Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Карпов:
""Руслан" осваивает профессию космического "извозчика""


Июнь 2000 года Сергей Путилов, Время МН


Россия разработала и предлагает мировому сообществу самый дешевый способ выведения в космос спутников с помощью самолетов.

Анатолий Карпов
Анатолий Степанович Карпов в 1978 году окончил Воронежский педагогический институт. Параллельно с обучением работал в летном отряде сельхозавиации в Воронежском аэропорту. По окончании курсов работал там же диспетчером воздушного движения. Летал радистом на самолетах Воронежского авиационного завода, занимал должность командира летного подразделения в Воронежском КБ химавтоматики. С 1988 года - генеральный директор авиакомпании "Полет".

Президент аэрокосмической корпорации "Воздушный старт", ставший координатором одноименного проекта, Анатолий Карпов сообщил газете "Время МН" некоторые подробности амбициозной космической программы.

- Анатолий Степанович, что представляет собой проект "Воздушный старт"?

- Это космический проект российских ученых, разработка которого началась в октябре 1998 года. Он предусматривает запуск с тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан" двухступенчатой ракеты, способной выводить на околоземную орбиту спутники весом до 3,5 т. При этом в сравнении с традиционными наземными пусками достигается радикальное снижение стоимости вывода в космос полезной нагрузки. Запуск груза на орбиту с воздуха обойдется в 5-6 раз дешевле, чем с земли и составит не более 6 тыс. долл. за 1 килограмм против 25 - 30 тыс. долларов.

- Как будет производиться вывод спутников на орбиту?

- Cтотонная ракета-носитель, размещенная внутри "Руслана", доставляется в любую точку над океаном либо сушей, где на высоте около 11 километров происходит ее десантирование. Затем запускаются двигатели первой ступени ракеты, и она стартует в космическое пространство. В сравнении с другими способами вывода грузов в космос "Воздушный старт" обладает еще и следующими преимуществами: во-первых, новый авиационно-ракетный комплекс может использоваться практически в любой точке земного шара, где есть полосы, пригодные для взлета и посадки самолета Ан-124-100. Во-вторых, отпадает необходимость в стартовых площадках и всей сопутствующей дорогостоящей инфраструктуре.

- Кто участвует в "Воздушном старте"?

- В число учредителей корпорации "Воздушный старт" входят авиакомпания "Полет" (Воронеж), РКК "Энергия" (г. Королев, Московская область), АНТК имени Антонова (Киев), НПЦ автоматики и приборостроения имени Пилюгина (Москва), ракетно-космический центр "ЦСКБ - Прогресс" (Самара).

- В какой стадии находится разработка авиационно-ракетного комплекса?

- В ближайшее время будет завершена разработка эскизного проекта. Работы по нему поделены между участниками на три сегмента: ракетный, авиационный и космический. Ракетный сегмент проектирует РКК "Энергия" совместно со смежными предприятиями. Двигатель первой ступени ракеты разрабатывает самарский СНТК имени Кузнецова. Украинцы отрабатывают воздушное десантирование, а также наземные средства подготовки самолета. Космический сегмент - создание базового аэродрома и средств хранения элементов топлива - взяло на себя ЦСКБ "Прогресс". К концу этого года мы планируем завершить работу над технической документацией и перейти к заключению конкретных контрактов, которые позволили бы воплотить проект "в металле".

- Сколько на это требуется денег?

- Затраты на "Воздушный старт" оцениваются в 130 млн долл. Этих денег пока, к сожалению, нет. Но сейчас активно ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и заказчиками. Так что мы на девяносто девять процентов уверены, что ко времени окончания работ над эскизным проектом, когда понадобятся уже достаточно большие средства, деньги будут. Поступили предварительные заявки от потенциальных заказчиков - Южной Кореи, Малайзии, ОАЭ, европейцев и даже из Африки. Российских инвесторов после кризиса нам так пока сыскать и не удалось. Но определенный интерес, в том числе со стороны банков, есть.

- А государство вам оказывает поддержку?

- 24 мая правительство России объявило о своей поддержке проекта "Воздушный старт" и включении его в список федеральной космической программы. Ранее под этот проект нам было передано четыре "Руслана" из состава военно-транспортной авиации ВВС, которые наряду с уже имевшимися у компании "Полет" двумя самолетами такого типа будут задействованы в "Воздушном старте". Эти самолеты планируется эксплуатировать в конвертируемом варианте, то есть их можно будет использовать и для запуска космических ракет, и для перевозки обычных грузов. Но в целом проект строится на внебюджетной основе, и денег у правительства мы просить не собираемся.

- Когда намечен первый старт авиационно-ракетного комплекса?

- Запуски космических аппаратов мы планируем начать в конце 2002 - начале 2003 г. При этом окупаемость проекта, по имеющимся оценкам, составит всего три года. Реализация же "Воздушного старта" позволит России в кратчайшие сроки освоить до 40-50 процентов мировых стартовых услуг легких космических аппаратов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer