- Виктор Федорович, находит ли поддержку ваше совместное с командующим 37-й воздушной армией Верховного Главного Командования (дальняя авиация) ходатайство о возвращении объединениям ранга командований ВТА и ДА?
- Как известно, в статус воздушной армии ВТА была переведена два с половиной года назад. На том этапе реформирования Вооруженных Сил это было обоснованное и логичное решение, поскольку оно позволило оптимизировать организационно-штатную структуру ВТА в соответствии с потребностями страны и армии. Теперь ситуация изменилась. Около 90 процентов оперативно-стратегических задач военно-транспортная авиация решает в интересах Верховного Главного Командования.
- Какими силами и средствами выполняются эти задачи?
- В боевом составе воздушной армии находятся военно-транспортные авиационные дивизии, Центр боевого применения и переучивания летного состава, отдельные части и подразделения. Количество авиационных полков позволяет нам развернуть еще одну дивизию. Тем более что две имеющиеся, так сказать, «затяжелены», будучи оснащены разнотипными самолетами. А самое главное: на территории двух крупнейших военных округов - Сибирского и Дальневосточного - нет военно-транспортной авиации. Сегодня, выполняя большое количество задач в интересах этих регионов, мы вынуждены посылать туда самолеты из европейской части страны. Это нерационально.
Статус командования позволит эффективнее взаимодействовать с другими видами и родами войск, военными округами. Подчиняясь главкому ВВС, мы одновременно могли бы многие вопросы решать самостоятельно.
1 июня 2001 года военно-транспортная авиация России отметит свое 70-летие. На протяжении этого времени летчики привыкли к короткой и понятной аббревиатуре -«ВТА». Нынешнее название непривычно даже в военных кругах. Но, разумеется, принимая решение поддержать ходатайство, главнокомандующий ВВС руководствовался не только этим. Весьма существенно, что с возвращением объединению статуса командования не будут повышены ни должностные категории, ни оклады руководителей ВТА.
Сейчас все необходимые документы направлены на рассмотрение в Генштаб.
- Какие задачи, решаемые ВТА, вы относите к приоритетным?
- Это - обеспечение действий по урегулированию конфликта на Северном Кавказе, поддержка миротворческих функций российских войск в Боснии и Косово, снабжение всем необходимым 201-й мсд в Таджикистане. Активно оказываем помощь при выводе Группы российских войск из Закавказья. Ряд подготовительных мероприятий проводится в связи с обострением ситуации на южных границах СНГ.
- Каков сегодня общий налет в ВТА?
- За первое полугодие он такой же, как и в прошлом году, - около 10 тысяч часов. Из них на топливе, обеспеченном лимитом, налетали 4.863 часа, на так называемом коммерческом - 4.520 часов.
- За счет чего удается сократить до минимума потери от нехватки «горючки»?
- Традиционно много внимания уделяем экономии топлива. Боремся буквально за каждый грамм керосина. Все задачи выполняются только с письменного разрешения начальника главного штаба ВВС и начальника главного оперативного управления Генштаба. Проводимая в этом направлении работа приносит свои результаты. Не израсходовано ни грамма топлива из неприкосновенного запаса. С текущим довольствием дело обстоит похуже, тем не менее пусть понемногу, но мы регулярно завозим топливо на все без исключения аэродромы.
- Какие из наметившихся негативных тенденций в жизнедеятельности объединения, на ваш взгляд, наиболее опасны своими последствиями?
- Наиболее трудными были для военно-транспортной авиации 1992-1993 годы. Однако ни тогда, ни тем более сейчас боеспособность ВТА не снижалась. У нас никогда не было так называемого «холодного резерва», когда, к примеру, первая и вторая эскадрильи являлись боевыми, а третья - резервной, оказываясь надолго отлученной от полетов. Наверное, и поэтому нам удается сохранять стопроцентную укомплектованность объединения, а по отдельным категориям (в первую очередь -летчикам) - до 102-103 процентов. Это наш золотой фонд, для которого нет невыполнимых задач.
К нему я, безусловно, отношу командира корабля Героя России подполковника Андрея Зеленко, безупречные действия которого спасли жизнь 232 человек, находившихся на борту аварийного Ил-76МД.
- Каково сегодня состояние парка военно-транспортных самолетов?
