- Прежде всего, надо констатировать, что в нынешнем году наши авиаторы вывезли в отпуска всех тех работников бюджетной сферы, которые получили от своих организаций требования на авиабилеты, - и вывезли, и вернули их обратно. Я не знаю ни одного случая, чтобы кому-то было в этом отказано при правильном оформлении документов. Имеются в виду военные, милиция, врачи, учителя, работники других социальных организаций. Все это стало возможно благодаря решению губернатора выделить деньги авиакомпаниям за топливо для этих перевозок. Вместе с тем сегодня приходится констатировать и отрицательный аспект такой акции. Он заключается в том, что при составлении договора на авиаперевозки в начале года стоимость топлива составляла 2500 рублей за тонну, а цена билета до Москвы соответственно была заложена в пределах 3 тысяч рублей, но тогда никто не мог и предположить, что топливо подорожает так резко. Договор этот между администрацией и авиакомпанией "Мавиал" действует и сейчас, но топливо-то сегодня покупается автотарами уже по 8600 рублей за тонну. А это плохой бизнес. При такой арифметике авиакомпания должна, как говорится, вылететь в трубу. И конечно же она пострадала: те средства, которые могла и должна была бы использовать на восстановление техники, были "съедены" расплатой за керосин. Сейчас управление совместно с областной администрацией работает над изысканием возможностей погашения долгов "Мавиала", но сделать это будет нелегко. Хоть мы надеемся на понимание со стороны губернатора, большинство его заместителей, руководства и депутатов областной Думы.
- Будут ли учтены особенности нынешнего года при заключении договора на следующий?
- Конечно. При этом задача остается прежней: несмотря на сумасшедший рост тарифов, максимально большему числу людей предоставить возможность выехать в отпуск.
- Как вы полагаете, ожидает ли нас в 2000 году в топливном вопросе такая же ценовая вакханалия, какая случилась в нынешнем?
- На эту тему можно порассуждать, оттолкнувшись от прошлого. Когда наша экономика только начала входить в то, что мы называем рынком, цена авиационного топлива в России была гораздо ниже мировой и зарубежные компании предпочитали заправляться у нас. Потом мы стали быстро догонять другие страны и даже перегнали их, и создалась ситуация, при которой уже нам было выгоднее заправлять свои самолеты за рубежом. Но после 17 августа 1998 года топливная картинка у нас перевернулась снова, весной же положение опять стало выравниваться. Вот динамика заводских отпускных цен авиакеросина в этом году в Хабаровске: июнь - 2900 рублей за тонну, июль - 3500, август - 3950, сентябрь - 4600, октябрь - 5500 и ноябрь - 6760 рублей. В Ангарске в мае он стоил 2100 рублей, а в ноябре - уже 6700. Услугами этих поставщиков мы и пользуемся. Обратите внимание, что таковы цены заводов, однако топливо это еще нужно привезти - сначала по железной дороге до Находки, а далее - танкером. И для этого тоже нужны деньги. Причем в самых худших условиях (я не беру Чукотку) доставки находятся Магадан и Камчатка. Кроме того, в регулировании цен сыграли свою роль и боевые действия на Северном Кавказе - армия ведь тоже поглощает много топлива. Кстати, и за рубежом цены на топливо весной тоже начали расти - как раз после военного конфликта в Косово. Сейчас мы подтянулись к мировым стандартам. На Аляске стоимость авиакеросина составляет сейчас 330 долларов за тонну - переведите нынешнюю нашу цену в рублях на американскую валюту и вы увидите, что они примерно равны. Так что любой дисбаланс в системе интегрированной экономики носит временный характер. Пройдет какое-то время, и цены неизбежно выравняются. Другое дело, покупательная способность людей в нашей стране находится все еще далеко не на общемировом уровне, но это уже, повторяю, другая тема.
- Но очень важная, согласитесь, для очень многих людей.
- Разумеется, наш регион таков, что без авиации жизнь в нем немыслима. Руководитель одного из магаданских учреждений сказал мне как-то: "Если бы я жил в Свердловске, то дружил бы с начальником управления железной дороги, а здесь дружить мне приходится с вами". И он прав. Но динамика роста стоимости пролета в центральные районы России все время сокращает число людей, имеющих возможность пользоваться услугами авиации. Это, конечно же, большая и тяжелая проблема для всех - и для колымских организаций, и для наших авиакомпании, и для руководства области. Да, мы готовы приветствовать у себя в области любую авиакомпанию, но поддерживать будем свою региональную, ибо только она в крайней ситуации сможет выручить регион, все же другие в любую минуту уйдут туда, где им предложат лучшие условия. Что же касается вопроса о том, будут ли финансовые возможности наших граждан соответствовать их желаниям, то он адресован не мне - это компетенция политиков, а не авиационных специалистов. Я просто могу выразить надежду на то, что когда-то и эти параметры выравняются, но когда это произойдет - для меня тоже загадка.
- Интересно было бы услышать ваш прогноз по поводу дальнейшего повышения цен на авиабилеты.
- Говорят, что всякий прогноз - дело неблагодарное, но я думаю, что цены расти уже не будут: 7,5 тысячи рублей за пролет от Магадана до Москвы - это уже и так почти для всех запредельные деньги. Объяснить свою точку зрения могу тем, что если наши производители опять поднимут цену на свою продукцию, то ее выгоднее покупать уже будет за границей - в Канаде, Южной Корее. Это выгоднее делать уже и сейчас. Тем более в условиях особой экономической зоны Магадана, где таможенные сборы много меньше.