- Анатолий Николаевич, как вы оцениваете результаты модернизации истребителей МиГ-29УБ и Су-30К?
- Прежде МиГ-29УБ был преимущественно учебным самолетом, как говорят, годным к нестроевой в военное время. Теперь благодаря новой авионике борта, сопряженной с модернизированным в ОКБ "Русская авионика" высокоточным оружием, установке нового локатора, МиГ-29УБТ стал многофункциональным истребителем без ухудшения летных характеристик. Создан качественно новый самолет, который теперь может использоваться в том числе и как штурмовик.
Новая страница и в "биографии" Су-30К. Он идеально подходит для модернизации с целью наращивания боевой эффективности, а также использования в качестве многофункциональной летающей лаборатории (МФЛЛ). По маневренности ему нет равных. У него большие внутренние объемы и возможности для подвески вооружений. С помощью модернизированного прицельно-навигационного комплекса увеличилась точность применения неуправляемых бомб и ракет. Высокоточное оружие может использоваться истребителем на большой дальности, не входя в зону поражения ПВО противника. Считается, что в некоторых операциях эффективность управляемого оружия возрастет в 16 раз.
Модернизированный Су-30К отличается от своих предшественников содержанием кабины, где старый индикатор прямого видения размером 12,5 х 12,5 см заменен на три многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора с размером экрана 15 х 20 см. Новый вариант кабины имеет гораздо большую информативность, которая позволяет эффективно выполнять навигационные и боевые задачи.
В кабине экспериментального самолета реализована концепция управления всеми основными функциями истребителя – "не снимая рук с органов управления". Это требование предъявлялось еще к самолетам 4-го поколения, а Су-30К после модернизации стал "4+", то есть ближе к 5-му по интеллекту борта. Кабина скомпонована так, чтобы максимально удобно было пользоваться кнопками, тумблерами и приборами.
Сосредоточив исследования на такого типа МФЛЛ, мы максимально удешевляем стоимость каждого эксперимента. Создавать летающую лабораторию под одну задачу очень затратно, поэтому на базе Су-30К в комплексе можно решать множество задач. При этом каждый полет будет продолжаться как можно дольше, контролироваться с земли в реальном режиме времени, чтобы получить максимум информации.
В первом полете Су-30К с новой начинкой были оценены технические решения кабины, работа 3-цветных индикаторов, индикатора на лобовом стекле в различных условиях освещения, маневрирования, с разными темпами маневрирования и перегрузками. Далее предстоит плановая работа по накоплению экспериментального материала и статистических данных. Планируются также ознакомительные полеты с российскими и иностранными летчиками потенциальных заказчиков.
- Как идет процесс обновления борта истребителей в других авиационных конструкторских бюро России и за рубежом?
- Не знаю, чтобы кто-либо у нас в стране предлагал столь эффективное решение задач модернизации для МиГ-29УБТ, как ОКБ "Русская авионика". По Су-30К есть разработки, заслуживающие уважения и рассмотрения, а по МиГ-29УБТ нет. ЛИИ неоднократно вел переговоры с другими организациями о проведении самых различных исследований. Институт был бы рад работать со многими разработчиками, но, видимо, не все готовы. К сожалению многие известные мне системы созданы без учета эргономики летающих аппаратов.
Мне довелось на международных выставках познакомиться с кабинами истребителей других стран, "полетать" на их стендах. Первыми в этом направлении шагнули французы на "Рафале". Этот ЛА мне нравится больше других. На нем радикально изменено информационно-управляющее поле и принято много революционных решений: боковые ручки управления, мощный центральный экран и два боковых сенсорных жидкокристаллических цветных экрана. Кабина очень удобно скомпонована. Я предлагал французским летчикам подняться в небо на Су-30К в обмен на полет на "Рафале", но пока не договорились. Думаю, что теперь, когда на модернизированном Су-30К установлены три индикатора, французы не откажутся. Благодаря разработкам "Русской авионики" мы также оказались на весьма приличном современном уровне.
Другая кабина, которая мне очень нравится, принадлежит шведскому истребителю "Гриппен". Кстати, она очень похожа на новую в Су-30К. Ведущие шведские летчики-испытатели в прошлом году на парижской выставке заинтересовались нашим макетом с тремя индикаторами. Их специалисты утверждали, что такая кабина, как принято говорить, начнет летать в Швеции в 2001 году. Мы же начали полеты раньше.
На прошлогодней парижской выставке я познакомился и с кабиной F-16 израильского производства. В ней воплощено многое из "Лави" - национального истребителя Израиля, программу которого по неизвестным причинам прекратил Кнессет. Когда МиГ-29СМТ уже летал, у них появился макет Ф-16 с подобной кабиной. Это было скорее всего копирование. Думаю, мы рановато начали показывать МиГ-29СМТ, в международной конкуренции это сыграло отрицательную роль.
Кабина "Еврофайтера" не выдерживает критики. Там есть много рациональных решений, но нет современных средств отображения информации. Этим и занимается сегодня "Русская авионика" в кооперации с другими организациями, находясь на переднем крае мирового авиационного авиастроения.
- Представим ситуацию, когда израильская или европейская авионика будет устанавливаться на истребителях российских ВВС...
- В этом случае национальной безопасности будет нанесен непоправимый вред, поскольку тогда не удастся сохранить интеллектуальный потенциал КБ и технологии. Модернизация военной авиации в мире идет полным ходом и позволяет повысить ее эффективность в несколько раз, не вкладывая в это много средств. На доработки тратятся десятки процентов от стоимости ЛА, а получаются сотни, а иногда и тысячи процентов эффективности. Это выгодно или нет? Если мы отдаем кому-то модернизацию наших истребителей, то теряем огромные деньги, секреты нашего оружия, лишаем работы специалистов и в перспективе не сможем создавать научно-технический задел. А это уже информационная, интеллектуальная и технологическая зависимость.
Создание современного самолета требует преемственности школ. Например, Япония и Германия имеют высокоразвитую промышленность, огромные финансовые ресурсы, но до сих пор не построили эффективный современный истребитель. Одно дело потенциальные возможности, а другое - ментальная среда, питающая передовую научно-техническую мысль. Такую среду пока еще имеет Россия. Если мы потеряем отечественную авионику ЛА, то нам останется делать только планер и, возможно, двигатель. Останемся без интеллекта на борту. И через несколько лет будем вынуждены закупать авионику за рубежом. Такие перспективы нас, конечно же, устраивать не могут.