- Сергей Геннадьевич, "Воздушный транспорт" еще раз поздравляет ГУАП "Пулково", а значит, и вас, с победой в конкурсе "Крылья России-99". "Пулково" признано авиакомпанией №1 на внутренних российских пассажирских перевозках. То есть за год вы из второй сумели перейти в первую группу перевозчиков (объем перевозок более 1 млрд. пасс/км) и возглавить ее. Но ведь и на международных перевозках "Пулково" тоже укрепляет свои позиции?
- Спасибо за поздравление. Да, для авиапредприятия "Пулково" 1999 год стал этапным: только в прошедшем году появилась возможность оценить результаты кризиса. В течение года изменилось соотношение международных и внутренних перевозок: от 60/40 в предыдущие годы до 52/48 в 1999-м. Росли курс доллара и цены на путевки. Росла стоимость авиатоплива. Пассажиры отказались от полетов на международных линиях из-за землетрясения в Турции и политических событий на Балканах. Например, количество перевезенных пассажиров из Петербурга в Болгарию уменьшилось с 45 до 16 тысяч, в Стамбул - с 31 до 20 тысяч. Однако увеличился поток пассажиров в Чехию, Скандинавские страны и Израиль. По двум причинам. Во-первых, пассажиры этих линий - как бизнесмены, так и туристы. Во-вторых, "Пулково" начало перевозить пассажиров на этих линиях под своим флагом и проводить активную коммерческую политику. Одновременно росло количество рейсов внутри России. Впервые за много лет в Сочи самолеты летали ежедневно. Большинство рейсов выполнялось на самолетах Ил-86.
В 2000 году сохранятся все направления полетов авиапредприятия "Пулково". Чаще будут выполняться полеты в Финляндию, Данию, Чехию, возможно, в Швецию. В марте планируется открыть новую линию на Будапешт, в апреле - возобновить полеты на Софию. По расчетам, примерно на 30% вырастет количество чартерных рейсов - в Египет, Грецию, Испанию, Тунис. Заявки от туроператоров уже есть. За прошедший год авиапредприятие перевезло почти полтора миллиона человек - на 112 тысяч больше, чем в 1998 году. Однако растет конкуренция, единственное лекарство от которой - качество. Применительно к авиации - безопасность полетов.
- Да, безопасность - это то, с чего начинается комфорт для авиапассажиров. И именно с этого в первую очередь они начинают при выборе авиакомпании.
- В 1999 году на 25% сократилось количество инцидентов, на 37% возрос налет на один инцидент - это и есть один из показателей безопасности полетов. Авиапредприятие не имело многие годы на своих самолетах авиационных происшествий, аварий, поэтому мы говорим об инцидентах - это попадание птиц в самолеты, воздействие атмосферного электричества на воздушные суда, а также некоторые незначительные неисправности.
При этом пассажиры, как правило, в этих ситуациях никакого дискомфорта не ощущают. Однако все эти случаи рассматриваются самым серьезным образом специальными комиссиями. Это учитывается и при ежегодном продлении свидетельства эксплуатанта
Федеральной службой воздушного транспорта, и при выдаче лицензии на каждую воздушную линию, эксплуатируемую "Пулково".
Авиапредприятие "Пулково" руководствуется в своей деятельности требованиями по безопасности полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- Какими именно требованиями?
- Согласно требованиям ИКАО на всех самолетах авиакомпании, независимо от марки, установлены системы, новые радиостанции, аппаратура предупреждения столкновения в воздухе и доработаны посадочные системы. Только на аппаратуру предупреждения мы израсходовали 1,5 млн. долларов. ИКАО дает рекомендации - стандарты безопасности полетов. Страны вводят эти стандарты в практику. Наши самолеты проверяют авиационные инспекции всех государств, где мы бываем. Проверяют состояние самолетов, документацию, подготовку экипажей. Только в аэропортах Германии за прошлый год было 34 такие проверки. Замечания не имели принципиального характера, а в большинстве случаев проверки проводились без замечаний. В третьем квартале 2000 года нас ожидает очередная проверка по линии ИКАО.
- Происходит ли в "Пулково" обновление парка?
- Более 30 млн. долларов за последние три года вложено в модернизацию и техническое оснащение самолето-моторного парка. Ежегодно мы закупаем 2-4 самолета. Сегодня наш парк насчитывает 21 самолет Ту-154, 9 -Ил-86,10 самолетов Ту-134 поздних выпусков. Опыт показывает, что российские самолеты по многим параметрам не хуже самолетов иностранного производства. В 2000 году мы планируем пополнить парк двумя самолетами Ту-154М и двумя - Ту-134. В КБ Туполева ведутся разработки новых моделей, и в 2002 году мы рассчитываем на новый Ту-334. Постоянно изучаем положение дел по самолетам Ту-204 и Ту-214.
- "Пулково" закупает новые самолеты или уже побывавшие в эксплуатации?
- Мы закупаем самолеты на авиазаводах и у авиакомпаний, не использующих возможности своего самолетного парка. Покупаем не все и только после тщательных работ по оценке состояния самолетов. Большинство самолетов были в эксплуатации совсем недолго. Срок службы самолета 25-40 лет, а средний возраст Ту-154М в "Пулково" - всего 6 лет. Модернизация самолетов проводится регулярно. Мы уплатили 1,5 млн. долларов за глубокую модернизацию пяти пассажирских самолетов Ту-154 в Англии. Теперь они обслуживают линию Петербург - Москва и по комфортности соответствуют запросам и бизнесменов, и иностранных туристов. Мы имеем много самых положительных отзывов от всех категорий пассажиров на этой линии.
- Что еще влияет на безопасность полетов?
- Даже если будут хорошие самолеты, многое зависит от кадрового состава. 82% летных специалистов "Пулково" имеют квалификацию первого класса. 97% экипажей допущены к полетам в сложных погодных условиях по первой и второй категориям ИКАО. Более 80% бортпроводников получили квалификацию первого и второго классов. Учеба персонала проводится постоянно - в Учебном центре и в Академии гражданской авиации. У нас современная авиационно-техническая база. Лабораторный комплекс занимается проверкой приборов, автопилотов, навигационного оборудования. Мы проводим диагностику,100-процентную расшифровку полетов, затем - оценку работы техники и экипажей на соответствие выполнения технологий. Мы так оцениваем: самолето-моторный парк полностью исправен и готов к вылету.