- Владимир Павлович, какое место по объему работ ваше предприятие занимает в стране?
- По численности, а у нас чуть более 1000 человек работает в настоящее время, мы входим во вторую группу. Численность же персонала соответствует объему работ. Первыми идут Москва, Тюмень... Наш регион включает главное предприятие "Самара", где находятся основные силы. Затем Саратовский, Чебоксарский филиалы.
Существует постановление правительства о развитии нашей системы, создании "Госкорпорации по ОВД". И "Волгааэронавигация" является одним из элементов этой системы. Сейчас идет активный процесс создания госкорпорации. Окончательно это будет выглядеть так: госкорпорация - головная организация, в которую на правах дочерних войдут межрегиональные предприятия. 15.02.2000 зарегистрировано региональное государственное предприятие - "Аэронавигация центральной Волги".
- Чем оно отличается от существующего регионального предприятия?
- Естественно, объемами работ, своей функциональной деятельностью. Достаточно сказать, что сюда войдут еще четыре крупнейших филиала: Пенза, Нижний Новгород, Ульяновск и Оренбург. То есть в два раза увеличатся численность и объемы работ.
- Это регионы, относящиеся к Приволжскому управлению ФСВТ?
- Да, новая структура, по сути дела, охватит Приволжское межрегиональное управление.
- Я так понимаю, что вы не против их присоединить. А как они на это укрупнение смотрят?
- Руководители всех этих предприятий смотрят положительно. У нас уже есть соглашение с Пензой, Нижним Новгородом. С Ульяновском пока нет. Но самый сложный вопрос, который при этом возникает, - передача имущества. Его придется решать с местными властями через Мингосимущество РФ, которое является владельцем всего федерального имущества. То есть предстоит большая и нелегкая работа. Но, с моей точки зрения, другого пути у нас нет. Ведь и прежде, когда существовала Росаэронавигация на уровне Департамента воздушного транспорта, мы были в единой системе. В настоящее время Федеральная служба воздушного транспорта идет навстречу этой идее - воссоздать единый орган организации управления воздушным движением в стране, который; будет осуществлять функций регулирования и управления. И в рамках большого регионального предприятия есть уже возможность провести реорганизацию воздушного пространства в целях оптимизации воздушных трасс.
- И все-таки чем Госкорпорация интересна на местах?
- Нам в регионах нужна головная организация, с помощью которой мы можем реализовать те возможности, которые не могут быть реализованы отдельными предприятиями. Всем нужен единый руководящий орган.
- Скажите, какие у вас существуют региональные особенности и проблемы? В частности, находясь в центре России, вы обслуживаете не только авиакомпании, работающие с местными аэропортами, но и транзитный поток?
- Безусловно. Более того, сейчас основной источник нашего финансирования - оплата услуг УВД пользователями иностранных авиакомпаний. Ведь через нашу зону проходит достаточно интенсивная международная воздушная трасса. К сожалению, интенсивность полетов наших воздушных судов примерно такая же, как и иностранцев, а должна быть, конечно, значительно выше.
- Так давайте представим то время, может быть очень недалекое, когда поток российских ВС начнет возрастать.
- Конечно, мы об этом думаем. И не сегодняшним днем определен уровень технического оснащения наших структурных подразделений.
В 1991 году был подписан контракт между Советским Союзом и Италией по созданию здесь крупного центра управления полетами. С итальянской фирмой "Аления". Одна часть контракта уже реализована. 22 июля прошлого года мы запустили в эксплуатацию автоматизированную систему управления воздушным движением, которая работает в районе аэродрома Самары в радиусе 120 км до высоты 6000 м.
Второй этап - создание большой районной системы, которая охватит воздушное пространство Пензы, Саратова, Оренбурга и Самары с единым центром управления здесь, в Самаре. Прежде ситуация в стране не позволяла начать осуществление этого проекта.
В настоящее время тоже есть сложности. Но есть оборудование, которым будет оснащен центр, и решаются вопросы финансирования объектов самого центра. Имеется поддержка заместителя директора ФСВТ Виктора Яковлевича Галкина. Так что вскоре Самара будет располагать наиболее совершенной в России системой автоматизированного управления воздушным движением, которая справится с любым потоком воздушных судов.
- То есть это европейский уровень?
- Да, итальянская фирма "Аления" имеет опыт работы по всем миру. Их система работает во многих странах мира.
- А что эта система даст вам?
- Самое главное - повышение качества надежности и работы. Например, воздушное пространство над Пензой и Оренбургом будет контролироваться смежными диспетчерскими пунктами, которые тесно связаны между собой.
Автоматизированные системы - совершенно другой уровень техники: уменьшается уровень влияния человеческого фактора, что в диспетчерском деле полезно.
- Можно сказать, что у вас будет экспериментальный участок?
- В какой-то мере. Ведь подобные центры в России уже существуют: Московский, Кавказский. Наш будет третьим, но более совершенным по техническому оснащению.
- В авиационных кругах ходит мнение, что управленцы в свое время деньги проели, теперь им не на что менять оборудование. Этот комплекс централизованно закуплен?
- Все расходы будут покрыты за счет аэронавигационных сборов. Комплекс закупался для Сибири. Но там не сложились обстоятельства.
- Но ведь вам надо будет обновлять и другое оборудование, и опять за счет свих средств?.
- Безусловно, помимо автоматизированной системы у нас существует достаточно много технических средств, по которым тоже есть определенные проблемы. С момента создания предприятий мы обязаны поддерживать их техническую годность. Эта работа проводится. Мы одними из первых установили два новых модернизированных локатора 1Л-118. Впервые в России установлена ЦКС - поток 5. Обновляем системы посадки. Находим финансовые возможности не только поддерживать технический уровень, но и поднимать его выше.
- И как вы думаете, сколько проработают локаторы 1Л-118 в таком модернизированном виде?
- У них существует определенный ресурс. А практика показывает, что это очень хорошие радиолокационные средства.
- По крайней мере, на период завершения российской экономической неустойчивости хватит?
- Думаю, да. Сейчас разработана концепция - система зависимого наблюдения. Реализуя ее в полном объеме, мы уйдем от радиолокационных средств. То есть локаторы будут не нужны. Европа такой переход начала, и это замечено у нас в России.
- В чем же суть этой системы?
- Она спутниковая. Будет работать, отслеживая воздушные суда в воздушном пространстве без радиолокационных средств. Предполагается даже наблюдение за ВС в трехмерном пространстве. Но в отдаленном будущем. А в ближайшем наше предприятие начнет готовиться к внедрению спутникового УВД, также, как и Тюменское.
- А спутниковое наблюдение-управление будет вестись независимо от воздушных судов, или они все-таки должны быть чем-то оборудованы?
- Конечно, они будут иметь на борту соответствующее оборудование.
- У вас существует проблема взаимоотношения с военными коллегами?
- Как таковой ее у нас нет. Есть определенные моменты, которые мы решаем в рабочем порядке. У нас единый центр управления полетами, гражданский диспетчер сидит рядом с военным.
Существуют определенные задачи, которые военным приходится выполнять в плане учений. Да, они согласно Существующим документам вводят определенные режимы, которые иногда нам доставляют неудобства. Все вопросы решаются оперативно.
- И все-таки, какую из ваших проблем можно определить как главную проблему сегодняшнего дня?
- Первая - организация нового предприятия, которое будет требовать много внимания и даже настойчивости в достижении цели. Это главное на сегодняшний момент - создание таких предприятий по обеспечению УВД по всей стране повысит уровень безопасности полетов в воздушном пространстве России. Вторая, о чем я также говорил, - создание крупного современного Центра управления полетами на средней Волге. Это две большие задачи. А текущие проблемы - финансирование.
- Но финансирование для вас все-таки стоит не так остро, как для других структур ГА?
- Может быть, так кажется. Я не хочу рассматривать отдельно авиакомпании, аэропорты, систему УВД. Ведь мы все работаем на одну цель - на пассажира, у которого мы берем деньги. И чем больше у нас будет разногласий, тем больше будет страдать пассажир.
В некоторых регионах существуют проблемы взаимоотношений руководства аэропортов, авиакомпаний, аэронавигации, руководителей управлений. У нас тоже есть разногласия по определенным вопросам, но, тем не менее, под руководством начальника управления, очень опытного человека, что имеет большое значение, все вопросы решаются разумно. Мы все вместе видим цель, к которой нужно стремиться.
- Здесь все средства управления воздушным движением ваши, в том числе и система посадки. Так должно быть везде?
- Это вопрос спорный. Существует перечень имущества, который при разделении объединенных авиаотрядов должен был перейти в систему УВД. Остро стоял вопрос о системах посадки. В определенной мере в системе посадки, прежде всего, заинтересован аэропорт. Поскольку это регулярность, обслуживание, престиж аэропорта, его надежность. С другой стороны, в воздушном пространстве любой летательный аппарат подвержен нашему контролю. Мы обязаны обеспечить его безопасность. И когда воздушное судно переходит в зону УВД порта назначения, мы также обязаны обеспечить его безопасность.
Например, руководитель аэропорта хочет уменьшить минимум аэропорта для того, чтобы увеличить интенсивность, регулярность. Он мне заявляет, что его эта система посадки не устраивает, так как он хочет работать по второй категории. И если это так, я обязан заменить систему посадки. То есть вложить большие финансовые средства. И, исходя из моей логики, я считаю, что система посадки должна быть в аэропорту. Подчеркиваю, это мое личное мнение. Хотя возвращать те системы посадки, которые у нас есть, уже нет смысла: в них слишком много вложено.
- Но конкретная заинтересованность в повышении категории аэропорта Самара у вас, несомненно, есть?
- Конечно. Перспективы у нашего международного аэропорта большие. Уже реализуются планы по созданию нового аэровокзального комплекса, соответствующего международным стандартам. Будет проводиться комплекс работ по доведению до уровня второй категории ИКАО аэропорта Самара...
И это следствие положительного эффекта от разделения той структуры, которая существовала в виде объединенного авиаотряда. Руководство каждого предприятия более активно направляет усилия на определенные цели. Мы, скажем, строим планы развития и реализуем их. Так же действует международный аэропорт Самара, который эффективно развивается. И авиакомпания "Самара", которая является одним из шести официальных международных перевозчиков. Причем мы все заинтересованы в том, чтобы "Самара" быстрее становилась достаточно большим, серьезным перевозчиком, с которым будут работать международные авиакомпании.
- Надо вообще отметить особенность обстановки в вашем регионе, хотя бы в том плане, что ваш губернатор области К. Титов относится с большим вниманием и пониманием к проблемам гражданской авиации.
- Да, это весьма важно. Вот и заместитель губернатора области по транспорту Алексей Иванович Родионов в курсе всех наших дел, он член Совета директоров. До мелочей знает обстановку. Знает нашу работу, нашу ответственность. Это важно.
- А какой помощи, поддержки вы ждете от Федеральной службы воздушного транспорта?
- Мы хотим более полного понимания проблем управления воздушным движением, поддержки в создании единой структуры - Госкорпорации. Очень важно, что новый директор ФСВТ В. И. Андреев четко определил свою позицию в пользу Госкорпорации. Здесь больше нет двойного толкования. Это уже дает положительные результаты. Но еще нужны усилия, в том числе и сверху. Некоторые командиры остаются явными противниками всей этой системы. Надо помочь поменять свою позицию, потому что для всех нас интересы ГА в целом - превыше всего.
- При этом надо, наверное, помнить, что в данном случае строится то, что уже существует в цивилизованных странах?
- Медленными шагами, но мы движемся в правильном направлении, в котором должна двигаться цивилизованная страна.