- Господин генеральный секретарь, прошло почти 56 лет со дня подписания Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, на основе которой создана ИКАО - специализированное учреждение ООН, объединяющее 185 стран в области гражданской авиации. Известно, что ИКАО много сделала для развития гражданской авиации планеты и пользуется высоким авторитетом в мире, Скажите, с чем насущным вступает ИКАО в XXI век?
- Думаю, имеет смысл вернуться назад, чтобы понять, что произошло в 1944 г. в Чикаго. Заканчивалась Вторая мировая война, во время которой уже выявились огромные возможности воздушных перевозок. Именно во время войны произошло резкое развитие авиационной отрасли во многих странах. И уже в то время в мире проявилась особая забота о развитии гражданской авиации, хотя наиболее активно развивалась военная. По крайней мере, возникли возможности для всемерного развития гражданской авиации. Все более возрастала роль безопасности полетов. Вскоре эта проблема стала главной.
Итак, необходимо было перейти от военного времени к гражданскому. От военной авиации - к гражданской. И туда перенести все передовые идеи, касающиеся безопасности полетов. В то же время стандарты, которые применялись для военной авиации, далеко не во всем годились для гражданской. Поэтому возникла необходимость в создании таких стандартов для гражданской авиации, которые бы способствовали наиболее продуктивной и безопасной ее деятельности.
Государства, развивая свою авиацию, развивают и экономику. Это было понятно всем, как понятно и то, что необходимо создание международной организации, способствующей регулированию мира гражданской авиации, направления ее развития, созданию обстановки увеличения регулярности, эффективности, безопасности полетов. При этом во главу угла был поставлен принцип безопасности полетов. И я продолжаю осуществление этого принципа нести на своих плечах сегодня.
ИКАО вела очень плодотворную работу с самого начала организации. Но развитие техники в настоящее время, увеличение интенсивности полетов требуют от государств, от нас еще большего повышения внимания к безопасности полетов. В 1997 г. у нас проходила конференция генеральных директоров (около 140 человек), при этом были подготовлены рекомендации. По моему мнению, в человеческой истории это одна из наиболее интересных страниц. Если мы посмотрим все наши резолюции, объединим их, то можно будет совершенно четко прочитать, что человеческая жизнь является самым важным, даже более важным, чем суверенитет. Я помню, что так вопрос четко был поставлен впервые. И здесь были представители России. Мы постоянно осознаем важность участия России в нашей деятельности. Несколько позже совет ИКАО утвердил выводы конференции и представил всю информацию об ее деятельности на последнюю ассамблею. Было предложено улучшить эти выводы и создать специальную программу по обеспечению безопасности полетов. Универсальную программу аудитных проверок.
На ассамблее делегаты утвердили эти положения. Это совершенно новая программа. После того как был получен новый мандат, мы начали выполнение этой программы. Прошло 2,5 года, за которые мы сумели провести проверки в 113 государствах, имея самые минимальные проблемы. То есть, осуществляя эту программу, мы продолжаем осуществлять главный принцип ИКАО. И я думаю, что сейчас 185 договаривающихся государств (скоро к нам присоединится Андорра - это уже будет 186-й член) могут согласиться, что ИКАО стремится обеспечить для всех главное - безопасность полетов во всем мире в соответствии с едиными стандартами ИКАО. И человеческая жизнь при полетах, конечно, будет лучше защищена, если мы будем и далее настойчиво выполнять названную программу.
Если в течение вот этого трехлетнего периода мы начали контроль за обеспечением программы безопасности, то в следующий трехлетний период будем стараться внести изменения, улучшения в обеспечение безопасности полетов во всем мире. И мы будем привлекать сюда всех членов организации. Конечно, у нас есть определенные проблемы. Но у нас есть и решения, интересные предложения. Для таких крупных государств, как Россия, Германия, Соединенные Штаты Америки, необходимо будет сконцентрировать их усилия на этапе исправления имевших место ошибок, недостатков, создавать такие двусторонние, многосторонние договоры, которые бы способствовали созданию системы безопасности. И делать это надо на основе соответствия стандартам ИКАО. То, что мы сейчас выполняем, похоже на деятельность врача, который, осмотрев вас, определяет состояние вашего здоровья и назначает необходимое лечение.
Но нам, конечно, прежде всего необходимо найти ресурсы, чтобы лечение такое производить. Если мы сможем привлечь к этой программе наиболее мощные государства, у которых есть и средства, и политические возможности, мы с их помощью сможем найти решения по оказанию содействия государствам, которые нуждаются в такой помощи. Благодаря этому мы сумеем достичь постоянного высокого уровня безопасности полетов. Я верю в это. И роль ИКАО в новой ситуации сводится к тому, чтобы осуществлять контроль качества. То есть мы будем следить за этим и заверять мир в том, что процесс идет успешно. Почему это надо делать? Потому что ИКАО, собственно, является нейтральным органом, у него нет никаких политических, экономических рычагов, но есть мандат полномочий, который передан странами, входящими в ИКАО, и есть определяющий принцип, который ими признается.
В настоящее время мы озабочены внедрением системы CNS/ATM (связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения с использованием спутниковых технологий). Я уверен, что это единственный путь, двигаясь по которому в грядущие десятилетия воздушный транспорт достигнет своего полного потенциала в плане безопасности и эффективности. Чтобы сделать эту систему реальной, нам нужно глобальное сотрудничество, как и по другим глобальным проектам. Мы должны работать вместе в области финансирования, установки и эксплуатации подобных систем. Мы только тогда получим полную выгоду от CNS/ATM, когда она будет внедрена во всех уголках земного шара. В 1998 г. ИКАО провела международную конференцию по этой теме.
Итак, я верю, что непревзойденный вклад ИКАО за 56 лет ее истории состоит в том, что она сделала возможной само существование международной гражданской авиации. Часто говорят, что без ИКАО международный воздушный транспорт погрузился бы в хаос. ИКАО не только внесла порядок в развитие гражданской авиации, современный воздушный транспорт стал самым быстрым и наиболее эффективным средством массовых перевозок из всех, которые когда-либо видел мир.
- 14 ноября 2000 года авиационная общественность России отмечает тридцатилетие вступления нашей страны в ИКАО. Оно оказало положительное влияние на интеграцию российской гражданской авиации в мировое авиационное сообщество...
- Да, это очень важное историческое событие. Ведь авиация существует во всех частях света и безопасность полетов, эффективность полетов должна в одинаковой степени быть присуща всем странам. Когда СССР вступил в ИКАО, он привел с собой по крайней мере половину мира. А, кроме того, у России всегда были хорошие идеи, хорошая техника. И от вступления России в ИКАО организация, конечно, получила очень много хорошего. Не стоит даже, наверное, говорить, что если у нас всегда будет достигнута высокая безопасность полетов гражданской авиации, то мир сделается для всех ближе и доступнее.
Несколько лет назад я был в Москве, представляя делегацию Бразилии. Участвовал в двусторонних переговорах. С российской стороны в них участвовал российский генерал авиации. Во время перерыва мы обсуждали некоторые вопросы, затронутые на переговорах. И один из присутствующих выразил сомнение в необходимости развития этих контактов, мол, нас разделяют слишком большие расстояния. На что российский генерал заметил: "Я хочу напомнить вам, господа, что нет такого понятия в авиации, как слишком большие расстояния, есть просто люди, у которых слишком короткий ум". Это верно. Мир у нас один, человечество, собственно говоря, едино, и нам всем становится все более необходимо свободно, быстро, комфортно, безопасно передвигаться по планете. Вот для этого мы здесь, собственно, находимся, для этого работаем. И своим людям, работающим со мной, я говорю: забудьте, что вы трудитесь для какого-то конкретного государства, даже для отрасли. Мы работаем для авиа пассажиров. Они, клиенты авиакомпаний, должны быть основным звеном наших забот, как и самым важным объектом внимания вообще для людей, работающих в авиации.
- Российским авиаторам, многим читателям газеты "Воздушный транспорт" интересно знать, какова роль и вклад нашей страны в Международную организацию гражданской авиации, членом совета которой она является три десятилетия.
- Как я уже сказал, СССР и Россия сыграли выдающуюся роль в эволюции ИКАО и международной гражданской авиации. Они внесли большой вклад в их научный и технологический прогресс. Россия управляет одним из крупнейших районов полетной информации (FIR) в мире. Само по себе это уже невероятное достижение. Народ России сделал фантастический подарок всему остальному человечеству - спутниковую систему связи ГЛОНАСС. 30-летняя годовщина свидетельствует об этом тесном сотрудничестве и является символом того, что мы можем достичь в будущем, если сконцентрируем усилия на великой миссии обеспечения безопасности и эффективности мирового воздушного транспорта на благо всего человечества.
- Как вы оцениваете практическую работу наших специалистов в структурных подразделениях ИКАО?
- Нет сомнения в том, что ИКАО стала гораздо богаче благодаря вкладу российского контингента в Секретариате ИКАО. Высокие профессиональные качества переводчиков очень важны для нашего понимания предметов обсуждения и идей, привнесенных российским авиационным сообществом как в проведение ассамблей и решающих заседаний ИКАО, так и в развитие всего мирового авиационного сообщества, представленного ИКАО.
Наше Отделение по региональным вопросам возглавляется русским. Это стратегическая позиция, так как работа ИКАО базируется на сильных связях со своими региональными бюро и структура ИКАО основывается на эффективном взаимодействии со всеми договаривающимися государствами, главным образом через региональные бюро.
Можно привести еще немало примеров исключительного вклада представителей России в текущую работу ИКАО. Они и их коллеги; представляющие другие культуры и народности, показали, как люди разного происхождения и менталитета могут работать вместе в плодотворной гармонии, в общем направлении.
- Господин генеральный секретарь, как вы видите дальнейшее сотрудничество России с ИКАО?
- Сотрудничество всегда заключает проблемы. Страны и регионы часто придерживаются различных взглядов, у них разные интересы. И, тем не менее, я не знаю другой такой сферы глобальной деятельности, которая бы так продвигала сотрудничество, как авиация. Без кооперации система разрушилась бы. Кооперация сделала ее сильной и жизнестойкой. Моя личная цель - вселить уверенность в то что, все мы сможем поднять уровень сотрудничества, как в ИКАО, так и между странами - членами ИКАО. Надзор за безопасностью, внедрение системы CNS/ATM, охрана окружающей среды и другие проблемы, которые мы должны решать в грядущие десятилетия, могут быть успешно решены только при условии, что мы будем работать вместе.
- Ваша оценка роли и возможностей средств массовой информации, как специализирующихся в области гражданской авиации, так и время от времени обращающихся к авиационной теме?
- Думаю, что средства массовой информации - это возможность и гарантия того, что все голоса могут быть услышаны. Средства массовой информации являются единственной гарантией того, что мы в своей работе используем демократические принципы. Только благодаря СМИ мы можем защитить свои интересы и интересы авиапассажиров.
Более того, СМИ могут многое сделать в пользу авиапассажиров, у которых в некоторых регионах мира нет никакого голоса. Если вы внимательно посмотрите на ту ситуацию в отрасли, которая складывается в настоящее время, то увидите, что единственный, кто достает свои деньги из кармана и платит, так это пользователь авиауслуг. Правительства собирают деньги с воздушного транспорта, берут различного рода налоги, сборы, создают структуру отрасли. Точно так же, как создаются дороги... Но предприятия воздушного транспорта постоянно возмещают свои расходы, получают прибыль. Конечно, они работают не только для того, чтобы удовлетворить пользователей, но и чтобы получить прибыль. Без нее никто работать не будет. И деньги ни во что вкладывать не будет. А вот пользователи несут, вкладывают свои деньги без расчета на прибыль, они, по сути, являются единственными инвесторами. И кто же может и должен защищать их интересы? Более того, некоторые авиапассажиры в мире даже не представляют, что у них есть какие-то права. В некоторых частях света, в некоторых авиакомпаниях к пассажирам относятся бесцеремонно. Не предоставляют необходимой информации, не обеспечивают никакой защиты интересов потребителей. И не только авиакомпании, но и правительства ведут себя иногда подобным образом. В некоторых аэропортах мира, мы это наблюдали, пассажиры стоят в жутких очередях, чтобы улететь. Зачастую это случается, если их не торопятся выпускать власти или таможня задерживает на длительный срок.
Мы сейчас стремимся добиться обеспечения пассажиров необходимой информацией даже там, где это, казалось бы, не принято. Скажем, если вы летите из Москвы в Нью-Йорк и находитесь в полете приблизительно 12 часов, то люди, встречающие вас, столько же времени почти ничего о вас не знают, будто вы находитесь в мертвой зоне между взлетом и посадкой. А ведь уже есть спутники, которые могут позволять обмениваться информацией с находящимися в полете пассажирами. Я полагаю, что 99 процентов пассажиров - это серьезные люди. Бес покоит обычно только тот 1 процент, который не всегда, но все же может быть проблемой. И я считаю, что было бы весьма важным помочь честным людям не чувствовать себя в полете оторванными от земли. Они платят свои деньги и ожидают, что получат разумный комфорт и различного рода удобства. Не излишки, а то, что необходимо в первую очередь. Безусловно, мы всегда выдвигаем, как я уже говорил, на первое место безопасность полетов. Но зачастую получается так, что без должных оснований интересы пассажиров ущемляются. Поэтому мы стараемся с помощью средств массовой информации такие вопросы решать.
Думаю, что СМИ должны показать пользователям, что те могут быть объединены и что у них есть определенные права. По крайней мере, они могут принять участие в тех важных решениях, которые мы здесь принимаем. Я знаю, что, когда создаются новые суда, проводятся консультации с правительствами, аэропортами, авиакомпаниями, но я не знаю случая, чтобы кто-нибудь когда-нибудь проконсультировался у пользователя о количестве мест, вентиляции, каких-то удобствах... Никогда ничего подобного я не слышал. Думаю, что настало время, когда средства массовой информации взяли бы на себя эту миссию и начали разговаривать с пользователями, с пассажирами. Например, сейчас насущной является проблема ускорения получения багажа пассажирами. Грузы не должны проходить через склады, не должен задерживать их движение таможенный контроль. Например, почему нельзя использовать полетное время, чтобы заняться очисткой багажа и пассажиров? А как только пассажир спускается на землю, ему необходимо все передать в руки. Если с кем-то возникла проблема, то именно его подвергают дополнительной проверке, не задерживая других. Конечно, это, наверное, пока лишь перспектива, но интересы пассажиров должны нас заставлять думать, как лучше их удовлетворять. Главное же, люди должны понимать, что у них есть права, что они могут обратиться к авиакомпаниям и правительствам с требованием соблюдать свои права.
Безусловно, в XXI веке мы сможем увидеть при развитии авиации важные изменения, которые произойдут в обслуживании пассажиров. Если, конечно, будет применяться нормальная практика по отношению к ним. Это очень важно для того, чтобы достичь успеха. Нарушение же принципов приоритета авиапассажиров со временем приведет к тому, что люди, которые летают на самолетах, будут реагировать, и реагировать очень жестко. И это повлияет, в конечном счете, как на работу правительств, так и на работу авиакомпаний. Сегодняшний уровень развития авиационной техники позволяет относиться к пассажирам не так, как это делалось на протяжении десятилетий, а значительно лучше. Это никто не может отменить. И без средств массовой информации мы, конечно, не сможем пропагандировать эти идеи.
- Господин генеральный секретарь, спасибо вам за нашу встречу, за наш разговор.
- Позвольте и мне поблагодарить вас за ваш визит и вашу решимость играть свою роль в этом процессе.