- Анатолии Степанович, 30 октября в Женеве состоялась ежедневная церемония вручения призов международной организации Business Initiative Directions (BID) за 2000 год. В этот раз победителем была названа российская авиационная транспортная компания "Полет". Она награждена призом "Международная золотая звезда качества" (International Gold Star for Quality) за выдающийся вклад в развитие бизнеса, отличные показатели и высокий профессионализм в деятельности. Редакция "Воздушного транспорта" поздравляет вас с наградой. Расскажите, пожалуйста, что же такое BID?
- Спасибо за поздравления. Начну с того, что BID была основана в 1964 году как PJ Comunication Marketing, компания бизнес-коммуникаций. BID - это независимая международная организация, представленная в 159 странах мира, целью которой является пропаганда внедрения программ повышения качества продукции и услуг и поощрение компаний, добившихся наилучших результатов в своей деятельности и поддерживающих наивысшие стандарты качества. Специалисты организации постоянно занимаются сбором и оценкой информации о деятельности компании по всему миру, принимая во внимание финансово-экономические показатели их работы, эффективность бизнес-планирования, продуктивность использования ресурсов, и в первую очередь - качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
- И к какому типу и сферам деятельности принадлежат награждаемые предприятия?
- Удостоенные премии предприятия относятся как к мощным корпорациям, так и к малому и среднему бизнесу в различных сферах экономики:
тяжелом машиностроении, судостроении, нефтехимии, металлургии, информатике, пищевой промышленности, фармакологии и т.д.
- Например?
- Из наиболее выдающихся награжденных компаний следует упомянуть Korea Electric Power Corporation, Coca Cola, British American Tobacco, Navoi Mining Metallurgy Combinat - первую компанию -в мире по добыче золота и т.д.
- Да, эта награда - еще одно подтверждение прочности позиций авиакомпании в мире. Напомню нашим читателям, что дважды "Полету", в 1999 и 2000 годах, Европейский институт транспортного управления присваивал звание "Лучшая авиакомпания по перевозке крупногабаритных грузов". А с чего же вы начали свою деятельность и почему возникла идея создать авиакомпанию?
- Заявка на регистрацию "Полета" была подана в исполнительные органы власти 2 июля 1988 года, на следующий же день после вступления в силу "Закона о кооперации в СССР". Конечно, кооператив - это не самая привычная форма для авиапредприятия, но в те годы вариантов не было: либо оставайся при государстве, либо устраивай кооператив. "Полет" родился из чувства неудовлетворенности тем, как работала в конце 1980-х годов гражданская авиация. Спрос на авиаперевозки значительно превышал предложение, а могучему "Аэрофлоту" в те годы не хватало гибкости и мобильности, ведомственной же авиации мешали строгие инструкции, согласно которым самолеты должны были обслуживать только и исключительно свои ведомственные нужды. Отношение к первому авиационному кооперативу варьировалось от жалости до подозрительности и полного неприятия. Это отношение исходило только от надзорных, контролирующих органов. А клиенты сразу по достоинству оценили нашу обязательность и надежность. Мы начинали с эксплуатации одного самолета Ан-30, который доставлял на северные газопромыслы вахтовые смены и грузы. Но очень скоро приобрели 15 самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, поскольку заказов становилось все больше от коммерческих организаций и Вооруженных Сил. К середине 90-х годов мы решительно обновили самолетный парк.
- И чем сейчас располагает "Полет"?
- Сейчас в собственности авиакомпании имеется два самолета Ан-124-100 "Руслан", магистральный пассажирский Як -42, осуществляющий регулярные чартерные рейсы в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию, Сирию, Италию и другие страны, Як-40, используемый как самолет бизнес-авиации. Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года № 1702-р нам переданы еще четыре самолета Ан-124 из состава Военно-транспортной авиации, которые в настоящее время проходят восстановительный ремонт и доработку под тип Ан-124-100. "Русланы" работают на внутренних и международных авиалиниях и осуществляют перевозку уникальных крупногабаритных грузов. Все самолеты укомплектованы современными системами аэронавигации (GPS) и сертифицированы для полетов по всему миру.
- Анатолий Степанович, кто ваши заказчики?
- Среди сотен клиентов "Полета" числятся крупные отечественные и зарубежные компании: ГК "Росвооружение", "Алмазы России - Саха", "Фольксваген", "Эриксон", "Еврокоптер", а также ООН и многочисленные государственные организации, нуждающиеся в перевозках сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.
- Сегодня отечественные авиакомпании, которые могут похвастать хорошими показателями по пассажирским и грузовым перевозкам, можно перечесть по пальцам. Почему же у вас все так благополучно складывается на протяжении многих лет?
- Я думаю, что это связано с нашей высокой мобильностью.
