Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Решетников:
"Как заработать на качестве"


Апрель 2000 года Александр Грек, Ведомости


Знает директор завода, которому платят за каждый час работы его изделий

Юрий Решетников
Сергей Геннадьевич Белов окончил Киевский авиационный институт. С 1974 г. работает на авиапредприятии "Пулково". Прошел путь от инженера до начальника авиационно-технической базы. В настоящее время - заместитель генерального директора, директор летно-технического комплекса Государственного унитарного авиапредприятия "Пулково".

Газотурбинный двигатель считается самым сложным технологическим изделием человечества. Поэтому производить его могут считанные страны - Франция, Англия, США и Россия. Самым современным российским двигателем является ПС-90, созданный в последние годы существования СССР в Перми конструкторским бюро, ныне переименованным в АО "Авиадвигатель". Собирают двигатели на Пермском моторном заводе (ПМЗ). Оба предприятия возглавляет один человек - Юрий Решетников. "Ведомости" побеседовали с ним о проблемах российских двигателестроителей и всей авиационной промышленности.

- В России серийно производится единственный современный авиадвигатель ПС-90А. И делают его на вашем заводе. Сколько новых двигателей вы произвели за прошедший год?

- Ни одного. В России нет сейчас авиакомпаний, которые могли бы себе позволить купить новый самолет. Нет самолетов - нет двигателей. Но мы обеспечиваем ремонтными двигателями, в том числе и вводимые вновь в строй самолеты. Их у нас 30. Но эта цифра ничего не отражает. Мы можем делать больше.

Но не в цифре суть, а в том, сколько работает отремонтированный двигатель на крыле. Мы боремся за эту цифру и зарабатываем на этой цифре. Мы сегодня зарабатываем на летных часах. Чем больше один двигатель летает, тем больше я заинтересован его не возвращать в ремонт и тем больше я заинтересован получать с него тот заработок для завода, который полагается за налет в часах.

- Если я правильно понял, это лизинговая схема - вам платят за количество летных часов?

- Это не лизинг. Двигатели, которые стоят на самолетах, например, компании "Аэрофлот – Российские международные авиалинии", - собственность авиакомпании. Но мы эту собственность обслуживаем. То есть весь ремонт идет за наш счет, нам авиакомпания платит только за стоимость летного часа. Эта схема только-только начала работать, больше ее никто в России не применяет. По заключению некоторых руководителей авиакомпании, с этой схемой мы забежали вперед Запада.

Нам это очень выгодно - меньше ремонтировать, но больше получать за летный час. Мне важно, чтобы в каждый данный момент на крыле был двигатель. Я должен следить за тем, чтобы они вырабатывали расчетный ресурс и чтобы у меня был резервный двигатель. Если что-то произойдет, я должен вовремя поставить двигатель. Поэтому мы в течение года дважды уменьшали количество двигателей, которые мы собирались отремонтировать. Это уменьшает наши затраты и увеличивает нашу прибыль.

Но это не единственная составная часть бизнеса "Авиадвигателя". ПМЗ только на 50% живет за счет авиационных двигателей и авиационной тематики. Кроме того, ПМЗ делает для нужд "Газпрома" и других компаний газотурбинные установки (ГТУ). Таким образом, объем в денежном выражении у нас разбивается на две части. 53% нашего дохода в 1999 г. пришлось на деньги, заработанные в авиации. Остальное - это "Газпром" и другие компании.

- А чем в холдинге занимается "Авиадвигатель"?

- "Авиадвигатель" - это разработчик, причем очень эффективный разработчик. Он продолжает заниматься совершенствованием двигателей ПС-90А. Это бесконечный процесс. Пока двигатель не списывается, работа по модернизации продолжается, ведь пределов совершенству нет. Эта работа в небольшой степени финансируется государством. Мы получали в свое время деньги и через Роскомоборонпром, и через Минэкономики. Сейчас заключили договора с новым ведомством - "Росавиакосмосом".

- Можно конкретнее назвать долю государства в финансировании?

- Очень небольшая сумма, примерно 10% от требуемой суммы. Не революционные деньги, но они все время есть, и они работают.

- Ни у одной компании в мире не хватит ресурсов на разработку нового авиационного двигателя за свой счет. Это всегда государственная программа. Разработку ПС-.90 также в основном финансировало государство.

- Не в основном, а полностью. До августа 91-го. Сумма огромная. Кроме разработки, государство оплатило и сертификацию двигателя. Сегодня, наверное, вообще никому не удастся повторить то, что мы сделали в процессе работ по сертификации, - мы израсходовали порядочно новых двигателей на эту процедуру. Например, нам приходилось в процессе работы перерезать вал турбины и провоцировать ее разрушение -двигатель разлетался на куски. Разлетающиеся со скоростью пули элементы турбины не должны были вылететь за пределы гондолы двигателя и повредить фюзеляж и крыло самолета. После успешного испытания комиссия решила, что отсутствие разрушений планера - случайность, и нам пришлось повторить разрушение еще одного двигателя. К слову, такого нигде в мире нет.

- Сколько в итоге вы израсходовали двигателей на отечественную сертификацию?

- 20. На Западе сертификация обходится в 7-8 двигателей.

- А сколько стоит ПС-90А?

- Примерно $2 млн. Западные двигатели в 3 раза дороже.

- Сейчас поддержки государства нет. Как дальше развиваться двигателестроению?

- Речь идет даже не столько о поддержке производителя, сколько нужна линия поведения государства в части авиационного транспорта и авиационной промышленности. Ее все это время не было. Была некая президентская программа развития авиации до 2000 г. Главный недостаток этой программы состоял в том, что это была распределительная программа. Она поддерживала практически всех, кто раньше был в Министерстве авиационной промышленности. В итоге ни одна тема не финансировалась как следует.

