Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Квочур:
"Бортовой интеллект: шаг вперед"


Март 2000 года Владимир Дерновой, "Воздушный транспорт" №10


В феврале этого года произошли два с виду неприметных события, которые, тем не менее, имеют важное значение для отечественной военной авиации. В Государственном научном центре РФ Летно-исследовательский институт им. М. Громова (г. Жуковский, Московской обл.) успешно выполнили испытательные полеты два модернизированных истребителя. МиГ-29УБТ пилотировали Герой России Роман Таскаев и Сергей Кара, а Су-30К - Герой России Владимир Логиновский и Александр Павлов. Наш корреспондент обратился к заместителю начальника института, заслуженному летчику-испытателю Герою России Анатолию Квочуру с просьбой рассказать о достоинствах модернизированных боевых машин и перспективах их использования.

Анатолий Квочур
Николай Иванович Лата в 1961 году окончил Днепропетровский госуниверситет по специальности инженер-механик. Работал в ОКБ Н. Д. Кузнецова. Затем комсомольская, советская работа, учеба в ВПШ при ЦК КПСС в Москве. В гражданской авиации 26 лет. Семь лет работал в Приволжском управлении ГА. Заместителем начальника управления - начальником политуправления, заместителем начальника управления, диспетчером ДСУ, руководителем филиала ЦПДУ, руководителем самостоятельной фирмы, начальником службы перевозок авиакомпании "Самара". В 1994 году был назначен на должность первого заместителя генерального директора международного аэропорта Самара.

- Анатолий Николаевич, как вы оцениваете результаты модернизации истребителей МиГ-29УБ и Су-30К?

- Прежде МиГ-29УБ был преимущественно учебным самолетом, как говорят, годным к нестроевой в военное время. Теперь благодаря новой авионике борта, сопряженной с модернизированным в ОКБ "Русская авионика" высокоточным оружием, установке нового локатора, МиГ-29УБТ стал многофункциональным истребителем без ухудшения летных характеристик. Создан качественно новый самолет, который теперь может использоваться в том числе и как штурмовик.

Новая страница и в "биографии" Су-30К. Он идеально подходит для модернизации с целью наращивания боевой эффективности, а также использования в качестве многофункциональной летающей лаборатории (МФЛЛ). По маневренности ему нет равных. У него большие внутренние объемы и возможности для подвески вооружений. С помощью модернизированного прицельно-навигационного комплекса увеличилась точность применения неуправляемых бомб и ракет. Высокоточное оружие может использоваться истребителем на большой дальности, не входя в зону поражения ПВО противника. Считается, что в некоторых операциях эффективность управляемого оружия возрастет в 16 раз.

Модернизированный Су-30К отличается от своих предшественников содержанием кабины, где старый индикатор прямого видения размером 12,5 х 12,5 см заменен на три многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора с размером экрана 15 х 20 см. Новый вариант кабины имеет гораздо большую информативность, которая позволяет эффективно выполнять навигационные и боевые задачи.

В кабине экспериментального самолета реализована концепция управления всеми основными функциями истребителя – "не снимая рук с органов управления". Это требование предъявлялось еще к самолетам 4-го поколения, а Су-30К после модернизации стал "4+", то есть ближе к 5-му по интеллекту борта. Кабина скомпонована так, чтобы максимально удобно было пользоваться кнопками, тумблерами и приборами.

Сосредоточив исследования на такого типа МФЛЛ, мы максимально удешевляем стоимость каждого эксперимента. Создавать летающую лабораторию под одну задачу очень затратно, поэтому на базе Су-30К в комплексе можно решать множество задач. При этом каждый полет будет продолжаться как можно дольше, контролироваться с земли в реальном режиме времени, чтобы получить максимум информации.

В первом полете Су-30К с новой начинкой были оценены технические решения кабины, работа 3-цветных индикаторов, индикатора на лобовом стекле в различных условиях освещения, маневрирования, с разными темпами маневрирования и перегрузками. Далее предстоит плановая работа по накоплению экспериментального материала и статистических данных. Планируются также ознакомительные полеты с российскими и иностранными летчиками потенциальных заказчиков.

- Как идет процесс обновления борта истребителей в других авиационных конструкторских бюро России и за рубежом?

- Не знаю, чтобы кто-либо у нас в стране предлагал столь эффективное решение задач модернизации для МиГ-29УБТ, как ОКБ "Русская авионика". По Су-30К есть разработки, заслуживающие уважения и рассмотрения, а по МиГ-29УБТ нет. ЛИИ неоднократно вел переговоры с другими организациями о проведении самых различных исследований. Институт был бы рад работать со многими разработчиками, но, видимо, не все готовы. К сожалению многие известные мне системы созданы без учета эргономики летающих аппаратов.

Мне довелось на международных выставках познакомиться с кабинами истребителей других стран, "полетать" на их стендах. Первыми в этом направлении шагнули французы на "Рафале". Этот ЛА мне нравится больше других. На нем радикально изменено информационно-управляющее поле и принято много революционных решений: боковые ручки управления, мощный центральный экран и два боковых сенсорных жидкокристаллических цветных экрана. Кабина очень удобно скомпонована. Я предлагал французским летчикам подняться в небо на Су-30К в обмен на полет на "Рафале", но пока не договорились. Думаю, что теперь, когда на модернизированном Су-30К установлены три индикатора, французы не откажутся. Благодаря разработкам "Русской авионики" мы также оказались на весьма приличном современном уровне.

Другая кабина, которая мне очень нравится, принадлежит шведскому истребителю "Гриппен". Кстати, она очень похожа на новую в Су-30К. Ведущие шведские летчики-испытатели в прошлом году на парижской выставке заинтересовались нашим макетом с тремя индикаторами. Их специалисты утверждали, что такая кабина, как принято говорить, начнет летать в Швеции в 2001 году. Мы же начали полеты раньше.

На прошлогодней парижской выставке я познакомился и с кабиной F-16 израильского производства. В ней воплощено многое из "Лави" - национального истребителя Израиля, программу которого по неизвестным причинам прекратил Кнессет. Когда МиГ-29СМТ уже летал, у них появился макет Ф-16 с подобной кабиной. Это было скорее всего копирование. Думаю, мы рановато начали показывать МиГ-29СМТ, в международной конкуренции это сыграло отрицательную роль.

Кабина "Еврофайтера" не выдерживает критики. Там есть много рациональных решений, но нет современных средств отображения информации. Этим и занимается сегодня "Русская авионика" в кооперации с другими организациями, находясь на переднем крае мирового авиационного авиастроения.

- Представим ситуацию, когда израильская или европейская авионика будет устанавливаться на истребителях российских ВВС...

- В этом случае национальной безопасности будет нанесен непоправимый вред, поскольку тогда не удастся сохранить интеллектуальный потенциал КБ и технологии. Модернизация военной авиации в мире идет полным ходом и позволяет повысить ее эффективность в несколько раз, не вкладывая в это много средств. На доработки тратятся десятки процентов от стоимости ЛА, а получаются сотни, а иногда и тысячи процентов эффективности. Это выгодно или нет? Если мы отдаем кому-то модернизацию наших истребителей, то теряем огромные деньги, секреты нашего оружия, лишаем работы специалистов и в перспективе не сможем создавать научно-технический задел. А это уже информационная, интеллектуальная и технологическая зависимость.

Создание современного самолета требует преемственности школ. Например, Япония и Германия имеют высокоразвитую промышленность, огромные финансовые ресурсы, но до сих пор не построили эффективный современный истребитель. Одно дело потенциальные возможности, а другое - ментальная среда, питающая передовую научно-техническую мысль. Такую среду пока еще имеет Россия. Если мы потеряем отечественную авионику ЛА, то нам останется делать только планер и, возможно, двигатель. Останемся без интеллекта на борту. И через несколько лет будем вынуждены закупать авионику за рубежом. Такие перспективы нас, конечно же, устраивать не могут.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer