Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Головачев:
"Надо возрождать Россию и ее патриотический дух тоже"


Май 2000 года Денис Виноградов, Воздушный транспорт №17


Историю своего народа всегда надо помнить и чтить. Потому что без прошлого не бывает будущего. За границей, на которую мы в последнее время часто ссылаемся, с детских лет воспитывают чувство преклонения перед славой прошлых поколений, прививают патриотизм. А у нас теперь стремятся все опошлить. Надо возрождать Россию, и ее патриотический дух тоже.

Анатолий Головачев
Анатолий Федорович Головачев в 1945 г. окончил Сасовскую летную школу. В 1948 г. - Борисоглебское летнее училище им. В. П. Чкалова по специальности летчик-истребитель. В 1950-1952 гг. в составе 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка принимал участие в боевых действиях в Корее. С 1961 по 1965 г. - командир 145-го Гвардейского истребительного авиационного полка. С 1972 по 1976 г. был руководителем полетов нескольких экспедиций в Антарктиде. С 1977 по 1992 г. работал в Министерстве гражданской авиации в 1981-1992 гг. - начальник отдела руководящих кадров Управления кадров Министерства гражданской авиации РФ.

- Анатолий Федорович, вы связали свою судьбу с авиацией. Расскажите, пожалуйста, с чего началась эта любовь на всю жизнь?

- Мы все тогда бредили авиацией. В 1940 году юношей набирали в Тушинский аэроклуб, но меня не взяли - не прошел по возрасту. Вот тогда-то и появилась мечта стать летчиком. Война изменила все планы. В 1941 году я был студентом 2-го курса Московского дорожно-механического техникума. 22 июня, прослушав памятное всем выступление Молотова, мы с другом Игорем Лесиком, как и многие другие шестнадцатилетние мальчишки, побежали в Кунцевский военкомат, боясь, что война закончится без нас. Но военком, ссылаясь на нашу молодость, категорически отказал. Тогда мы пошли на "преступление": исправили в свидетельстве о рождении дату, прибавив себе два лишних года. Подлог сразу же раскрылся. Хорошо, что никакого наказания не последовало. Нас спасла директива о создании отрядов самообороны. Я сразу же записался в ополчение.

- Наверное, помнится первое боевое крещение?

- Наш отряд перебросили под Смоленск для строительства оборонительной полосы. Нас высадили на полустанке и отправили к месту назначения. Тут-то и произошло первое боевое крещение. Ребята приняли четверку немецких "юнкерсов" за советские самолеты. К сожалению, тогда мы потеряли двоих наших товарищей. Затем мы прибыли на позиции и стали их оборудовать. А через несколько дней выдали винтовки. Немцы все время нас бомбили, поэтому было принято решение работать ночью. А через несколько дней всех построили и объявили, что обстановка на фронте осложнилась и мы оказались в окружении. Поэтому был дан приказ выходить мелкими группами и двигаться-в направлении Можайска.

Тут однажды натерпелся я страху, когда спросонья принял рог коровы, упершейся мне в бок, за штык вражеской винтовки. Потом, конечно, смеялись...

По прибытии нам была поставлена задача: оборонять совместно с регулярными войсками от танков Минское шоссе. Жестокий бой, в котором участвовали и ополченцы, принес много потерь как с нашей, так и с немецкой стороны. Фашисты отступили, оставляя за собой груду металла. Однажды приехал командир полка и, увидев наши слишком молодые лица, закричал: "Этих сопляков убрать немедленно". А ведь он был прав: в начале войны потенциал армии должен быть высоким, а если на фронт берут юнцов, значит, она разбита и деморализована, чего нельзя было допустить.

И вот снова перед нами военная Москва. Еще один поворот судьбы - меня направляют работать на завод № 164, выпускающий крылья для МиГ-3. Но я не терял надежды стать летчиком, мешала только бронь, которую снять было очень трудно. После долгих хождений по инстанциям мне удалось стать курсантом Сасовской летной школы, которую закончил в самом конце войны. С тех пор я стал вечным пленником неба.

- Потом вам пришлось повоевать на другой войне - в Корее?

- Вооруженные столкновения на 38-й параллели начались задолго до 25 июня 1950 года, который считается формальной датой начала корейской войны. В этот день части сухопутных войск обеих сторон вошли в соприкосновение. Состоялось заседание Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, на котором представитель США обвинил КНДР в агрессии против Юга. КНДР представила доказательства, что война развязана Южной Кореей. В заявлении

Советского правительства от 4 июля 1950 года говорилось, что понятие агрессии неприменимо в том случае, когда речь идет о гражданской войне между различными силами одной страны. Агрессию может совершить только иностранное государство, и в данном случае это США, вмешивающиеся во внутренний конфликт в Корее. Президент Трумэн приказал направить сухопутные войска США для участия в боевых действиях против КНДР.

Я в то время был летчиком-истребителем 324-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Однажды нас собрал командир дивизии трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб и произнес речь, смысл которой сводился к тому, что нужны добровольцы. Мол, думайте сами: война окончилась давно, а здесь можете погибнуть в любое время. После чего он взял ученическую тетрадь, ручку и спросил: "Есть желающие записаться?" Все летчики подняли руку. По-другому и не могло быть. Так воспитаны были. Если друг в беде, то нужно помогать ему. И помогли. Из этой группы я был самый молодой, поэтому мою кандидатуру отклонили. Но, невзирая на это, я самовольно вместе со всеми сел в поезд, идущий в Китай. Мы прибыли на аэродром близ города Дунфын. После этого на эшелонах привезли самолеты: их собрали, "облетали", и мы начали подготовку к боевым действиям. Затем мы передислоцировались на пограничный аэродром Аньдун на берегу реки Ялуцзян. Основная задача - охранять ГЭС и железнодорожный мост через реку. Американские силы в 3-4 раза превышали наши, но мы, чтобы не разразилась большая война, придерживались этого соотношения и стремительно не наращивали вооружения. Наш парк составляли истребители "МиГ-15". Это отличная машина. Самолет по многим параметрам превосходил американские истребители "сейбры". Правда, "Миг-15" имел свои недостатки: при резком увеличении оборотов сектором газа двигатель нередко останавливался.

- Анатолий Федорович, мы с вами беседуем накануне Дня Победы, и я рассматриваю те события, о которых вы рассказываете, как боевую эстафету фронтовиков Великой Отечественной. И как горячее начало "холодной" войны, которая обострила отношения между бывшими союзниками. Как проходило противостояние?

- Основное число наших вылетов выпадало на отражение массированных налетов бомбардировщиков, прикрытых истребителями. Ходили они большими группами. Надо отдать должное мастерству большинства американских летчиков. И все же по сравнению с немецкими асами американцы оказались не те драчуны. Со слов сбитых пленных летчиков - корейцы давали нам такую информацию - мы знали, что для многих американцев эта война была лишь бизнесом. Они заключали контракт на сто боевых вылетов и, понятное дело, были прежде всего заинтересованы в том, чтобы заработать и вернуться домой живыми.

У нас был настоящий боевой дух. Несколько обескураживали, правда, уверения советского правительства в ООН о том, "что нас там нет". Было обидно, ведь мы вели в это время ожесточенные бои в воздухе, хороня своих однополчан на чужой земле. Мы строили свою тактику таким образом, чтобы, вступив в бой, не выходить из него до победы и оказывать друг другу помощь. Особенно запомнились бои 9 и 12 апреля 1951 года. 9 апреля американцы направили большую группу из сорока восьми бомбардировщиков "Б-29", каждый и которых нес большое количество бомб, имел 12 точек вооружения - словом, "летающая крепость". Они прикрывались большой группой из 80 истребителей, в основном Ф-80. С первой атаки мы сбили 3 или 4 бомбардировщика и рассеяли группу. Через три дня они послали еще две группы по 50 самолетов и прикрытие из ста истребителей. Эта группа направилась в сторону моста и электростанции. Наш полк по тревоге подняли в воздух, завязался бой. В результате мы сбили 11 самолетов. А 1 мая на пути к аэродрому нас атаковала большая группа "сейбров", которую мы не заметили вовремя. Мой самолет был сбит, а я ранен в голову. Еле-еле дотянул до аэродрома. После этого месяц пролежал в госпитале. На этом моя летная военная биография не закончилась.

Был я ведомым в первой эскадрилье, и судьба свела меня со штурманом майором Серафимом Субботиным, который 21 июня 1951 года в воздушном бою над Северной Кореей совершил первый в мире воздушный таран на реактивном истребителе. Летчик был удостоен звания Героя Советского Союза. Войну в Корее я закончил капитаном и был награжден орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

- У вас на стене висит любопытная грамота с изображением властелина морской стихии Нептуна. Расскажите, пожалуйста, с каким событием в вашей жизни она связана?

- Дело в том, что с 1972 по 1976 год я был руководителем полетов нескольких экспедиций в Антарктиду. До нее мы добирались на корабле. И после пересечения экватора устраивался веселый праздник Нептуна. Каждому участнику выдавали такую грамоту. Антарктида, конечно, поразила меня. Это очень суровый край: температура воздуха доходит до минус 50-80 градусов. Но где-то месяц в году столбик термометра повышается до плюс восьми. Некоторые смельчаки в такую погоду даже загорали, пренебрегая "озоновыми дырами". Кстати, один геолог заболел после этого раком. Жили мы в хорошо отапливаемых домиках, построенных на сваях, чтобы их не занесло снегом. На Антарктиде были станции разных стран, и все жили очень дружно. Помню, что у нашего самолета закончилось горючее. Тогда гостеприимные исследователи с австралийский станции "Маусон" выручили нас. Будучи руководителем полетов, я побывал на многих станциях: "Молодежная", "Мирный", "Лазаревская", "Восток" и т. д. А на. "Беллинсгаузене" познакомился с Жаком Кусто, который изучал жизнь пингвинов. Тогда меня поразило, что он может общаться с другим концом света по сотовому телефону.

- Анатолий Федорович, в вашей судьбе я вижу яркий образ всего вашего поколения. Ведь воевало оно в большинстве своем в 1941-1945 годах, а потом еще были долгие годы и десятилетия возрождения страны, подготовки ее космической эры, расцвета ее науки и культуры. Поистине легендарное поколение. Оно не просто победило в войне, оно создало великую державу. И каждый из вас внес в это неоценимый вклад. К сожалению, лозунг недавнего времени "Никто на забыт, ничто не забыто" стирается, молодое поколение мало знает о своих предшественниках.

- И это надо исправлять. Историю своего народа всегда надо помнить и чтить. Потому что без прошлого не бывает будущего. За границей, на которую мы в последнее время часто ссылаемся, с детских лет воспитывают чувство преклонения перед славой прошлых поколений, прививают патриотизм. А у нас теперь стремятся все опошлить. Надо возрождать Россию, и ее патриотический дух тоже.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer