.
- Как поддерживается летная годность экипажей?
- Для этого заключены соответствующие договоры с организациями. Летный и инженерно-технический состав в положенные сроки проходит переподготовку, медкомиссию и продлевает свидетельства.
- А как обстоит дело с техническим обслуживанием воздушных судов?
- У нас есть своя инженерно-авиационная служба, которая имеет действующий сертификат на техническое обслуживание. Кроме того, на борту ВС при полетах присутствует техник, который обслуживает наши ВС в промежуточных аэропортах.
- Топливом обеспечивает аэродром базирования Ржевка?
- Нет, топливо у нас свое. Мы заключили договор с аэропортом на аренду емкостей и обслуживание ГСМ, а в промежуточных аэропортах обеспечиваемся ГСМ по стандартной схеме, как и все компании.
- Какой средний налет в месяц у ваших воздушных судов?
- Средний налет на ЯК-40 составляет в месяц 20 - 50 часов, а на МИ-8 от 20 до 60 часов.
- Владимир Юрьевич, понятно, что проблем у вас много, но какая из них самая злободневная?
- На сегодняшний день основная проблема - отсутствие нормального аэродрома базирования. Наш аэродром базирования - это аэропорт Ржевка, который вот уже более пяти лет находится в ведении ФС по делам несостоятельности и банкротства, и частая смена внешних управляющих мешает нормальной, стабильной работе нашей авиакомпании и прежде всего по обслуживанию наших пассажиров.
- Чем еще, кроме пассажирских перевозок и корпоративных перевозок, приходилось заниматься вашей авиакомпании в последнее время?
- Наша авиакомпания часто работает по заявкам МЧС России.
Так, 28 февраля на Ладожском озере только нашими двумя вертолетами Ми-8 было спасено 505 рыбаков, которых сняли с оторвавшейся льдины. Операция по спасению осложнилась паникой, начавшейся на льдине, когда она стала трескаться, ломаться и уносить рыбаков все дальше от берега. Экипажи, участвующие в этой операции, пока награждены только почетной грамотой губернатора Ленинградской области, почетными знаками и почетной грамотой МЧС России.
Недавно на вертолетах выполняли строительно-монтажные работы на линиях электропередач.
Участвовали в съемках фильмов "Менты" и "Криминальная Россия". Принимали участие в акции "крестный воздушный ход". На 9 Мая возили по специальному маршруту ветеранов войны и участников "крестного хода". Естественно, эта акция была бесплатной.
Летали по системе ТАСИС, перевозили представителей Финляндии и Японии, других стран.
Проводили поисковые операции по Заявкам.
- Владимир Юрьевич, в заключение нашей беседы хотелось бы услышать о ваших дальнейших планах.
- Мы бы хотели развивать здесь, на Северо-Западе, в Санкт-Петербурге, деловые авиаперевозки, решать задачи АОН, развивать малую авиацию. Мы готовы сотрудничать со всеми организациями, с эксплуатантами, которые имеют малые воздушные суда, помогать им. Деловая авиация является одним из эффективных инструментов ведения бизнеса, и ее развитие связывают с состоянием экономики государства. В нашей стране потребность в деловой авиации есть, как и востребованный рынок деловых авиаперевозок.