"Полет" - авиакомпания быстрого реагирования. Есть работа в Москве - работаем в Москве. Но в любой момент можем переместиться в любую точку мира. Мы не имеем разветвленной инфраструктуры, а только самолеты и необходимые условия для поддержания их летной, технической годности.
- Наверное, правильно, что таких успехов за прошедшие двенадцать лет смогла достичь компания, имеющая коллектив грамотных и ответственных людей?
- Конечно. Сейчас у нас трудятся около 200 человек, из них летный состав авиаотряда насчитывает 70 высококлассных специалистов. Приходит и молодежь. При приеме на работу человек проходит серьезное тестирование, изучается его биография: как учился, интересуемся опытом работы и т.д. Наши сотрудники получают достаточно хорошее вознаграждение, поэтому за свое место держатся.
- Анатолий Степанович, новая масштабная инициатива АК "Попет" - разработка авиационно-ракетного комплекса "Воздушный старт". В чем суть этого проекта?
- По экспертным прогнозам, до 2015 года предстоит вывести в космос около 2000 низкоорбитальных спутников по российским, американским, европейским программам космических систем связи, навигации, мониторинга. Многие из этих запусков будет осуществлять российская сторона. Чтобы удешевить доставку и сделать ее экологически чистой, самолет Ан-124-100 АК "Полет" поднимает двухступенчатую ракету-носитель на высоту 11 км и сбрасывает. Когда с помощью парашюта ракета принимает вертикальное положение, производится запуск ракетных двигателей, и ракета выводит спутник на орбиту. Применение этой схемы позволит значительно снизить стоимость пусковых услуг по сравнению с нашими потенциальными конкурентами.
- В чем еще привлекательные стороны "Воздушного старта"?
- Они очевидны. Возможность старта из максимально приближенного к заказчику места обеспечивает оперативность выполнения задачи и гибкость графика выведения спутников. При этом реализуется уникальный принцип "Воздушного старта": не космический аппарат доставляется на космодром, а космодром летит к космическому аппарату. Экологическая безопасность - в качестве топлива для ракеты-носителя используются керосин и жидкий кислород, которые недороги и практически не наносят ущерба окружающей среде. Высокие технико-экономические характеристики проекта также являются его крайне привлекательной стороной.
- Как осуществляется десантирование ракеты-носителя?
-Десантирование РН "Полет" из самолета-носителя осуществляется с помощью транспортно-пускового контейнера и пневматической системы в момент выполнения самолетом маневра "горка" в условиях, приближенных к состоянию невесомости.
- А какова стоимость, окупаемость "Воздушного старта" и его доля на мировом рынке в случае успешной реализации?
- При стоимости проекта примерно 120-130 млн он окупится за 10-12 коммерческих пусков, или за первые 2,5-3 года эксплуатации комплекса. Первые пуски планируются на 2003 год. У комплекса практически отсутствуют ограничения по наклонениям запускаемых космических аппаратов, а высокие энергетические характеристики в сочетании с надежностью и разумной ценовой политикой на пусковые услуги должны обеспечить "Воздушному старту" высокую привлекательность и конкурентоспособность.
- Анатолий Степанович, проинформируйте наших читателей о состоянии работ над программой?
- В настоящее время полным ходом осуществляется создание эскизного проекта, в работах участвуют ведущие российские аэрокосмические организации: РКК "Энергия" им. академика С.П. Королева, НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина, ГНП РКЦ "ЦСКБ -ПРОГРЕСС", а также украинский АНТК им. O.K. Антонова. Завершение создания эскизного проекта планируется на начало 2001 года. Параллельно мы ведем переговоры с потенциальными финансовыми и технологическими партнерами США, Европы, Юго-Восточной Азии.
- Наверняка, помимо авиаперевозок крупногабаритных грузов и работы над "Воздушном стартом", у вас есть и другие планы?
- Безусловно. Ограничиваться только перевозками для нас было бы неинтересно. Мы планируем серьезно заняться таким направлением, как развитие сельхозавиации. За годы реформ она практически прекратила свое существование, а потребность в ней очень велика. Здесь существует достаточно большая ниша. В Воронеже, например, в прошлом году нужно было обработать 400 тысяч гектаров, а была обработана лишь пятая часть этого объема. Сейчас мы ведем переговоры с МАПО МИГ о приобретении сельскохозяйственного самолета "Авиатика", который будет сертифицирован к началу следующего года. Также ведем переговоры с ремонтными заводами о приобретении нескольких отремонтированных Ан-2 для тех же целей.
В заключение нашего разговора я хотел бы сказать, что авиакомпания "Полет" будет продолжать работать на благо экономики России, принося ей дополнительные доходы и рабочие места и оставаясь при этом максимально открытой структурой для общества и прессы.