Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Шуваев:
"Уважает ли государство своего пассажира?"


Июнь 2000 года Михаил Ильвес, Воздушный транспорт №23


Пассажиру безразлично, какая компания его везет, но если с помощью администрации решить эту проблему в пользу региональной компании, то решится и проблема стоимости билета, и проблема выживания компании.

Александр Шуваев
Александр Петрович Шуваев в 1979 году окончил с отличием Рижское летно-техническое училище и, по распределению был направлен во Владивосток, где работал диспетчером. А в 1983 году перевелся в Магадан, Параллельно окончил курс Академии гражданской авиации. С 1994 года в течение пяти лет был первым заместителем генерального директора предприятия "Магаданаэроконтроль", теперь - генеральный директор государственной компании "Магаданские авиалинии" - одной из крупных в России".

- Ваша жена говорит, что на работу вы уезжаете еще до восьми часов утра, а возвращаетесь домой уже после восьми вечера. Это что - такое множество дел? Или это свидетельство трудного положения авиакомпании?

- Я просто привык к такому режиму работы.

- В течение последних 2-3 лет буквально на наших глазах рухнули одно за другим несколько авиапредприятии Магаданского региона. Как вам представляется, это было логичным?

- Я думаю, что люди, которые там работали, заведомо вели дело к банкротству. Из этого правила было, может быть, только одно исключение.

- Сколько самолетов у "Мавиала" сейчас?

- Действующих - восемь машин Ту-154. Но для нашего региона такой парк даже избыточен.

- Есть ли в этих условиях у вас возможности не просто выживать, а развиваться?

- Есть, и мы это делаем. Мы увеличиваем объемы работ, нашли возможность повысить своим работникам и зарплату - не намного, но все-таки сделали это. Ведь раньше нас учили работать ради работы, но это в корне неверно. Это лишает человека стимула. Надо работать для того, чтобы лучше жить. И если человек воспримет такую зависимость, это неизбежно отразится и на деле.

- В прошлые годы одной из самых тяжелых проблем "Мавиала" была избыточная численность его коллектива, и решилась она в основном так называемой естественной убылью работников. Сейчас коллектив достиг оптимального числа?

- Это по-прежнему тяжелый социальный вопрос. Вы ведь представляете, что значит уволить человека в нынешних условиях. Поэтому мы не форсируем здесь событий. Но в рабочих взаимоотношениях всплывают порой любопытные нюансы. Вот, скажем, сотрудничают в одном и том же отделе Иванов и Петров, у первого есть работа, а у второго ее почти нет. Мучится он без дела, мучится, а потом и говорит своему начальству: "Давайте я хотя бы подтачивать карандаши Иванову буду". Так и порешили. А когда вопрос о сокращении Петрова все же встал, возмутился уже не он, а Иванов: "А кто же мне, - говорит, - теперь карандаши точить будет?". Так что тут мало, чтобы человек сам осознал свою ненужность, тут требуется более глубокая перестройка психологии.

- А вы верите в то, что человек способен искренне понять свою ненужность?

- Может быть, я скажу крамольную вещь, но считаю, что в таких случаях понимание сродни жертве. Надо жертвовать кем-то ради того, чтобы лучше жилось остальным. Жертвовать, разумеется, не физически. И при наличии поддержки государства.

- К сожалению, государство наше отстранилось сейчас от этой проблемы.

- А отсюда вытекает и другая "крамола": почему, спрашиваю я, руководитель предприятия должен биться с проблемами, которые создает государство? Сегодня налицо дисбаланс интересов государства, предприятия и человека.

- А балансиром что должно быть?

- Законы. Только законы. И обязательность их выполнения.

- Давайте продолжим эту тему. "Мавиал" - предприятие государственное, однако в последнее время само государство, то есть сам хозяин, подчас не очень-то церемонится с собственной собственностью, разрушая и даже уничтожая предприятия через процедуру их банкротства. Каково ваше мнение: нужно ли что-то менять в отношениях государства с принадлежащими ему предприятиями?

- Что касается "Мавиала", то отношения его с государством - а в данном случае государство олицетворяет областная администрация - я бы назвал нормальными. Их не сравнить с теми, которые были при предыдущей власти. Видимо, тут сказывается понимание той роли, которую играет наша авиакомпания в жизни региона. Но ведь у нашего региона есть специфика: пока зима - конкурентов у "Мавиала" почти нет, но вот наступает лето, и они налетят отовсюду, снимут пенки и снова уйдут. И если появятся какие-то проблемы в "мертвый сезон", то их опять будет решать тот же "Мавиал". Вот тут, мне кажется, требуется государственное регулирование. Пассажиру-то безразлично, какая компания его везет, но если мы с помощью администрации решим эту проблему в пользу региональной компании, то решим и проблему стоимости билета, и проблему выживания компании.

- А если говорить о таких взаимоотношениях в принципе, без привязки к какой-то конкретной администрации?

- В принципе сейчас всем "тяжело живется. И не только государственным предприятиям, но и всем остальным.

- Но, скажем, акционерному обществу-то никто, кроме него самого, не поможет...

