- Маркус Леонович, ГУАП "Пулково" - мощнейший авиационный узел на Северо-Западе нашей страны. Одной из его составляющих является сеть профессиональных союзов авиаторов гражданской авиации России. Как вы думаете, нужно ли было это дробление "по интересам"? Если - да, то чем это вызвано и как происходил данный процесс?
- Сразу хочу сказать, что моя точка зрения на этот процесс не может быть истиной в последней инстанции. До 90-х годов в СССР была создана система профессиональных союзов по отраслевому признаку: работников гражданской авиации, железнодорожников и так далее. Так вот, что касается авиаторов ГА, то наш профсоюз объединял все профессии: от работника перрона до командира воздушного судна.
А в начале 90-х годов появились первые ростки создания союзов по профессиональным признакам. Одним из первых авиационных профсоюзов стал профсоюз летного состава России. За летчиками последовали работники воздушного движения - диспетчеры и т. д. Инициатива создания ПРИАС шла от первичных профсоюзных организаций АТБ Хабаровска, Минеральных Вод, Пулково, Самары и других.
Вскоре после конференции в Воронеже и собрания в Самаре 24 июня 1992 года в Домодедово состоялся съезд первичных профсоюзных организаций АТБ, на котором и был создан ПРИАС гражданской авиации России.
- И с чего начал свою деятельность вновь созданный профсоюз?
- Мы поставили перед собой цель поднять престиж авиационного инженера и техника в гражданской авиации, показать значимость этой категории авиационных специалистов в обеспечении безопасности полетов в общем взаимодействии с другими профессиональными союзами отрасли. Не ради красного словца говорю: на этой профессии основывается вся отрасль.
- Выходит, в силу этого ПРИАС выделился в собственное общественное движение в гражданской авиации?
- Уже в начале 90-х годов авиационные инженеры и техники были не удовлетворены решением медико-биологических проблем, связанных с оценкой их профессиональной деятельности. В Пулково в 1993 году мы впервые в истории ГА провели детальные медико-биологические исследования труда авиационных техников и научно доказали разрушающую здоровье людей вредность нашей профессии. Работодатель - конкретно руководство авиапредприятия "Пулково" - очень внимательно отнесся к заключениям экспертов и пошел навстречу многим нашим пожеланиям: были разработаны и внедрены в действие защитные средства по снижению влияния на здоровье техников шумов от авиадвигателей, подняты тарифные ставки по компенсации за вредность работы и многое другое. Самое главное в том, что люди увидели заботу профсоюза о них, поверили в него.
- Сколько сегодня насчитывает членов ПРИАС "Пулково"?
- 1372 человека. А по всему Северо-Западному региону - около двух тысяч.
- От Мурманска до Коми, от Калининграда до Вологды - можно ли объять необъятное?
- К счастью, я не одинок. Повсюду на авиапредприятиях имеются первичные организации ПРИАС. В них - мои надежные помощники. Здесь, в Пулково, мы проводим учебные сборы, совещания, заседания совета, регулярно бываем на местах, так что жизнь людей знаем не понаслышке. Что касается Вологды, то там организации ПРИАС пока нет. Но это дело времени.
- В союз входит только действующий состав инженерно-авиационных работников?
- Отнюдь. И с выходом на пенсию люди остаются в составе ПРИАС. Дело не в том, что они свой профессиональный союз поддерживают материально - какие с авиационного пенсионера взносы! Главное в том, что люди твердо знают: с выходом на пенсию они не останутся без внимания! Наши пенсионеры пользуются всеми правами и льготами, как и работающие члены ПРИАС.
- Кроме ПРИАС, в ГУАП "Пулково" имеются еще несколько профессиональных союзов. Как строите совместную деятельность? Не тесно ли под небом Северной Пальмиры?
- Да, на предприятии имеется еще ряд профессиональных объединений: территориальное объединение профсоюза авиаработников, кстати, самый многочисленный профсоюз, а также профессиональные организации летного состава, диспетчеров, бортпроводников. Но все мы объединены общими целями и задачами, главная из которых - не расшатать головное предприятие требованиями и запросами. Стараемся в своих требованиях исходить из экономических возможностей предприятия, сохранить его стабильность и обеспечить своей деятельность безопасность на земле и в воздухе.
Все должно быть сбалансировано. Ведь авиапредприятие "Пулково" - это организация с большими и добрыми традициями. И профсоюзы не имеют права их разрушать. У ПРИАС "Пулково" с предприятием сложились деловые, конструктивные взаимоотношения, что, кстати, свойственно и другим профессиональным союзам предприятия. На основе коллективного договора идет ежеквартальная индексация заработной платы. Созданная согласительная комиссия по социальным и экономическим вопросам, которую от работодателя возглавляет заместитель генерального директора - директор по экономике и финансам Гудкович Борис Давидович, активно способствует деловому взаимодействию в решении социальных вопросов на предприятии.
- В комиссию, конечно, вошли люди, имеющие профессиональный авторитет?
- Несомненно. Все они - выборные: представители от каждого профсоюза, экономисты, юристы. Мы ежеквартально собираемся и обсуждаем насущные вопросы. Естественно, возникают споры, разногласия. Но всегда находится место компромиссу. Каждый умеет уступать в интересах общего дела. Решения согласительной комиссии обнародуются. Вы только представьте, на предприятии работают 7400 человек! Разве можно интересы отдельной организации ставить выше всего коллектива?
- А как этот коллектив относится к однажды предложенной идее акционирования авиапредприятия?
- Да, в 1992 году на конференции трудового коллектива было принято решение представить "Пулково" на участие в акционировании. Но вот уже восемь лет мы находимся в подготовке к этому процессу и являемся государственным авиапредприятием. Большая заслуга и работодателя, и профсоюзов, что не отдали в акционерное общество также "Пулково-2".
- Но его надо развивать, и на это потребуются немалые средства?
- Совершенно верно! Совместными усилиями мы средства найдем, так что не волнуйтесь. Прилетайте к нам через пару лет и вы не узнаете ни перрон, ни привокзальную площадь, ни многие другие объекты инфраструктуры авиапредприятия.
- Понаставите турникеты, чтобы ни пройти, ни проехать?
- Не каждый пример заразителен. Я еще раз подчеркну: наша цель - не расшатывать предприятие, а делать его более стабильным, добиваться благополучия всех авиаработников. Это возможно только при взаимодействии IL взаимопонимание всех отраслевых профсоюзов. ПРИАС Пулково" может являться положительным примером в решении этих проблем.
- Согласен с вами, Маркус Леонович, по этой позиции. Но кроме работы в интересах неба есть еще и проблемы, скажем так, более приземленные: семьи, соцкультбыт...
- Знаете, существующая система налогообложения прежде всего бьет именно по соцкультбыту. И работодатель, казалось бы, должен этим пожертвовать ради меркантильной выгоды. Кстати, так многие авиапредприятия и поступили: отказались от пионерских, спортивных лагерей, детских садов, домов отдыха для своих сотрудников. ГУАП "Пулково" старается не растерять свое богатство: на Черном море есть база отдыха, стоимость путевки сроком на 15 дней в СОП "Крылья Балтики" в этом году для взрослого человека, не работника предприятия -1680 рублей, для работников ГУ-АП "Пулково" и детей до 18 лет -260 рублей. Сохранен один детский садик. Функционирует детский оздоровительный спортивный лагерь "Рощино". Школа воспитывает будущее поколение авиаторов. На наши спортивные праздники собирается весь город. И все это благодаря совместным действиям всех профессиональных союзов авиапредприятия и самого ГУАП "Пулково".
- Вы рисуете идеальные отношения профсоюза с работодателем...
- Так и есть в действительности. Знаете, если профсоюз вступает в трения с работодателем, он не может добиться взаимопонимания и там неизбежно наступает разруха. Мой принцип работы таков: не надо никого ни в чем обвинять. Надо прежде всего уметь работать самому и уметь находить точки соприкосновения с другими. Да, работодатель не может быть всюду одинаков, но надо уметь с ним договориться в интересах общего дела, для благополучия людей. В этом цель нашего профессионального союза. Так строит свою работу и Центральный совет ПРИАС. А "Пулково", как я думаю, сегодня - это для других предприятий образец того, как взаимодействовать профессиональным союзам с работодателем.
ПРИАС ГА России не самый многочисленный профессиональный союз в отрасли. И в своем регионе при решении, например, социальных вопросов мы не претендуем на лидерство, а исходим из понимания общего положения дел на предприятии. Так было при недавнем распределении жилплощади. Путевки на отдых распределяем тоже по численности членов в профсоюзе. Обид друг на друга не держим и до конфликтов дело не доводим. Все можно решить, глядя в глаза друг другу, конструктивно. За столом переговоров.
- Чувствуя при этом ответственность перед людьми, которые вас выбрали на этот пост?
- Людей, которые нас выбрали, не обманешь. Если будем вести не ту политику, то они очень скоро перестанут нас понимать. Задача ПРИАС - отстаивая интересы инженерно-авиационной службы, не вступать в противоборство с работодателем, в ненужную конкуренцию с другими профессиональными союзами гражданской авиации. Так вот, ПРИАС "Пулково", повторяю, всегда находит общий язык с работодателем, не забывая при этом главное - заботу о людях. Три года назад совместными усилиями с администрацией АТБ во главе с ее директором Геннадием Андреевичем Болдыревым в ангаре номер один мы сделали хороший буфет - распределитель горячих блюд, в 10 точках АТБ установили фильтры по очистке питьевой воды. ПРИАС "Пулково" внес основной материальный вклад. Я считаю, что на уровне "первички" мы сегодня работаем не самым худшим образом.
- Складывается впечатление, что работать руководителем первичной организации ПРИАС довольно легко...
