- Борис Владимирович, расскажите, пожалуйста, о роли государственного регулирования ОВД на воздушном транспорте страны.
- На наш департамент возложен целый ряд задач по государственному регулированию pa -диотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ВС) и авиационной электросвязи. Важнейшие из них определяются статусом департамента как исполнительного органа государственного заказчика по модернизации Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОВД) Российской Федерации. Мы являемся государственным заказчиком по научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) в этой области. Наш департамент является органом по сертификации подразделений службы ЭРТОС, органов УВД и воздушных трасс. На нас возложена организация работ по сертификации организаций эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) и управления воздушным движением (УВД). Проводим лицензирование деятельности подразделений, выполняющих работы по летным проверкам наземных радиотехнических средств обеспечения полетов ВС. Кроне того, представляем интересы ГА в Государственной комиссии по радиочастотам и Государственной комиссии электросвязи при Минсвязи РФ, Международной организации ГА (ИКАО) и Международном Союзе электросвязи. Вот эти и смежные задачи, возложенные на наш департамент, носят характер государственного регулирования, необходимого для жизнедеятельности отечественного воздушного транспорта.
-События последних десяти лет наложили свои негативный отпечаток на развитие отрасли. Это коснулось, видимо, и системы ОВД. Существуют ли планы ее обновления и модернизации?
-В последние годы мы являемся свидетелями беспрецедентного прогресса в области развития средств посадки, навигации и управления воздушным движением (УВД). Многочисленные случаи опасного сближения и столкновений в воздухе заставляют разрабатывать все более эффективные средства аэронавигации. Еще вчера казавшиеся фантастическими проекты становятся явью. Появились быстродействующие бортовые средства обработки полетной информации, цифровые системы передачи данных, системы спутниковой ГЛО-НАСС-GPS и зональной навигации BRNAV, системы предупреждения столкновения с землей GPWS и с самолетами TCAS, минимизации вертикального эшелонирования RVSM и т. д. Наша гражданская авиация, являясь полноправным членом мирового авиационного сообщества, тоже прилагает немало усилий, чтобы идти в ногу со временем. В середине 90-х гг. у нас была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 368 Федеральная программа модернизации ЕС ОВД Российской Федерации до 2005 года. Она включена в перечень федеральных целевых программ. Другими словами, ей придается исключительно важное значение. Последним документом в этой области является Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 144. В соответствии с ней устанавливаются приоритеты в финансировании проектов федеральной программы модернизации и концентрации средств на наиболее важных направлениях развития. Целью системы ОВД будущего являются предоставление авиакомпаниям максимальных удобств при выборе оптимальных планов полета в условиях роста объемов воздушных перевозок и соблюдение требований к перспективному уровню безопасности воздушного движения. Однако, несмотря на обилие принятых решений, темпы модернизации не всегда удается поддерживать такими, как хотелось бы.
-Что же тормозит темпы модернизации Единой системы ОВД?
-ЕС ОВД - государственная система, следовательно, ей нужна государственная поддержка. Основной причиной низких темпов модернизации является отсутствие бюджетного финансирования программы модернизации. Мы ощущаем нехватку средств на ввод новых объектов и сооружений, используемых для ОВД. При выполнении федеральной программы модернизации и особенно при закупке необходимых импортных комплектующих, таких, как современные компьютеры, рабочие станции и прикладные программы, мы вправе ожидать налоговых льгот, но их нет.
- Как вы относитесь к лозунгу "Покупая российское, ты поддерживаешь экономику России" применительно к системе ОВД?
- При выборе закупок технических средств мы, конечно, думаем о нашем российском производителе, но, прежде всего, учитываем соотношение "эффективность - цена", и здесь наши производители зачастую не уступают зарубежным. К настоящему времени ФСВТ, а теперь Государственная служба ГА Минтранса России подписала 8 долгосрочных контрактов с отечественными производителями на закупку оборудования, работ и услуг для государственных нужд по замене средств и систем ОВД. Среди этих государственных контрактов я бы выделил, прежде всего контракт с Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) на модернизацию первичных трассовых радиолокаторов 1Л-118 в количестве 51 комплекта и "Утес-Т". Заключен контракт с Владимирским заводом электроприборов на замену УКВ-радиостанций типа "Полет". Подписан контракт с Челябинским заводом "Полет" на поставку аэродромных радиолокаторов типа АОРЛ-85.
Можно привести и другие примеры. Кроме того, ФСВТ России начиная с 1995 г. также заключено более 130 инвестиционных контрактов на строительные работы, оснащение предприятий по использованию воздушного пространства и УВД радиотехническими средствами связи и обеспечения полетов с российскими поставщиками и подрядчиками. В 1999 г. по государственным и инвестиционным контрактам объем финансирования увеличился на 30% по сравнению с 1998 г. Доля объема капиталовложений по контрактам с отечественными производителями составила 84% от общего объема финансирования. На контракты с зарубежными поставщиками, заключенными до 1997 г., пришлось 16% от общего объема финансирования. Это показывает, что в 1999 г. достигнуто соотношение, предусмотренное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1993 г. № 403 "О модернизации ЕС ОВД Российской Федерации", в котором предусматривалось осуществление поставок оборудования отечественными предприятиями и организациями на уровне не менее 60% от общего количества.
- Какие виды нового оборудования будут установлены на объектах ЕС ОВД в этом ГОДУ?
- В 2000 г. заключены государственные контракты с отечественными производителями на конкурсной основе на закупку устройств записи и регистрации речевой информации, приводных радиостанций, вторичных радиолокаторов, средств связи и отображения воздушной обстановки. Кроме этого, продолжается выполнение незавершенных инвестиционных проектов.
- Ведутся ли работы по организации спутниковой связи между объектами ЕС ОВД?
- Да, эти работы в настоящее время ведутся на предприятиях по ИВП и УВД в Сибири и на Дальнем Востоке. Например, завершен первый этап создания сети спутниковой связи на предприятии "Магаданаэроконтроль". Сеть позволила организовать надежную связь нового центра управления полетами в Магадане с РЦ УВД Чайбуха, Сеймчан и аэропортом "Сокол" в Магадане. Завершены работы по созданию первой очереди сети спутниковой сети связи в РГП "Дальаэроконтроль" в Хабаровске. Сеть связала РЦ УВД Хабаровска с РЦ УВД Экимчан, Советская гавань. Ведутся работы по вводу в эксплуатацию первых очередей сетей связи на предприятиях "Камчатаэроконтроль", "Чукотаэроконтроль" и "Иркутскаэроконтроль". Эксплуатируется сеть спутниковой связи для административных нужд на региональном государственном предприятии (РГП) "Красноярскаэронавигация". Предполагается в ближайшем будущем расширить объем работ по созданию каналов спутниковой связи в труднодоступных регионах, где эксплуатация наземных каналов экономически менее эффективна, или там, где нет физических каналов связи.
- Существует мнение, что новый век будет веком информационных технологий. Находят ли внедрение в ЕС ОВД новейшие достижения в этой области?
- Безусловно. При модернизации объектов ЕС ОВД внедряются последние модели компьютерной техники, современное программное обеспечение. Разработчики все шире применяют в своих моделях элементы "искусственного интеллекта" - экспертных систем, помогающих диспетчеру принимать решение в той или иной ситуации, базы данных, в которых собраны сведения о планах полетов и другая информация, позволяющая оперативно обработать текущие массивы данных. Использование этих достижений в области совершенствования системы ОВД будет расширяться с каждым годом.
- Какой импульс развитию ЕС ОВД придает реализация концепции CNS/ATM на воздушном транспорте?
- Не так давно группами экспертов ИКАО подготовлен ряд стандартов и рекомендуемой практики в области систем CNS/ATM. Например, разработаны стандарты по глобальной навигационной спутниковой системе, авиационной сети связи. Достигнут значительный прогресс в разработке стандартов по линиям передачи данных и их применения, таких, как автоматическое зависимое наблюдение (АЗН), широковещательное АЗН и т. п. Значительный прогресс достигнут в выполнении "Федеральной программы по использованию глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей". Созданы условия для начала внедрения спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS на воздушном транспорте. Разработаны технические задания и важнейшие нормативные документы, определяющие технические и эксплуатационные требования к соответствующему бортовому навигационному оборудованию.
- Это все можно отнести к разряду "бумажной работы", а что сделано реально, в "железе"?
- Разработанные учеными и инженерами алгоритмы и схемы воплотились в конкретных устройствах и изделиях. Проведены комплексные исследования глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) с целью обеспечения неточных заходов на посадку с использованием спутниковой навигационной аппаратуры в аэропорту Самары. Для этого были определены требования к бортовой аппаратуре авиационных потребителей при выполнении предпосадочного маневрирования и неточного за хода на посадку, разработаны схемы неточного захода на посадку, инструкции по выполнению неточного захода на посадку по спутниковой навигационной системе в международном аэропорту Самары. Подготовлены дополнения к фразеологии между экипажем и диспетчером ОВД при заходе на посадку по GPS, а также изменения и дополнения к РЛЭ самолета Ту-154М, оборудованного СНС KLN-90В BRNAV. К настоящему времени выполнено около 30 экспериментальных заходов на посадку самолетов авиакомпании "Люфтганза", их результаты анализируются. Ведутся экспериментальные заходы на посадку самолетов авиакомпании "Самарские авиалинии". Начаты работы по проведению опытной эксплуатации системы АЗН-В на базе регионального государственного предприятия по ИВП и УВД "Тюменьаэроконтроль". Надеемся, что принятие группой экспертов ИКАО по авиационной подвижной связи стандартов по линии передачи данных VDL-4, на которой будет построена система АЗН-В, ускорит ее проведение. Разрабатывается программа внедрения на конкретных типах ВС бортовых систем связи, навигации и наблюдения с использованием спутниковых средств. В настоящее время по утвержденному ФСВТ России техническому заданию ведется разработка локальной контрольно-корректирующей станции и линии передачи данных о дифференциальных поправках, соответствующих требованиям стандартов ИКАО. Планируется до конца года провести сертификационные и приемочные испытания этого оборудования, которое позволит обеспечить возможность захода на посадку по 1-й категории ИКАО.
- Каковы, на ваш взгляд, первоочередные проблемы развития ЕС ОВД в начале нового века?
- На мой взгляд, нашей первоочередной задачей является создание объединенных районов ОВД. Деление воздушного пространства на районные центры было в основном обусловлено дальностью действия традиционных средств УВД: систем радиолокации и связи. В настоящее время такая необходимость отпала, появились технологии передачи радиолокационной информации и связи "борт - земля" на значительные расстояния. Эти новшества уже внедрены и работают, например, на предприятиях "Магаданаэро- контроль", "Тюменьаэроконтроль", "Дальаэроконтроль". Процесс объединения РЦ УВД приведет к значительному сокращению эксплуатационных расходов, улучшению обслуживания, повышению безопасности полетов. Однако необходимо относиться к этому процессу взвешенно, с учетом местной специфики.
- В печати много говорится о глобальных проектах международных маршрутов, в частности из Европы на Дальний Восток, и кроссполярных маршрутов. Какое влияние окажут эти проекты на развитие ЕС ОВД?
- Как мне кажется, открытие этих трасс и организация полетов по ним могут принести дополнительные сборы за аэронавигационное обслуживание, часть которых может быть направлена на реализацию мероприятий "Федеральной программы модернизации ЕС ОВД РФ". Кроме того, это может привести к технологическому скачку в развитии средств ОВД, поскольку предполагается, что эти трассы в будущем будут трассами, обеспеченными спутниковой системой связи, навигации, наблюдения и ОВД CNS/ATM.
- Судя по сообщениям западной прессы, США уже проводят первые пробные полеты по концепции "Фри Флайт" - "Свободного полета". Каковы перспективы развития этой концепции у нас?
-В настоящее время это пока только экспериментальные полеты в отдаленных районах с низкой плотностью воздушного движения. Однако ИКАО уже начала работать над стандартами систем, которые могли бы оказать влияние на реализацию концепции "Фри Флайт". К таким системам относятся, например, бортовая система эшелонирования ASAS, широковещательные системы автоматического зависимого наблюдения типа АЗН-В и некоторые другие. Однако до окончательной реализации этой концепции, как говорится, дистанция огромного размера. Здесь много организационных и правовых вопросов, связанных с ответственностью и ее разделением между диспетчером и пилотом. Многие эксперты считают, что внедрение концепции потребует вложения миллиардов долларов и от 10 до 20 лет работы. Пока что наши научные организации не прорабатывали вопрос о возможности реализации концепции "Фри Флайт" в российском небе.