- И государственному предприятию по большому счету тоже. Вот сейчас мы живем относительно нормально, но нас мучают долги прошлых лет. Они настолько велики, что расплатиться с ними невозможно. Да, в каких-то случаях нам помогают, идут навстречу. Например, со старыми долгами по пенсионному фонду мы расплачиваемся перевозкой наших пенсионеров.

- Но такая операция лишает вас "живых" денег, а ведь именно ими вы расплачиваетесь и за топливо, и за аэродромные услуги.

- Да, такая проблема существует. Но что поделаешь, выживать же как-то надо...

- Мне непонятно, почему государство не может списать предприятиям старые долги, ликвидировать которые для них все равно нереально. С чистого листа вы смогли бы начать нормальную жизнь.

- О, это мечта каждого руководителя! Но для меня это тоже загадка. И не только это. Спрашивается, например, почему государство издает закон о льготных перевозках ветеранов, инвалидов, участников войны и других категорий граждан, а с предприятиями за эти перевозки не расплачивается? Именно за них государство нам задолжало в последние годы десятки миллионов рублей. Отдайте их нам, и мы оживем. И не надо нам ничего списывать. Но... Эта тема уже стала избитой, а сдвига - никакого. Государство за выполнение этой работы не дало нам за все эти годыни копейки. Ни копейки!

- Тогда не совсем понятно, почему "Мавиал" до сих пор не вылетел в экономическую трубу?

- Благодаря целой системе мер выживания, которую заставляет нас вырабатывать время, как и всех остальных впрочем. Большую помощь оказывает нам областная администрация. Что такое, например, компания "Внуковские авиалинии"? Это монстр. Но сейчас он - банкрот. Что такое "Трансаэро"? Такой же гигант, но тоже уже банкрот. Почему так случилось? Какие механизмы привели их к этому состоянию? Ответа до сих пор ни у кого нет. Возможно, это результат политической игры - кому-то эти образования мешали, и их попросту убрали с пути. Я не исключаю, что такое же можно было бы сделать и с "Мавиалом". К счастью, мы сейчас имеем поддержку губернатора, и это является гарантией нашей жизнеспособности.

- Под поддержкой вы имеете в виду кредиты, которые вам выделяют?

- Кредиты, конечно, важны, но еще важнее простое ощущение, что тебя поддерживают. Чисто по-человечески.

- Налоги сильно на вас давят?

- Ощутимо. Но ставить вопрос о них, я считаю, нужно не столько в смысле их снижения, сколько в смысле дифференциации. И опять же это забота государственная. Как, например, был оживлен заштатный когда-то аэропорт Анкоридж на Аляске? Правительство издало распоряжение о том, что все авиакомпании, желающие летать в Юго-Восточную Азию, должны проходить через эту воздушную гавань. И все. И дело было сделано. Кто-то у нас может по этому поводу сказать, что это, мол, недемократично. Но демократия как раз и заключается в поддержке интересов общества. Помните, как приехал в Магадан когда-то Гайдар - поулыбался загадочно, а потом и спрашивает: "А что вы тут вообще-то делаете?". И был поставлен вопрос о ненужности Колымы. Сейчас то же самое государство по этому же вопросу имеет уже иное мнение. Или другой пример: Владивосток, будучи закрытым городом, считался бесперспективным транспортным узлом и потому не имел солидного собственного самолётного парка, теперь же дефицит техники является тормозом его развития, и он вынужден арендовать самолеты там, где население сокращается, - в том же Магадане.

- А вам не кажется, что мы в какой-то момент упустили возможности для развития нашего региона?

- Эта ошибка была совершена в начале 90-х годов, когда к нам буквально хлынул поток иностранных туристов, а мы не смогли его удержать, не смогли организовать туристический бизнес. А у нас ведь, слава Богу, есть что посмотреть.

- Бывают у вас трудные ситуации?

- Конечно. Вот сейчас для восстановления двигателей требуется найти 400 тысяч долларов.

- Но это чудовищная сумма! Где же вы ее возьмете?

- Пока понятия не имею. Но найдем все равно. И купим двигатели. И опять все будет хорошо.

- И долго такое "хорошо" у вас обычно длится?

- К сожалению, нет, так как поддержание летной готовности воздушных судов - это сверхдорогостоящая задача, требующая постоянного вливания средств.

- Авиационные тарифы стремительно растут...

- Цена билета в основном вытекает из стоимости керосина, и тут изменить что-либо мы бессильны. Это диктат продавца. Но после вмешательства губернатора у нас наведен определенный порядок - теперь исключены посредники, и работа ведется напрямую.

- Нынешним летом основная тяжесть отпускной кампании для работников бюджетной сферы опять ляжет на "Мавиал". Каковы в этом особенности 2000 года?

- Мы уже открыли предварительную продажу авиабилетов на период до 20 октября, и около 40 процентов мест магаданцами уже выкуплено. Причем тарифы за лето, надеюсь, не изменятся. Сейчас администрация предпринимает попытки обеспечить малоимущим колымчанам возможность уехать в отпуск в центральные районы страны по льготным тарифам за счет средств внебюджетного фонда Особой экономической зоны. Механизм реализации этого предложения отрабатывается советом территории и областной Думой. Будем надеяться, что это получится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZf81
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/crr/dostavka-tsvetov-kurerom-po-sankt-peterburgu/, варианты по ссылке.
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/restaurant/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer