Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Горлов:
"Программа развития аэропортового комплекса России существует и реализуется".


1 июня 1999 года : Сергей Быстров


Виктор Горлов
Виктор Васильевич ГОРЛОВ. В 1961 году окончил Куйбышевский авиационный институт. Работал инженером смены АТБ, начальником участка техническом обслуживания, главным инженером АТБ, начальником АТБ Уфимского авиапредприятия. В 1978 году переведен в Куйбышев главным инженером Приволжскою управления, где проработал до 1983 года. Затем работал в Москве в ГосНИИ гражданской авиации заместителем директора по вопросам исследования и эксплуатации авиационной техники. В 1986 году назначен на должность заместителя министра гражданской авиации по эксплуатации авиационной техники и ремонту. После реорганизации МГА —- заместитель директора Департамента воздушного транспорта. Затем — заместитель директора Федеральной авиационной службы России.

        - Виктор Васильевич, одно из направлений, которым вы занимаетесь, - аэропортовые комплексы. Об этом и предлагаю поговорить. Скажите, сколько осталось в России аэропортов, аэропортовых комплексов?

        - В 1992 году в аэропортовой сети гражданской авиации было 1302 аэродрома. На 1 января 1999 г. число категорированных аэродромов составило 577. Количество аэродромов классов А, Б, В за этот период за счет строительства новых ВПП и реконструкции существующих увеличилось на 24. Уменьшение количества аэродромов произошло за счет аэродромов классов Г, Д, Е, имеющих длину ВПП от 1300 м и меньше. Причем 94 % этих аэродромов имели грунтовую взлетно-посадочную полосу.

        Сейчас основная наша задача - помочь выжить оставшимся аэропортам местных воздушных линий, особенно в условиях Севера, где авиация является единственным видом транспорта, связывающим с Большой землей. Эти аэропорты, как правило, являются убыточными, и основная нагрузка по их содержанию ложится на местные органы власти. Выполнить эту задачу без государственной поддержки сложно.

        Что касается крупных аэропортов, то, несмотря на большие трудности, все-таки идет их реконструкция, увеличивается число аэропортов, имеющих статус международных. В настоящий момент их число составило 62. Это требует открытия международных секторов, повышения качества обслуживания пассажиров. Здесь, правда, нужно сказать, что наши аэропортовые инфраструктуры пока еще не в полной мере отвечают международным требованиям. Для модернизации аэропортовых комплексов, доведения их до современного мирового уровня необходимы значительные инвестиции.

        - Ситуация с сокращением аэропортов, конечно, драматическая. Аэропорты - это национальное богатство, созданное трудом многих поколении. Они, как и дороги, отличают цивилизованную страну от нецивилизованной. И вот мы потеряли, хотя, может быть, и небезвозвратно, около 700 гражданских аэропортов. Но ведь прекращают деятельность и многие военные аэродромы, в которые тоже вбуханы огромные деньги. И никакой конверсии они не подвергаются. Потому что больше никто их не использует. Так ведь? Гражданскую авиацию этот вопрос как-то интересует?

        - Вы знаете, он нас интересует. В настоящий момент сеть гражданских аэродромов Российской Федерации практически сформирована. В этой сети более 50 аэродромов имеют статус совместного базирования. Использование военных аэродромов в гражданских целях с экономической точки зрения - это очень выгодное дело при условии, если существующий гражданский аэропорт не перспективен, то есть находится в черте города и не имеет перспектив развития.

        Однако в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, использование военных аэродромов в гражданских целях, даже если это сулит в будущем значительный экономический эффект, проблематично, так как требует на начальном этапе значительных инвестиций.

        - Хотя бы по приему больших самолетов.

        - Да, и по приему больших самолетов. В небольших городах потребности в приеме таких самолетов нет, а в крупных существуют гражданские аэродромы, способные эти самолеты принять и которые, кстати, недозагружены. Вот, к примеру, аэропорт Пулково имеет 2 ИВПП, способен принять и обслужить все типы ВС. Вокруг Санкт-Петербурга расположено несколько хороших военных аэродромов. Но о чем мы должны сейчас думать: либо прибрать к рукам новое хозяйство и обрасти новыми проблемами, или все-таки заниматься обеспечением стабильной работы аэропорта Пулково? Наверное, о втором.

        - Видимо, сейчас вопрос поддержания и развития аэропортовых комплексов не может решаться без самого активного участия местных властей. Самостоятельно выжить в состоянии только гиганты, такие, как московские, Пулково, может быть, аэропорт Хабаровск.

        - Вы знаете, даже и они не могут обойтись без поддержки. На их развитие, модернизацию требуются значительные инвестиции. Например, ремонт полосы, замена светосигнального оборудования - уже проблема. Скажем, аэропорт Шереметьево сумел взять основное финансирование реконструкции ВПП-1 на себя. А другим аэропортам это и вовсе не под силу. Так что без финансовой поддержки местных властей не обойтись. Да в принципе и не правильно, если местная власть будет отлучена от этих проблем. И многие субъекты Российской Федерации сейчас уделяют большое внимание этим вопросам.

        - Ведь это, по сути дела, та же самая государственная поддержка, только дифференцированная?

        - Да, можно так сказать.

        - Потому что гражданская авиация без государственной поддержки не в состоянии нормально существовать, даже в очень развитых странах. А вот обстановка в Домодедово. Сейчас там идут большие изменения. 37 млн долларов вкладывается только в реконструкцию здания аэропорта. Каковы там действительные перспективы?

        - Мы очень внимательно контролируем все, что делалось и делается в аэропорту Домодедово. Потому что там впервые отрабатывается на деле процедура привлечения частного капитала для решения серьезных проблем. На сегодняшний день в развитие аэропортового комплекса вложено порядка 150 млн долларов США. За последнее время такие огромные средства не вкладывались ни в один аэропорт России. В настоящий момент в аэропорту построено два грузовых терминала, проведена реконструкция топливно-заправочного комплекса, создан цех бортпитания, закупаются наземная спецавтотехника, оборудование, построен профилакторий, реконструируется аэровокзал. У нас нередко бывает: застолбят землю, начнут что-то делать и бросят на полдороги.

        - Как недостроенные коттеджи.

        - Совершенно верно. И плохо, когда новое не достроено, а то и старое все разрушилось. Группа East Line взялась за аэровокзал, которому тридцать с лишним лет. Причем затеяли очень глубокую реконструкцию: увеличивают рабочие площади, меняют технологию - это будет технология современного аэровокзального комплекса. Кроме того, все работы проводятся на мировом уровне по дизайну, по удобству. Это факт.На мой взгляд, это очень разумное и перспективное решение.

        - И достаточно быстро программа реконструкции осуществляется?

        - Конечно, некоторые коррективы в программу реконструкции после августа 1998 г. были внесены. Тем не менее работы по реконструкции ведутся интенсивно.

        - Очевидно, что они хотят сделать аэропорт номер один, вкладывая такие деньги?

        - Да, East Line заявляет, что хочет превратить аэропорт Домодедово в лучший аэропорт страны, аэропорт мирового уровня. Это хорошо, это ко многому обязывает.

        - Как ни странно, отдаленность Домодедово от Москвы сейчас оборачивается благом для него. Потому что там больше земли, свободного пространства.

        - И раньше считалось, что аэропорт Домодедово является одним из перспективных аэропортов с точки зрения развития Из действующих в настоящий момент в московском узле он самый перспективный, так как и Шереметьево, и Внуково значительно ограничены в своих пространственных возможностях.

        Наверное, можно сказать, что в гражданской авиации сегодня наиболее активная созидательная жизнь происходит как раз здесь?

        - Если инвестиционная, то да. Группой East Line разработана комплексная программа развития международного аэропорта Домодедово к 2003 году. При реализации этой программы будет привлечено инвестиций около 200 млн долларов США.

        - Скажите, пожалуйста, очень много аэропортовых комплексов осталось за пределами России. Они нас уже никак не интересуют? Или все-таки есть какие-то необорванные пуповины?

        - Конечно, это не наши аэропорты, но не интересовать нас они не могут. Они нас интересуют в первую очередь с точки зрения партнерства в работе, опыта. Партнеры должны постоянно отслеживать и держать адекватный уровень обслуживания. Если мы отстанем от кого-то, должны подтянуться. Если чувствуем, что международный пассажир, наш пассажир получает где-то ниже уровень сервиса, чем положено, мы должны подсказать.

        - А как на сегодня отрегулированы аэропортовые сборы в странах СНГ?

        - Регулирование аэропортовых сборов - сложный вопрос. Его нужно в рамках МАКа приводить в порядок. У нас аэропортовые сборы регулируются на основе антимонопольного законодательства, так как аэропорты отнесены к естественным монополиям. Но нам кажется, что на едином пространстве примерно одинаковые должны быть аэропортовые сборы в структуре стоимости авиабилета.

        - Интересно, какова роль Федеральной авиационной службы России в развитии российского аэропортового комплекса?

        - Федеральная авиационная служба России проводит сертификацию и лицензирование всех видов аэропортовой деятельности. Сами по себе сертификация и лицензирование - серьезные регулирующие рычаги. Во-вторых, мы заинтересованы в развитии аэропортовых комплексов. Поэтому с привлечением отраслевых институтов нами разработана "Программа развития аэропортов России до 2000 г. и на перспективу до 2010 г.", рассматриваются и утверждаются программы развития отдельных аэропортов. Также на ФАС России лежат контрольные функции за состоянием аэродромов, системоборудования, инвестиционной деятельностью.

        - Ну и, конечно, проблема - неавиационная деятельность аэропортов. Здесь от Федеральной авиационной службы особенно многое зависит, потому что нет еще необходимой законодательной базы...

        - Идеально, когда аэропорт зарабатывает на свое существование в основном неавиационной деятельностью, чтобы максимально снизить стоимость услуг для авиакомпаний, а те в свою очередь могли бы снизить тарифы для авиапассажиров. К сожалению, в настоящее время так не получается, так как не решено много правовых вопросов. И мы сейчас этой проблемой очень плотно занимаемся. Главное звено в этой цепи - передача всех земельных площадей аэропорта в его владение или длительную аренду.

        - Почему этот вопрос так долго решается?

        - Долго. И не только этот вопрос, но и много других смежных вопросов, так как они имеют законодательную основу. Мы хотим, чтобы все, что делается на аэропортовой территории, давало доход или отчисления на развитие аэропорта.

        - А где сейчас этот законодательный пакет находится: в ФАСе или уже за пределами?

        - За пределами. К сожалению, у нас уже долгое время не может пройти закон об аэропортах. Сейчас создана согласительная комиссия, потому что группа депутатов вышла с альтернативным законом. Он, на наш взгляд, не в полной мере отражает интересы гражданской авиации.

        - Надо сказать, что неавиационная деятельность все-таки напрямую связана с оказанием авиационных услуг. Не будет их - не будет и неавиационной деятельности. Правильно?

        - Совершенно верно. Если авиационными услугами ты привлек на территорию аэропорта пассажира, то он должен получить максимум сопутствующих услуг и с удовольствием заплатит за все это.

        - Чем больше авиация находится в небе, тем она продуктивнее. Но краткое пребывание на земле зависит от того, сколько в эту "землю" вложено...

        - Вот именно. Поэтому мы сейчас готовимся к проведению конференции по инвестициям. С привлечением инвестиций - никому объяснять не надо - сейчас очень трудно. Однако, если ничего не предпринимать в этом направлении, а сидеть и ждать улучшения экономической ситуации, обстановка в аэропортовом комплексе России резко ухудшится. Допустить этого нельзя ни при каких обстоятельствах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer