Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Гончарук:
"Служба движения "Пулково" - полигон новаций"


Апрель 2000 года Сергей Быстров, Воздушный транспорт №14


Николай Гончарук
Николай Гончарук, заместитель начальника районного центра УВД.

- За последние десять лет наша гражданская авиация испытала невиданные изменения. Как они коснулись вашего центра УВД?

- Прежде всего значительно увеличился поток транзитных полетов. И в основном зарубежных авиакомпаний. Поэтому у нас появился опыт работы с воздушными судами иностранного производства, в том числе большими, с англоязычными экипажами. Возникли деловые контакты с западными коллегами. Например, с "Дойч флюгзишерен" мы провели тренаж среди диспетчеров районного центра Санкт-Петербурга. К сожалению, ограничились лишь показом того, как работают диспетчеры на Западе. Российские отстающие документы не позволяют нам работать так, как работает весь мир.

- А что в них не так?

- По-прежнему нет хозяина воздушного пространства. С другой стороны, воздушное пространство в значительной степени рассматривается не как источник зарабатывания денег. И весьма неэффективно используется. Хотя есть продвижение в этом плане. Но можно и нужно быстрее. Что еще изменилось? Появился хороший моральный стимул у диспетчеров работать в новых условиях. Чувствуешь себя гражданином мира, когда обслуживаешь 15-20 авиакомпаний различных стран. Самоуважение появляется. Понимаешь, что действительно хорошая, добротная работа делается нашими руками.

- Так в чем же основные отличия наших диспетчеров и европейских?

- Мы традиционно используем командный стиль в работе с экипажами. В европейской системе служба движения оказывает услуги. Это сервисная служба. И, естественно, поддерживает совершенно другую обстановку в воздухе. У нас, если конкретно сказать, диспетчер даже не имеет права, скажем, поздороваться с пилотом. То есть у европейцев общение менее формальное, а работа более качественная. Касается это и экипажей.

Благодаря спутниковой навигации они самолетовождение в ряде случаев выполняют точнее, чем мы видим на локационной картинке. Тем не менее, на входе мы обязаны давать ему место. Он вам сам скажет с точностью до метра.

У немецких диспетчеров, допустим, существует такой порядок. Экипаж входит в зону, здоровается. И диспетчер ему говорит: опознан, направляю. Важно, что диспетчер ВС совершенно четко опознал и идентифицировал. И создал минимум "помех" экипажу. У нас же при входе в зону начинаются сплошные зигзаги и сплошная говорильня. Традиционно мы в этом плане отстаем.

- Сколько приблизительно пилоту на вашем участке приходится докладывать диспетчеру?

- Давайте считать. Вход доложил, пролет доложил... Шесть раз вместо двух.

- А в Европе доложит пару раз - и все. Так? Может быть, мы считаем это мелочами, занятые решением глобальной проблемы УВД?

- Я бы вопрос поставил несколько иначе. Прежде чем что-то новое вводить, это необходимо проработать. С точки зрения географической Санкт-Петербургский районный центр УВД уникально расположен. И мы, имея на то соответствующее разрешение, могли бы какие-то процедуры дорабатывать, чтобы потом их внедрять сразу повсеместно.

- И опыт доработки или совершенствования процедур у вас уже есть?

- И опыт есть, и потенциал, и возможность с точки зрения оборудования, личного состава. У нас нет пока юридического права что ли...

- А если вас включат в Госкорпорацию? Что это изменит на ваш взгляд?

- Мне достаточно трудно это представить. И не связываю такой переход с какими-то революционными изменениями. На мой взгляд, у корпорации так много своих проблем, чисто построительных и организационных, что, наверно, сейчас ей действительно не до совершенствования процесса УВД.

В принципе мы хорошо работающая единица на очень важном направлении... Считаю, что в какой-то степени и для Госкорпорации удобнее оставить более-менее независимым этот район. Ей все равно нужен регион, который должен нарабатывать современную технологию.

- Как своего рода лабораторию?

- Да. Вот смотрите, чем мы сегодня озабочены. У нас метрическая система мер, у англичан, американцев - футовая. Сама процедура перехода с метровых измерений на футовые муторная. Требует приличной практики. У нас уже есть методологические наработки. А пулковские воздушные суда, выполняющие полеты за границу, оснащены футомерами. Вторая проблема. 7 октября евроконтроль перешел на сетку частот 8,33. То есть шаг между диапазонами уменьшился. И согласно решению евроконтроля мы должны воздушные суда, которые выполняют рейсы в Европу без соответствующего оборудования, опускать на эшелон ниже 245.

- А "Пулково" свои ВС уже переоборудовало?

- Да. Все тяжелые самолеты. Но еще есть личные или чартерные рейсы, которые мы должны контролировать по этому вопросу.

Европа в рамках евроконтроля проводит очень жесткую, централизованную авиационную политику. Мы, в силу ряда причин, являемся полуевропейцами в этом плане. И пока имеем много проблем. Наверно, самое верное в данной ситуации - идти по пути интеграции.

- Что из себя представляет пулковский центр УВД?

- Весь районный центр поделен на пять секторов. Работают они не круглые сутки, а по определенному графику, обеспечивая различные потоки воздушных судов. Обычно объединяется до трех секторов. Всего работают у нас около 70 человек.

- И на каком оборудовании вы работаете?

- Это "Норд" - разработка фирмы "Нита", которая находится при Академии гражданской авиации.

Я видел, на чем работают в Германии, Швеции, Финляндии. Наша система, конечно, на порядок проще, но решение задач обеспечивает на достаточном для сегодняшнего дня уровне. Построение нашей системы позволяет ее поэтапно наращивать.

- Сертификация этого оборудования осуществляется на российском или международном уровне? Ведь вы обеспечиваете безопасность пролетов и иностранных судов.

- Оборудование проходит российскую сертификацию. И этого достаточно.

Западные специалисты, кстати, высоко оценивают наше оборудование. С одной стороны, технологичность, с другой - принцип разумной достаточности.

Кстати, с сертификацией порой случаются казусы, которые трудно объяснимы, но однозначно мешают работе.

Авиапредприятие "Пулково" располагает прекрасным диспетчерским тренажером. Аналогов в России нет. Этот тренажер английского производства позволяет полностью имитировать работу диспетчера. Используются две программы: "родная", которая была приложена к нему. Она соответственно футовая и узловая. Параллельно заряжена программа фирмы "Нита", которая соответствует нашим ГОСТам. Тренажер не только имитирует рабочие места в районном центре и подходе, не только позволяет производить плановые подготовки, но и отрабатывать новые приемы управления воздушным движением, новую технологию.

Трудность одна - тренажер у нас не сертифицирован. Хотя за границей он сертифицирован. Параллельно заведена программа фирмы "Нита", которая тоже сертифицирована. То есть у нас есть сертификат европейский, если мы работаем в узлах. А в целом мы не имеем российской сертификации. Это в связи с тем, что вышли новые документы по сертификации авиационных учебных центров и тренажеров и возникли сложности с сертификацией этого тренажера.

- Поскольку только "Пулково" в России располагает таким тренажером, вы могли бы сдавать в аренду его время?

- Конечно, но надо получить сертификат. А нам вставляют палки в колеса. Уже несколько месяцев мы бьемся над решением этого вопроса. Здесь два момента: получить сертификат как таковой и лицензию, позволяющую проводить на нем занятия. Для получения лицензии нам, видимо, придется кооперироваться со здешним учебно-тренировочным центром, который находится в ведении Федеральной службы воздушного транспорта.

- Расскажите о программе "Западные ворота", в которой вы работаете два года?

- Что такое "Западные ворота"? Прежде чем пролететь всю Россию, иностранные ВС проходят через наш регион, который их впускает. Или выпускает при движении с востока на запад. Работаем мы совместно с фирмой "Шведавиа", шведской академией УВД, службой движения Эстонии и со всеми аэропортами, которые входят в Северо-Западный регион: Вологда, Петрозаводск, Мурманск, Великие Луки, Новгород.

- В чем суть этой программы?

- Первое - унификация технологических операций. Второе - оптимизация воздушных трасс. Третье - ввод элементов зональной навигации. То есть речь идет об укрупнении прямых участков трасс, сокращении количества разговоров в воздухе, упрощении и упорядочении воздушного движения. Эстонцы это уже прошли. Они выступают как эксперты, как посредники, имеющие опыт, между шведами и нами.

Сама процедура достаточно сложная. Осуществлять ее надо поэтапно с очень четкой информацией как органов, так и пользователей воздушного пространства. За основу берутся документы ИКАО. При этом важно добиться одинаковой трактовки этих документов.

- Эта проблема существует всегда при переводах.

- Получается, например, так, что диспетчер говорит, а пилот понимает совсем другое или не полностью его понимает. Ведь в России своя технология работы. И переводя нашу технологию на английский язык, мы не всегда подразумеваем то же, что иностранцы. Вот я и говорю, что служба движения предприятия "Пулково" находится в состоянии полигона, на котором проверяют все новое, что неизбежно нам предстоит делать в будущем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwtFf
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/price/, выбирай нас!
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/move/dlv/mashina/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer