- Рафаил Латифович, чем вызвано и с чем связано переименование Фонда в некоммерческое партнерство "Безопасность полетов"?
- Президентом РФ в 1996 году были утверждены разработанные Государственной Думой РФ законы "О некоммерческих организациях" и "Об общественных организациях".
Я позволю себе напомнить, что наш Международный фонд авиационной безопасности первоначально, в 1989 году, был образован как Ассоциация "Фонд авиационной безопасности СССР", а затем в 1991 году был перерегистрирован как международная общественная организация.
- А как эта структура может быть соотнесена с такой организацией, как Всемирный фонд безопасности полетов?
- Всемирный фонд безопасности полетов, корпоративными членами которого являются известные организации, предприятия, общественные организации и государственные учреждения многих стран мира, явился образцом для создания подобной организации в России. Как я уже говорил, в марте 1989 года была образована Ассоциация "Фонд авиационной безопасности СССР", а в октябре 1991 года Министерством юстиции СССР в соответствии с Законом "Об общественных объединениях" зарегистрирован Фонд авиационной безопасности с международным статусом. В тот период государственное законодательство позволяло нам выступать в качестве общественной организации.
Членство в нашем Фонде было достаточно свободным, и каждый мог стать его коллективным членом. После принятия в 1996 году законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных организациях" оказалось, что наши уставные документы не соответствуют этим вновь принятым законам, так как в них был более точно определен статус некоммерческих и общественных организаций.
В соответствии с этими законами Международный фонд авиационной безопасности подпал под понятие "некоммерческая организация".
Последний срок перерегистрации указанных организаций был определен 1 июля 1999 года. Фондом этот срок был выдержан. При этом были соблюдены все юридические формальности, зарегистрирован устав организации и утверждено ее новое название.
На 21 декабря членами некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" стали 36 предприятий и организаций. В их числе авиакомпании и предприятия по управлению воздушным движением, а также страховые и консалтинговые компании.
- Что произошло в результате переименования структуры?
- Основные цели и задачи вновь созданной организации идентичны целям и задачам Международного фонда авиационной безопасности. Прежде всего, это всемерное способствование повышению безопасности полетов, доведение мирового опыта до наших эксплуатантов, заинтересованных лиц, включая авиационную общественность и научные организации, а также до всех тех, кто так или иначе задействован в авиационной инфраструктуре.
- Как на сегодняшний день выглядит структура и какой она должна быть в будущем?
- В данном случае речь идет не о преобразовании организации, а о приведении названия и уставных документов в соответствие с действующими на сегодняшний день государственными законами.
- Как перемена названия отразится на вашей дальнейшей работе?
- Проблемы есть. Должен сразу подчеркнуть, что в английской транскрипции наше название не изменилось. Мы так и остались FSFI. Для всего мира мы - Международный фонд авиационной безопасности. Как нас знали в течение десяти лет, так будут знать и впредь. Сущность структуры не изменилась от перемены ее названия, однако в этой связи в России воз никнут некоторые проблемы, ибо нас уже в течение десяти лет знали как Международный фонд авиационной безопасности, и, естественно, будет немного трудновато привыкнуть к новому названию - некоммерческое партнерство "Безопасность полетов".
- Что требуется для повышения эффективности организации?
- Принцип участия в некоммерческом партнерстве сугубо добровольный. Коллективным членом партнерства может стать любая организация, заинтересованная в повышении безопасности полетов. Но это обстоятельство создает для нашей деятельности и определенные трудности. Почему? Основным источником существования Фонда являются добровольные взносы коллективных членов. Сегодня в условиях напряженной экономики, особенно в области авиаперевозок, некоторые коллективные члены не в состоянии из-за недостатка финансовых средств вносить членские взносы. Но даже, несмотря на это, Фонд обеспечивает им информационную поддержку. В их числе, в частности, авиашкола "Стриж", которая находится в Магадане, а также Приволжский учебный центр ГА.
Это трудности объективного характера. Мы надеемся, что со временем все встанет на твердую экономическую основу. Некоммерческое партнерство не ставит своей целью коммерческую деятельность, хотя иногда мы ею занимаемся. Например, некоторые переводные материалы для тех, кто не являлся членом Фонда, мы продавали. Причем плата за распространение таких материалов скорее символична, так как, по сути, оправдывала только расходы на бумагу и переводы.
Главной своей задачей мы считаем привлечение более пристального внимания авиационной общественности России к проблемам безопасности полетов. Именно поэтому в своей деятельности будем продолжать поиск и распространение аналитической информации, обобщающей мировой опыт в области безопасности полетов.
Авиакомпаниям, предприятиям по управлению воздушным движением необходимо понять, что в своей деятельности они могут и должны руководствоваться не только указаниями своего ведомства - ФСВТ, но и осваивать, применять мировой опыт. Это будет приносить пользу не только конкретному авиационному предприятию, но и стране в целом.
- Какие перспективы, по вашему мнению, ожидают организацию в связи с изменением экономической обстановки в стране?
- Я думаю, что пик снижения авиаперевозок по Российской Федерации и странам СНГ если не наступил, то крайне близок. Вслед за этим все равно должна наступить фаза подъема как экономики в целом, так и авиаперевозок. Мы в это твердо верим. Мировые прогнозы говорят об увеличении объема авиаперевозок в среднем на 6-7% в год. Россия и так отстала за эти десять лет, а процесс отставания продолжается. В этой связи проблема безопасности полетов, как вечная и незыблемая, была и остается. Именно поэтому поле для нашей деятельности будет увеличиваться, а ее значимость, без сомнения, будет еще более повышаться.