- Виктор Иванович, Федеральная служба воздушного транспорта России является активным организатором и участником Второй международной выставки "АВИА-2000". Одно из направлений развития гражданской авиации на ней будет представлять ваше управление. Расскажите вкратце о месте и задачах НТУ в общей структуре ФСВТ и с чем управление выходит на международную выставку?
- Вопрос объемный, беглым ответом не обойтись. Прежде всего НТУ обеспечивает осуществление государственного управления выполнения специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функции в области координации научных исследовании; создания и внедрения новой авиационной и наемной техники (кроме систем и средств обслуживания воздушного движения), обеспечения единства измерений, совершенствования метрологического обеспечения и стандартизации производственной деятельности авиационных предприятий; решает вопросы сертификации авиационно-технических средств.
Наше управление определяет научно-технические направления развития и информатизации гражданской авиации; основные направления международного научно-технического сотрудничества; тематику научно-исследовательских и экспериментальных работ в области воздушных судов, силовых установок, средств наземной механизации и автоматизации производственных процессов авиапредприятий, средств и методов технического обслуживания и ремонта; организует заказы на проектирование и изготовление образцов новой авиационной и наземной техники и ее модификаций, руководит организацией их испытаний, отвечает за координацию работ по пропаганде достижений науки, техники и передового опыта на российских и международных выставках. Все вышеназванное далеко не полный перечень деятельности управления.
Исходя из этого, НТУ решает присущие только ему специфические задачи. Назову лишь некоторые основные: участие в разработке долгосрочных прогнозов и концепций развития гражданской авиации России; организация разработки отраслевых научно-технических программ и предложении в федеральные программы; формирование государственных заказов промышленности; проведение единой технической политики ФСВТ России в создании новой авиационной и назем ной техники для гражданской авиации и обеспечение ее высокого технико-экономического совершенства и экологической безопасности; участие в сертификации гражданских воздушных судов, авиадвигателей и воздушных винтов нового типа, а также в процедурах признания норм летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, импортируемого наземного авиационного оборудования. Еще раз повторюсь, что это далеко не полный перечень задач, выполняемых НТУ ФСВТ России.
Что касается нашего участия в престижной международной выставке "АВИА-2000", то мы, прежде всего, организуем свою работу так, чтобы в выставке приняли участие авиакомпании, ремонтные заводы, научные организации. Надо четко уяснить, что мы не являемся производителями, мы - потребители авиационной техники, новейших достижений в этой области. Но на выставках мы показываем услуги, которые даем авиапассажирам. Так, например, ремонтные заводы покажут свои достижения в освоении передовых технологий ремонта и восстановления воздушных судов. Задача НТУ ФСВТ России привлечь как можно большее количество участников на "АВИА-2000", организовать смотр их достижении для максимального количества посетителей выставки, и в первую очередь для специалистов, и, скажем так, подтолкнуть авиакомпании и авиапредприятия на здоровую конкуренцию.
Хочу отметить, что на "АВИА-2000" гражданскую авиацию России в большей мере будет представлять такая очень важная в отрасли структура, как управление воздушным движением (УВД). Так же заметное место на выставке отводится авиационной промышленности. Специалисты нашего управления внимательно посмотрят за появившимися новинками и определят, кому отдать предпочтение для размещения заказов.
- Виктор Иванович, что вы как начальник НТУ ФСВТ России ожидаете от "АВИА-2000" для развития отечественной гражданском авиации в новом столетии?
- Прежде всего, мы хотим ознакомиться с теми новинками, что начала выпускать отечественная промышленность. А они есть. Особенно для систем УВД, средств связи. Мы должны оценить их перспективность для установки на воздушных судах, в аэропортах. Верно определить преимущества отечественной продукций над зарубежными аналогами, чтобы в XXI веке не быть зависимыми от зарубежного производителя.
- На ваш взгляд, насколько отечественные авиационные системы, средства и оборудование сопряжены с зарубежными аналогами? Удовлетворяют ли они требования ИКАО?
- НТУ выдает техническое задание на разработку новых систем, средств и изделий. При этом мы заранее учитываем требования ИКАО, и отечественная современная продукция не уступает зарубежным аналогам, обеспечивает безопасность летной работы в воздухе и на земле. Примером может служить то, как была решена нами так называемая "Проблема-2000", то есть ожидаемый сбои в компьютерных сетях при переходе в новое столетие. Работа была проведена большая как по авиационной технике, так и по системам УВД, системам продажи и бронирования авиабилетов и различным другим аэропортовским системам. Были составлены подробные планы проведения необходимых мероприятий, все они находились под контролем, своевременно были выполнены доработки, и к 2000 году мы подошли спокойно, знали сбоев в компьютерных сетях не будет. Безопасность полетов в гражданской авиации России и в обеспечении безопасной работы иностранных авиакомпаний в небе России была обеспечена. Инцидентов не было.
В связи с нашим участием в предстоящей выставке "АВИА-2000", которая пройдет в апреле в самом большом павильоне на ВВЦ, хочу остановиться еще на одном моменте. Научно-техническое управление ФСВТ России активно участвует в организации "круглого стола" "Инвестиционные проекты авиационного комплекса", который состоится в рамках международной выставки. Его проводят ряд министерств Российской Федераций, правительство Москвы, пять комитетов Государственной Думы, Российское авиационно-космическое агентство и Российское агентство по системам управления. В числе участников: Ассоциация Банков, отечественные и зарубежные банки, инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы, лизинговые и страховые компании. Так вот, наша задача - привлечь к развитию отечественной гражданской авиации как можно большее количество инвесторов, заинтересовать их перспективными проектами. А такие на "АВИА-2000" будут представлены весьма солидно.