- Владимир Петрович, что собой представляет Приволжский УТЦ? Как ему живется после разделения Куйбышевского объединенного авиаотряда?
- Наш центр является одним из базовых в России. 11 мая 2001 г. ему исполнится 55 лет. Он всегда был самостоятельной структурой, имевшей государственную собственность, отданную в его распоряжение. В 1995 г., когда происходило разделение объединенного авиаотряда, было поделено абсолютно все. Учебный центр тоже вроде определился с недвижимостью. А вот коммуникации, отопление стали монополией аэропорта. Теперь нам аэропорт выставляет счета за тепло и прочие соответствующие счета, будто мы и не участвовали в развитии этой инфраструктуры. Сегодня же для УТЦ эти коммунальные расходы непомерно велики. К сожалению, эта тенденция одинакова для всех базовых УТЦ.
- То есть вопрос стоит так: если произошедшие изменения в отрасли для УТЦ создали финансовые трудности, то государство должно помочь их решить?
- Такой защиты государства нет. Для этого, прежде всего, должен быть утвержден статус УТЦ любого региона в плане сферы хозяйствования. Мы являемся обязательным звеном ГА в технологии обеспечения безопасности полетов. Нас нельзя забыть, ликвидировать. Нужно четко осознать, что никогда образовательное учреждение прибыльным по сути дела не было и не будет, если нет заявок на обучение. Оно не занимается бизнесом. А бросать его на самовыживание в этих условиях - значит обречь на отмирание.
- В то же время УТЦ дает другим структурам возможность зарабатывать деньги?
- Безусловно. Но при разделении объединенных авиаотрядов, там, где были базовые УТЦ, вопрос об обеспечении нормального существования учебных центров, деятельность которых является обязательным звеном в нашей технологической цепочке, не был учтен, по крайней мере, не проработан.
- И не обратили внимания, как теперь вы в этой ситуации существуете?
- Проблемы отрасли и падение объемов работ сказались и на учебно-тренировочных центрах. Личного состава, естественно, переучивается меньше. Годовое падение составляет от 15 до 30%. Если взять курсы повышения квалификации, то этот процесс достаточно активен. Если взять переучивание на новую технику - это направление выходит за рамки приличий по той причине, что у нас нет новой техники. К тому же сокращение личного состава в гражданской авиации продолжается. И спрос на наши услуги падает.
- Положение сложное. И ясно, что ваш труд недостаточно востребован. Но база учебных центров пока еще имеет место, она еще не разрушена, А самое главное, что она через некоторое время востребуется. Значит, ее надо сохранить. Что для этого следует сделать?
- Учитывая, что авиакомпании и аэропорты стали акционерными предприятиями, они получили возможность создавать новые учебные центры, полагая, что это им выгоднее. Здесь нас поддерживает Федеральная служба воздушного транспорта в лице В. Васильева и Н. Столярова. Ведь экономия на учебе к хорошему не приведет. "Местечковых" учебно-тренировочных центров понасоздавалось много. Как мы говорим, учебные центры-однодневки. Авиакомпании решили и это дело обратить в бизнес. Вот взять Поволжье. В свое время подготовку диспетчеров для "Волгааэронавигации" осуществляли мы. Потом они отказались от наших услуг, создали свой учебный центр. Авиакомпания "Самара" самостоятельно готовит пилотов по английскому языку. Делают попытку развить подготовку инженерного персонала помимо нашего УТЦ. То есть образовались еще три параллельные нам структуры, которые не являются полноценными структурами подготовки. Мы имеем сертификат и общеобразовательный, и сертификат ФСВТ. У нас есть определенная образовательная, учебно-методическая база, высококвалифицированный преподавательский состав. А так как мы подконтрольны Приволжскому региональному управлению ФСВТ, то проводим в своей деятельности государственную политику. Что не всегда факт в УТЦ при авиакомпаниях, других авиапредприятиях. И качество подготовки там не всегда на высшем уровне.
- Тогда вы должны были задать себе вопрос: почему они это делают?
- Стремление сэкономить деньги. Они считают, что учебу можно удешевить за счет подготовки своих специалистов преподавателями, которые одновременно и работают по профилю, и занимаются обучением. По большому счету это допустимо в каких-то особых ситуациях, но не на постоянной основе.
И здесь отчетливо должно проявиться государственное регулирование?
- Безусловно. Это не только мое мнение. Это мнение всех командиров УТЦ, Ассоциации учебно-тренировочных центров, которая существует уже больше десятка лет. Ее возглавляет командир Санкт-Петербургского учебно-тренировочного центра И. Б. Кузнецов. Ведь что получается. У нас идет падение объемов работ, сокращаются доходы. Мы уже не в состоянии коммунальные услуги оплачивать, а ведь надо развивать учебно-методическую базу. Тупиковая ситуация. С этим вопросом мы выходили на ФСВТ, МАРАП и получили полную поддержку в понимании этого вопроса со стороны директора ФСВТ В. И. Андреева.
Проблема вот еще чем усложняется. Статус УТЦ определен Воздушным кодексом. Если хотите, сегодня - это ниша на рынке образовательных услуг в ГА. Наша ниша. Но из-за финансовых сложностей в нее начали проникать Академия гражданской авиации, училища, институты, которые, имея бюджетную базу, отщипывают и от УТЦ объемы работ. И ФСВТ не считает возможным запретить им заниматься этой деятельностью, так сказать, соблюдая законы рынка.
Тем не менее, надо определиться. Если мы признаем, что УТЦ нужны (в качестве самостоятельных центров), то они должны иметь четко определенный объем работ с учетом задач, стоящих перед отраслью. Нужно определить место учебно-тренировочного центра по сути деятельности. Да, училища не от хорошей жизни вынуждены забирать объемы работ у нас, претендуя, допустим, на курсы повышения квалификации и подготовки специалистов. Но все-таки они имеют бюджетную базу. Хоть и скудную пока, но имеют, а мы находимся на хозрасчете. И существующие УТЦ при правильном регулировании могут работать на хозрасчете, самостоятельно. Только не нужно создавать новых.
- Но новые же создаются, потому что люди борются за существование. Ведь они же не от дурости и не от вредительства это делают. Они тоже патриотически настроенные люди, хотят сохранить свои учебные заведения для того, чтобы и через пять - десять лет осталась возможность готовить кадры для ГА.
- Но здесь неуместна стихийность. Организованно легче выжить. Поэтому должны быть сохранены базовые УТЦ, имеющие тренажерные комплексы, учебно-методическую базу, общежития. А вновь создаваемые ни того, ни другого не имеют, без этого они не должны быть сертифицированы. Федеральная служба на этой позиции. Об этом говорят и Федеральные авиационные правила.
Рассматривали мы свои проблемы на Ассоциации УТЦ. И обратились к директору Федеральной службы воздушного транспорта с просьбой посмотреть, определиться, как мы должны существовать: при региональном управлении или под авиакомпанией.
Вот возьмем нашу "Самару". Крупная авиакомпания. Но ведь она тоже испытывает трудности.
На нас она не заработает все равно. Мы ей не нужны целиком. Ей проще обходиться своим упрощенным УТЦ. Как наши интересы совместить? Ясно, что входное тестирование слушателей должно проходить там, где есть мощная учебно-методическая база. То есть у нас. Потом, допустим, они желают обучать на своих компьютерах. У них они есть. А УТЦ такой техникой не располагает в достаточном объеме. Ради бога. А вот выходной контроль, то есть уровень знаний, должны определять и региональные представители, и специалисты УТЦ, которые имеют сертификат и лицензию. Тогда выпускники получат общее свидетельство. В этом вопросе нас полностью поддерживает руководитель ПМТУ Б. А. Комонов. Такая постановка вопроса на пользу и общему делу, и интересам учебного центра в плане выживания.
- Да, трудности преодолеваются, жизнь продолжается, и вы как руководитель УТЦ, наверно, думаете не только о том, как выжить, но и как соответствовать развитию требований гражданской авиации. Что у вас получается здесь?
- По инициативе Приволжского МТУ и УТЦ в адрес ФСВТ были подготовлены и направлены предложения по совершенствованию процессов профессиональной подготовки специалистов в ГА на основе региональных базовых учебно-тренировочных центров, которые предусматривают существование филиалов в авиапредприятиях. В России есть такое понятие: тянуть через пупок. Каждый из нас в ГА этим и занимается. Наша комплексная подготовка кадров высоко ценится и по сей день. Надеюсь, что те идеи совершенствования профессиональной подготовки, которые разрабатываются сегодня в ГА в целом и в нашем УТЦ в частности, при малейшем оживлении экономики смогут реализоваться. А значит, мы не потеряем темп. Ведь кадровой основой отрасли, работающей в условиях повышенной опасности, не может быть жидкий фундамент.