- Ка-226 - один из вертолетов, - рассказывает Леонид Павлович, - история создания которого тесно связана с историей создания его предшественников. В 60-е и 70-е годы активно использовался Ка-26. Он был разработан на базе поршневых двигателей и применялся для нужд сельского хозяйства, медицины, ГАИ, для транспортных работ. Используется он и теперь, однако его календарный срок, как и вертолета Ми-2, подходит к концу. И эта ниша будет свободна.
Среди предшественников Ка-226 был и Ка-126 с газотурбинным двигателем ТВ-0-100, который так и не дошел до серийного производства из-за того, что кондиции двигателя, заложенные при его разработке, так и не были достигнуты. И тогда была принята концепция создания нового вертолета Ка-226 с современными газотурбинными двигателями. Проект его прорабатывался с начала 90-х годов, а непосредственно он начал разрабатываться в 1994-1995 годах, когда был сделан первый эскизный проект.
Увы, отечественных двигателей необходимой мощности пока не создано, поэтому мы выбрали двигатели Allison 250-C20R/2 фирмы "Роллс-Ройс" США мощностью 450 лошадиных сил каждый. Эти надежные двигатели обеспечивают соответствие вертолета категории А авиационных правил, то есть наивысшую безопасность для пассажиров и экипажа при отказе одного из них.
- Но, наверное, or своих предшественников он отличается не только силовой установкой...
- Ка-226 - современный комфортабельный вертолет. Устранены недостатки, которые имели его предшественники, а его достоинства подчеркнуты. В приборном оборудовании и конструкции систем предусмотрено все, что должно обеспечить сертификацию вертолета по современным нормам безопасности, отечественным и зарубежным. Он сертифицируется по категориям Б и А для визуальных полетов и полетов по приборам в сложных метеоусловиях.
Одно из новых достоинств Ка-226, просторная, имеющая хороший доступ для загрузки носилок и снаряжения транспортная кабина. Кабина экипажа приспособлена для длительной, удобной работы пилотов, а их безопасность обеспечивает установка энергопоглощающих кресел. Соосная схема отличается особой маневренностью, недоступной одновинтовым вертолетам. Отсутствие хвостового винта позволяет безопасно совершать посадки, как на пересеченной местности, так и в городских условиях.
Ка-226 не уступает в своем классе вертолетам, существующим на мировом рынке. Особенно эффективно его применение на авиационных работах, требующих большой продолжительности полета: патрулировании, поиске, экологическом мониторинге. Вертолет может находиться в воздухе более 4 часов. В транспортной кабине Ка-226 можно перевозить до 1400 кг груза. А на внешней подвеске, до 1500.
- А пилотажно-навигационный комплекс, - он будет отечественного производства?
- Сначала мы хотели поставить пилотажно-навигационный комплекс зарубежного производства. Но сейчас у нас в стране появилась аппаратура, которая подходит нам по всем своим параметрам. Она сейчас сертифицируется. Здесь мы сотрудничаем с такой авторитетной организацией, как "Авиаприбор Холдинг". Она оказывает нам содействие и по сертификации, и по комплектации.
- Насколько я знаю, Ка-226 имеет универсальную связь с внешним миром.
- Радиосвязь позволяет связываться, как с медицинскими, пожарными, так и с другими службами - во всех диапазонах, которые для этого существуют.
- Леонид Павлович, а кто стал первым заказчиком вашей новой машины?
- Министерство по чрезвычайным ситуациям заказало свою конфигурацию вертолета, который будет дооснащен специальным оборудованием. Спецоборудование, понятно, разного назначения. Для аварийно-спасательных работ, медицинских нужд, для патрулирования. Все это включено в техническое задание. Такое же техническое задание мы согласовали и с нашим вторым заказчиком - Правительством Москвы. Кстати, все наши отношения с заказчиками строятся на базе генерального соглашения, по которому и МЧС России, и Правительство Москвы обязались совместно финансировать нашу работу над вертолетом.
- На каком, интересно, этапе находится сейчас работа?
- Заводские сертификационные испытания. Мы построили три опытные машины. Серийные заводы завершат оснащение, подготовку к производству. Выпускать вертолеты будут Оренбургское производственное объединение "Стрела" и завод в Кумертау.
- Не возникнет ли каких-либо проблем с сертификацией?
- Думаю, что нет. Конструкция вертолета не содержит решений, которые могли бы нас задержать. Технический риск минимален. Схема и взаимное расположение частей вертолета с точки зрения аэродинамики известны.
И я надеюсь, что процесс сертификации пройдет менее болезненно и займет немного времени. Сначала будем сертифицировать вертолет транспортной категории - без перевозки пассажиров и по правилам визуального полета. А затем - по правилам полета по приборам. Будем получать сертификат и для вертолета в пассажирском варианте. Что касается правил полета по приборам - мы используем передовые методы и использование спутниковой навигации и спутниковой коррекции.
Существует такая практика: вертолет предлагается в "зеленом" варианте с элементами оборудования, которое позволяет летать в районе аэродрома. Потом он "обрастает" - соответственно растет цена. Мы стараемся сделать все для того, чтобы предлагаемые качества по правилам визуального полета стоили достаточно дешево и были конкурентоспособными. Перед нами стоит задача сделать не только хороший вертолет, но и выгодный с коммерческой точки зрения.
- Когда будут выпушены первые машины?
- Первые пять вертолетов для МЧС будут выпущены в конце нынешнего года в базовом варианте.
- А зарубежные заказчики интересуются новым вертолетом?
- Да. Множество писем и запросов на нашу фирму - тому подтверждение. Ведь наш Ка-26 оставил свой след на всех материках и континентах мира, и мы считает, что Ка-226 достойно займет его место.