- Глубоко ошибочное мнение! Работать в "первичке" очень сложно. Первичная профсоюзная организация постоянно замыкается на коллектив. В нее все время идут люди. У каждого своя "болячка". И она для человека важнее всех государственных и отраслевых проблем. Это его боль. У него есть надежда, что его профессиональный союз ему поможет. Помогаем. А легко ли это порой сделать? Но это уже конкретного человека, обратившегося к нам за помощью, не должно волновать. У него своих профессиональных забот много.
- И одна из них - сделать свое дело так, чтобы обеспечить безопасность на воздушном транспорте?
- К членам ПРИАС "Пулково" претензий нет. Они свое дело делают на высоком профессиональном уровне. Пассажиры воздушных судов на наших рейсах могут быть спокойны: безопасности их жизни ничто не угрожает. Я вот что скажу, авиационным профессиональным союзам ГУАП "Пулково" повезло с работодателем: генеральный директор предприятия Борис Григорьевич Демченко сдержан на похвалу, но за работой профсоюзов следит внимательно и не мешает их деятельности.
- Маркус Леонович, мы с вами затрагивали в разговоре тему сохранения традиций. Нынешний год для миллионов людей проходит под знаком 55-ой годовщины Победы в Великой естественной воине с фашистской Германией. ПРИАС "Пулково" помнит об этом?
- В АТБ участников войны осталось четыре человека: заслуженный пилот СССР Кубышкин Борис Андреевич, Кабешев Иван Павлович, Абакумов Петр Иванович - компрессорщики и Иванов Петр Иванович - техник. Профсоюз о них помнит всегда, а не только по памятным дням. Жалоб от ветеранов в союз не поступало.
- Уверен, что вы своих ветеранов и на единственную авиационную газету России "Воздушный транспорт" подписали?
- От своей газеты ПРИАС "Пулково" никогда не отворачивался. А вот за подсказку сделать такой подарок людям - спасибо. Это мы на совете рассмотрим и, думаю, вопрос будет решен положительно.
- Но кроме старых кадров членами вашего союза являются и молодые специалисты. Или смена поколений у вас, как и во многих других авиапредприятиях гражданской авиации, приторможена?
- Могу сказать объективно: мы стареем. Примерно с года 93-го, а может быть и раньше, мы не получаем притока молодых специалистов. До этого каждую весну человек по 40 молодых специалистов мы брали из учебных заведений. Понимаю, что нынешнее положение - проблема не только гражданской авиации России, но и проблема национальной безопасности. Потихонечку обновляем кадры. Но это не решает вопроса. Сегодня средний возраст специалистов ПРИАС где-то около 45 лет. Тревожная цифра, честно скажу.
- Нет вакантных должностей? Люди не хотят уходить на пенсию, чтобы не лишаться возможности дальнейшего некоторого приработка?
- Вы совершенно правы. Сегодня никто самостоятельно с работы уходить не желает. Как прожить человеку на такую мизерную пенсию? Правительство даже не знает, что у народа сегодня в ходу такая поговорка есть: "Лучше умереть на работе сытым, чем голодным на пенсии". Пенсионный вопрос для нашего союза - один из самых злободневных. И Центральный союз ПРИАС, которым руководит Владимир Дмитриевич Курочкин, будет добиваться, чтобы пенсионеры-авиаторы перестали себя чувствовать униженными людьми. Мы, конечно, понимаем, что если в стране нет экономического благополучия, то трудно накормить всех. Большие пенсии не могут быть у каждого гражданина. Но пенсии должны быть по заслугам. Правительству следует разобраться с этой проблемой и не кормить за счет тружеников тунеядцев, чиновников-бездельников.
- Каким образом может решиться пенсионный вопрос для работников ПРИАС ГА России?
- Я считаю, что нам предстоит очень сложный и трудный путь изменения пенсионного законодательства для инженерно-технического состава гражданской авиации. Но на сегодняшний день мы избрали верное решение. Во-первых, по образцу летного состава провести глубокие полномасштабные медико-биологические исследования. ПРИАС уже заключил договор с Академией медицины труда о проведении таких исследований. Во-вторых, получив заключение, выйти в законодательные и исполнительные органы власти с ходатайством об изменении некоторых статей в существующем пенсионном законодательстве. В-третьих, на Центральном совете ПРИАС мы наметили программу среднесрочной перспективы решения пенсионной проблемы. Ведь в настоящее время человеку, отдавшему 30-40 лет жизни гражданской авиации, невозможно прожить на пенсию размером в 450 рублей. А работодателю сегодня неинтересно увеличивать отчисления в Пенсионный фонд. Надо искать выход из создавшейся ситуации. Этим занимается ПРИАС ГА России.
- Находите ли вы понимание в решении этой сложной проблемы среди других отраслевых профессиональных союзов?
- Конечно. И хотя, на мой взгляд, отношения наши могут быть более гибкими, но все понимают, что только в единстве при отстаивании профессиональных интересов заключается наша сила.