Сейчас составляется новая программа, правда она не утверждена, так что о ней пока рано говорить. Я бы сказал, что нужна программа, которая определила бы поддержку основных заказчиков авиационной техники как в военной области, так и в гражданской. Для военных просто нужен бюджет. Гражданская политика могла бы формироваться вокруг поддержки лизинга со стороны государства. Если авиакомпании будут заказывать авиационную технику мы будем иметь заказы, будем в состоянии купить материалы, платить зарплату Что касается разработки новых двигателей, тут посложнее. Для этого нужна мощная поддержка государства.

- При поддержке государства кто сможет в России разработать и сертифицировать авиадвигатель?

- Повторить наши затраты на сертификацию ПС-90 уже никто не сможет. Новая сертификация будет производиться гораздо экономнее. Так что если отвечать на вопрос, сможет ли Россия сертифицировать, - думаю, что сможет. Кто это сможет в России? Думаю, что только мы.

- Почему?

- Только "Авиадвигатель" сохранил кадры и способность проектировать. Возрастной состав дееспособный, и он обновляется систематически. Средний возраст сотрудников предприятия находится в пределах 40-43 лет.

- Разработка нового двигателя - это колоссальные деньги. Откуда вы планируете их взять? Ведь понятно, что ваши американские партнеры их не дадут никогда.

- Это правда. Хотя мы и показываем им, что они могли бы заработать на этой теме. Но они не очень верят в новый двигатель. В модификацию старого - да. Мы, по всей видимости, договоримся об этом. Модификация будет называться ПС-90А2 и, вероятно, будет делаться за американские деньги. Возможно, в этот проект удастся привлечь и бюджетное финансирование.

- Кто может быть заказчиком нового двигателя?

- России, как летающей стране, обязательно нужен будет 100-местный самолет. На существующем 100-местном самолете ТУ-134 стоят наши двигатели. А на самолет, который придет ему на смену, - ТУ-334, ставится запорожский двигатель устаревшей конструкции. Наша позиция - на этом самолете должен стоять наш двигатель. Правда, у нас есть только проект этого двигателя. Он называется ПС-9. Надо вложить примерно $150 млн., и через три года мы сделаем двигатель принципиально нового уровня - двигатель пятого поколения.

- Новый двигатель может появиться только при поддержке государства. 10 лет государство делало вид, что авиапрома у нас нет. Сколько еще сможет протянуть авиационная промышленность до тех пор, пока возможность строить собственные двигатели будет безвозвратно потеряна? Лет пять?

- Я думаю, намного дольше. Мы себя обеспечили работой навсегда. Мы научились использовать наши авиационные двигатели на земле.

То, на чем вы сюда прилетели, - это прошлый век. Ту-154 - древний самолет, ему летать 10-15 лет максимум. Рано или поздно в Кремле появится человек, который поставит вопрос, нужны ли России военно-воздушные силы, гражданская авиация. Я нисколько не сомневаюсь в этом.

Бельгия может позволить себе не иметь авиационного транспорта. Там хорошие дороги, и везде можно проехать на автомобиле. Даже Франция не может позволить себе не иметь воздушного транспорта. А Россия, с гигантской территорией, без воздушного транспорта просто не сможет жить. Так что я глубоко убежден, что авиационный транспорт будет. Значит, будет и авиационная промышленность.

- Может ли Самара довести до серийного производства свой двигатель НК?

- Я глубоко убежден, что этого двигателя не будет. Может быть, обидно об этом говорить, но тот объем работ, который надо проделать для сертификации такого двигателя, Самара не потянет.

- Значит, в России остается всего два центра, способных потянуть разработку нового двигателя, - ваш и "Рыбинские моторы"?

- Генеральный директор "Рыбинских моторов" Ласточкин молодец, он исходит из того, что он везде самый первый. Будет первый делать и единственный военный двигатель, и единственный двигатель для гражданской авиации. Но надо иметь в виду, что у него ничего нет. У него нет того, что есть у нас, - нового двигателя. Мы не раскручены так по объемам ремонта, как "Рыбинские моторы", и пока не собираем таких денег от него, но у нас потенциал намного выше.

У Ласточкина никогда не было и не будет КБ, способного разработать новый двигатель. Там есть большое КБ. Но это КБ последний раз своей работой умертвило самолет Ту-144. Ту-144 не появился в небе как серийная продукция. И не появился главным образом из-за того, что это КБ не справилось с задачей создания двигателей для этого самолета. С тех пор оно крупными проблемами не занимается. У них есть маленькие двигатели для вертикально взлетающих истребителей.

- А как же АЛ-41, разработанный московским КБ "Люлька-Сатурн"?

- Тех средств, которые надо затратить, чтобы довести до ума АЛ-41, у страны сейчас нет. У нас есть альтернативная программа для АЛ-41. У нас есть хороший военный двигатель, он стоит на самолете МиГ-31. Мы в состоянии с минимальными затратами на базе этого двигателя сделать двигатель с необходимыми выходными параметрами.

Двигатель для МиГ-31 Д-ЗОФ6 стал в свое время серьезным откровением для военных. Ничего подобного ни у кого в мире не было. Старому истребителю МиГ-25 просто вдвое увеличили дальность. Или время пребывания в воздухе при обороне северных границ. То есть мы предлагаем более реалистичный способ решить проблему

- А можно на базе этого военного двигателя сделать гражданский?

- Это мы уже реализовали в значительной степени в ПС-90. Например, основная часть двигателя - газогенератор во многом унифицирован с Д-30Ф6.

- Значит, с вашей точки зрения, в стране остается только один разработчик авиадвигателей - вы?

- Значит, так.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzWqK
Здесь http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer