- Валентин Михайлович, в ФСВТ возрождена летная служа. С вашей точки зрения, чем это обусловлено?
- Думаю, что давно назрела необходимость вернуться к этой форме. Ведь когда при министерстве была летная служба, через нее, через летно-штурманские отделы управлений проходила вся работа с предприятиями Аэрофлота. А потом стали работать каждый на себя. Причем в такое время и в таком деле. Это же прежде всего безопасность полетов, методика обучения летного состава. И не просто методика, а единая методика.
Ведь почему такая вспышка летных происшествий произошла в первые годы разобщения наших авиапредприятий? Потому, что каждое в ущерб безопасности полетов стало работать только на прибыль. И начались перегрузки самолетов, посадки ниже метеоминимума, прочие нарушения.
- "Пулково" отличается высокой безопасностью полетов. В чем причины?
- Корни - в дисциплине, в той работе, которую проводит методический отдел. Самое главное для нас было сохранить наработанное, наращивая новые возможности. И прежде всего дисциплину. Гризодубова сказала, что если летчики дисциплинированные, то руководителям делать нечего.
- Вы хотите сказать, что у вас дисциплина повысилась по сравнению с прошлыми временами?
- Я бы сказал, что она не упала. Должен быть строгий контроль за выполнением всех требований документов. Вот средства объективного контроля. По ним строго прослеживается, как работает экипаж. У нас есть журнал, где фиксируются и описываются все ошибки экипажей, потом разбираются и принимаются меры, чтобы они не повторялись.
Средства объективного контроля мы используем как основной рычаг влияния на экипаж. В 1979 году появилось настоятельное требование завести учет всех материалов по средствам объективного контроля. Так с тех пор, не прерываясь, мы продолжаем эту работу. Сюда входит запись на звуконоситель. Мы смотрим, как они слетали, все ли правильно сделали, как выполнили технологические операции, какие отклонения от рекомендаций руководства по летной эксплуатации допустили, не вышли ли за пределы ограничений. Все это записывается, анализируется и всему придается значение.
- Скажите, сейчас поддерживать дисциплину стало проще - труднее, чем раньше?
- Заинтересованы больше, но в то же время больше свободы. Падение дисциплины во всей стране, конечно, сказывается. Это требует усиленного внимания со стороны командного состава. Если раньше существовал устав работников авиации, то сейчас его нет. Значит, рычагов воздействия у нас стало меньше. Это во многом нам осложнило работу.
- Что представляет в данное время летная служба у вас?
- У нас три летных отряда. Один летает на Ил-86. Другой - на Ту-154. Третий - на Ту-134. В летную службу входит производственный отдел, который занимается подготовкой загрузки всех полетов. Есть коммерческий отдел, который связывается с заказчиками. А на основании заявок коммерческого отдела производственный отдел занимается вопросами изучения, куда можно лететь с такой загрузкой, куда нельзя. Методический отдел занимается вопросами методики, подготовки соответствующих документов и контролем за полетами экипажей, есть экономический отдел.
Костяк летной службы - летные отряды. У нас имеется и инженерно-техническая служба, которая готовит самолеты, обслуживает их после полета.
- О составе летных экипажей. Наверное, основная часть у вас осталась из прежнего кадрового состава.
- Из кадрового состава у нас остались все, кто и был. И в этом мало хорошего. Мы не имеем возможности подготовить смену. Поэтому у нас сейчас стареющий летный состав. Это беда всей гражданской авиации страны. У меня есть список резерва летного состава, в котором числятся ребята, закончившие училище. Они на летную работу устроиться пока не могут. 15 человек стоят в очереди. Мы их держим в резерве с надеждой использовать при первой потребности.
После окончания училища мы берем их на наземную работу. Самый пик принятия молодежи апрель - май. А на зиму мы никого не берем, потому что падают объемы работ. У нас есть 20 человек, которых мы переучили, но и они ждут своей очереди, работают пока в Пскове, Вологде. То есть смену мы готовим.
- Лет через пять у вас возникнет кадровая проблема, как и у всех. Будет массовый отток пилотов.
- Сейчас эта проблема не обнажается, потому что вопрос пенсионного обеспечения летного состава завис. Когда он решится, проблема сразу обострится.
- Вы имеете лицензию на сертификацию летного состава?
- Нет. Лицензию на сертификацию летного состава имеет учебно-тренировочный центр. Сейчас ставится вопрос, чтобы УТЦ переподчинить нашему предприятию, поскольку основной объем работ идет от "Пулково". Но пока этот вопрос находится в стадии решения.
- В связи с расширением географии с дальним зарубежьем у вас возникали сложности?
- Сложностей в принципе нет. Наше предприятие выполняло полеты в дальнее зарубежье давно.
- С созданием летной службы в ФСВТ ваша работа облегчится?
- Да, безусловно. Будут какие-то разработки, мы будем их подстраивать под себя. Ведь нам приходилось многие вопросы разрабатывать самим, брать ответственность на себя. Я думаю, что создание летной службы во многом поможет и облегчит работу летных подразделений.
Программа подготовки летных отрядов, которая была издана в 1992 году с требованием переработать, каждое предприятие должно было переработать под себя. Мы каждый год вносили в нее свои изменения, в конце концов сделали эту программу в объеме компьютерной версии. Командир эскадрильи дает задание оттренировать вновь прибывшего второго пилота. Вот он к компьютеру подходит, нажимает соответствующую клавишу, и сразу высвечивается вся программа. При планировании полетов, если что-то по этой программе не выполнено, то компьютер уже не запланирует его. То есть сейчас облегчается контроль, планирование, профессиональной подготовки летного состава, контроль за тем, что выполнено, что нет. Это новая технология, которую мы сейчас внедряем.