- Техникой объединение укомплектовано стопроцентно. Кроме того, на каждом аэродроме содержим второй комплект авиатехники, высвободившейся в ходе реформирования. Условно она подразделяется на три категории: сверхштатные самолеты, которые мы можем использовать на доукомплектование и повышение боевых возможностей ВА. Фактически это еще новая, исправная техника.
Вторая группа - самолеты, подлежащие реализации через Российский фонд государственного имущества в народное хозяйство. У них еще достаточный ресурс (5-7 и более лет), и если их интенсивно использовать для коммерческих перевозок, то они быстро окупятся: остаточная стоимость данных машин невелика.
Третья категория - самолеты, ресурс которых составляет 1-1,5, максимум - два года. По истечении календарного срока службы они идут на разделку.
- Сколько новых транспортных самолетов ВВС закупили за последние годы? Чем, в частности, компенсируется списание целого ряда самолетов ВТА? В частности, Ан-22?
- С 1992 года ВТА не закупила ни одного нового самолета. Но следует отметить, что буквально за несколько лет до этого произошло массовое перевооружение на самолет Ил-76МД, и сегодня основу парка объединения составляют машины, которые служат не более 10-15 лет. Это относится и к самолетам Ан-124 «Руслан».
Кроме того, начиная с весны этого года шла конструктивная работа с фирмами Ильюшина и Антонова. В частности, с антоновцами 7 апреля в Твери было проведено совещание, на котором присутствовали заместители генерального конструктора, представители инженерно-авиационной службы ВВС, ряда предприятий авиационной промышленности. На нем были решены вопросы поддержания исправности самолетов Ан-124, Ан-22, Ан-12, Ан-26, Ан-24, а также уточнены тактико-технические характеристики нового самолета Ан-70. В свое время командование ВТА задавало ТТХ этой машины. И если по второму вопросу отдача будет не такой скорой, как хотелось бы, то по первому результат налицо: за минувшие несколько месяцев в 2,5 - 3 раза увеличилось количество исправных военно-транспортных самолетов. Специалисты фирмы Антонова, не взяв у Минобороны ни копейки, продлили ресурс состоящих у нас на вооружении машин.
С фирмой Ильюшина сотрудничаем по этим же направлениям. Поскольку особых проблем с продлением ресурса машин семейства «Ил» нет, основное внимание уделяем продолжению испытаний, освоению возможностей нового самолета Ил-76МФ. Так, 24 июня под Рязанью в совместных показных занятиях, которые проводил командующий ВДВ, принимал участие и военно-транспортный самолет Ил-76МФ. С него впервые в России был осуществлен одновременный сброс шести платформ на многокупольных парашютных системах.
- Есть еще две проблемы, от решения которых напрямую зависит выполнение учебно-боевых задач. Первая связана с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, вторая - с обеспечением их жильем...
- Начиная с декабря прошлого года мы вошли в график по выдаче денежного довольствия. Есть все предпосылки к тому, что в соответствии с указаниями Правительства РФ и Министерства финансов мы вскоре ликвидируем задолженности по продовольственному пайку и по другим выплатам.
Что касается второй проблемы, со всей ответственностью заявляю: при проведении оргштатных мероприятий ни один офицер и прапорщик ВТА не был уволен, не получив жилья. Появились гарнизоны, где бесквартирных почти нет. Например, Псков. 7 июля в Брянске были вручены ордера и ключи 160 семьям военнослужащих. В декабре текущего года еще один 146-квартирный дом будет сдан в Брянске - кирпичный, улучшенной планировки, построенный в центре города. Вместе с губернатором области Юрием Лодкиным мы заложили там плиту еще одного дома. Думаю, к началу 2001 года жилищная проблема в Сещинском гарнизоне на Брянщине будет решена полностью. Недавно аналогичный дом сдан в Клину, там же заложен еще один. В Смоленске, где в течение шести лет дело не двигалось с мертвой точки, для авиаторов планируется построить 850 квартир. Уже заложены два дома. Ввод первого, 60-квартирного, намечен на декабрь текущего года, второго - еще на двести квартир - на 2001 год.
Таким образом, у нас есть перспективы по совершенствованию организационно-штатной структуры, получению новой авиационной техники, поддержанию боеспособности летного состава. Словом, есть все необходимое для качественного решения поставленных перед нами задач.