- Юрий Михайлович, в аэропортах и других авиапредприятиях действуют службы авиационной безопасности (САБ), с которыми АБИНТЕХ имеет тесные контакты. Что лежит в основе вашего взаимодействия?
- Воздушный и другие виды транспорта постоянно становятся объектом преступных посягательств. С семидесятых годов безостановочно движется штормовая волна воздушного бандитизма. Часто предпринимаются попытки к осуществлению террористических актов. Своевременно обезвредить преступников и не допустить проникновения опасных предметов на борт самолета - главнейшая задача служб авиационной безопасности ГА.
И от того, насколько сотрудники САБ подготовлены и как они выполняют свои обязанности, зависит безопасность гражданской авиации. А подготовка - это уже сфера наших действий.
- Понятно, высокие обязанности персонала САБ требуют и высокого уровня профессионализма. А насколько высок, скажем так, уровень современности в вашей работе?
- Определяющая роль в обучении сотрудников САБ и других авиаспециалистов отведена учебному центру "Авиационная безопасность и новая техника" (АБИНТЕХ). И он оправдывает свое предназначение. Его учебные классы оборудованы макетами взрывных и зажигательных устройств, применяемых террористами, а также образцами различного оружия, аппаратуры. Обучение проводится с показом видеофильмов, работой на компьютерном тренажере по досмотру и практическими занятиями на пункте досмотра аэропорта, с выездом на полигон и проведением учебных взрывов.
С помощью арсенала всевозможных предметов, которые применялись или могут быть использованы в качестве диверсионных средств, прошедшие обучение приобретут знания и навыки, как действовать в экстремальных условиях, ознакомятся со взрывоопасными предметами, стрелковым оружием, аэрозольными баллончиками, стартовыми и газовыми пистолетами, гранатами и прочими опасными предметами, которые встречаются в кармане преступника или в кейсе, совершающего путь через интроскоп. Слушатели сначала практикуются распознавать их визуально, а потом - на рентгеновских аппаратах. Они узнают о тактике действия террористов, способах и путях осуществления актов незаконного вмешательства, о контрмерах. Читаются лекции о состоянии авиационной безопасности в мире на примерах зарубежных аэропортов. Кроме того, ученые-психиатры знакомят слушателей с методами предотвращения массовой паники авиапассажиров при обнаружении взрывных устройств и в других экстремальных ситуациях, рассказывают об особенностях поведения преступников и психически неполноценных лиц, а также о том, как вести себя персоналу. Изучаются и методы психологического тестирования (профайлинга) и невербальной коммуникации, с помощью которых можно выявить лиц, вынашивающих преступные замыслы.
- Обеспечение авиационной безопасности осуществляют не только сотрудники САБ, но и другие авиаспециалисты. Учитывает ли это тематика проводимых курсов?
- В учебном центре проводятся разные тематические курсы. Прежде всего следует отметить два курса, имеющих постоянную основу: "Предполетный досмотр" и "Авиабезопасность для руководителей". Каждый из них рассчитан на 40 и 80 часов интенсивных практических занятий. Они охватывают весь персонал, работающий с пассажирами, - как работников спецконтроля по досмотру пассажиров, их багажа и ручной клади перед посадкой, так и руководящие и средние звенья служб безопасности. В первом - особое внимание уделяется распознаванию образов взрывоопасных предметов и оружия при просвечивании багажа на рентгеновских аппаратах, во втором - изучению руководящих документов, инженерно-технических средств контроля и охраны, обеспечению режима, а также анализу имевших место актов незаконного вмешательства, способов их предотвращения в будущем.
Также проводятся следующие курсы:
- для сотрудников, обеспечивающих охрану, пропускной и внутриобъектовый режим на территории аэропорта, с выдачей свидетельства, дающего право на получение оружия в разрешительной системе МВД;
- для сотрудников, назначенных согласно Перечню авиаспециалистов на должности "взрывник", "инженер по взрывным работам" и др., с выдачей единой книжки взрывника Горгостехнадзора;
- для сотрудников (преподавателей) авиационных учебных центров ГА.
Центр также получил право проводить противопожарную подготовку сотрудников СПАСОП и руководителей аварийно-спасательных работ предприятий.
АБИНТЕХ имеет сертификаты и лицензии Комитета по образованию при Правительстве Москвы, Минвуза, МВД, Горгостехнадзора, Госкомпечати, Федеральной службы воздушного транспорта России и др., получил статус авиационного учебного центра в сфере дополнительного профессионального образования.
- Юрий Михайлович, в этом году АБИНТЕХу исполняется 10 пет! Все годы вы являетесь его бессменным научным руководителем, а также быт первым директором Центра. Расскажите подробней о его всесторонней деятельности.
- Предназначение учебного центра "Авиационная безопасность и новая техника" - это не только организация учебного процесса и практических занятий, но и серьезная научно-исследовательская работа. В частности, создание автоматизированных систем по обеспечению безопасности различных сторон деятельности авиапредприятий гражданской авиации, в том числе по вопросам, связанным с правовой и экономической безопасностью. Ведущими специалистами разработан комплекс систем, связанных с автоматизацией контрольно-пропускной службы аэропортов.
Для юридической службы в свое время была создана информационно-поисковая система по нормативно-правовым документам, касающимся различных сторон работы предприятия. Удалось также изыскать пути обеспечения авиабезопасности с помощью штрихового кодирования, усовершенствовать методику выборочного (селективного) контроля пассажиров, разработать концепцию развития транспортных роботов для удаления взрывных устройств в аэропортах.
В настоящее время АБИНТЕХ является заказчиком разрабатываемого действующего макета Международного аэропорта "Шереметьево". В его создании активное участие принимают Е. Бахтеев, Р. Фадеев, М. Климанов, Г. Каменев, А. Ефимов и другие.
Научно-методические разработки АБИНТЕХа используются в учебном процессе Академии гражданской авиации на кафедрах "Управление производством в гражданской авиации" и "Безопасность полетов и авиационная безопасность". Налажены творческие контакты также с Российской и Международной академиями транспорта, Российской академией ракетно-артиллерийских наук, Международной академией энерго-информационных наук, Академией МЧС, Академией управления МВД, Таможенной академией и другими организациями.
- Осуществляется ли обмен опытом работы в международном плане?
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в свое время провела на базе АБИНТЕХа первые в Европе учебные курсы по авиационной безопасности, которые в дальнейшем послужили ценным опытом при обсуждении вопросов авиационной безопасности в Монреале и в Москве.
Научно-учебный центр АБИНТЕХ сотрудничает с другими зарубежными предприятиями. Его ведущие сотрудники обучались в США, Германии, Англии, Израиле, Сингапуре и в центрах по авиационной безопасности и аварийно-спасательному обеспечению полетов других стран. В свою очередь, АБИНТЕХ периодически организовывал на своей базе семинары и выставки по безопасности на воздушном транспорте зарубежных фирм. Такие связи по обмену опытом работы будут расширяться.
- Какой контингент учащихся за истекшие годы прошел обучение в Центре авиационной безопасности?
- На учебе и практических занятиях в Центре побывало более девяти тысяч сотрудников САБ, транспортной группы Службы охраны Президента РФ, Московского управления налоговой полиции, отдела охраны мэрии и правительственных объектов ГУВД г. Москвы, Московского УВД на воздушном и водном транспорте, ФСБ и ФАПСИ. Преподаватели учебного центра провели выездную учебу в 50 аэропортах Российской Федерации и СНГ.