Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Лихачев:
"Сообща всегда легче"


Декабрь 1999 года В. Беликов, журнал «Гражданская авиация» №12


История становления Закрытого акционерного общества «Международная авиатранспортная корпорация (МАТК) Русавиа» растянулась на долгих шесть лет, в течение которых шел поиск оптимальной формы сотрудничества субъектов-учредителей. В результате была образована многопрофильная корпоративная организация типа холдинг в составе двадцати шести участников. Объединившиеся на добровольной основе "слагаемые" МАТК - это региональные авиакомпании и ремонтные заводы, научно-исследовательские учреждения и Международный фонд авиационной безопасности, страховые компании и банки, автоматизированная система бронирования "Сирена-3" и информационный центр "ТрансИНФО". Принципиально важно, что все они сохраняют полную хозяйственную самостоятельность.

Борис Лихачев
Алексей Григорьевич Майоров закончил в 1957 году Кировоградское военное училище летчиков и в 1967 году - Академию гражданской авиации. С 1967 года работал в качестве командира зскадрилей 65-го и 200-го летных отрядов Московскою транспортного управления ГА во Внуково, с 1973 года - заместителем командира 337-го летного отряда ЦУ МВС ГА. С 1976 года занимал пост первого заместителя командира отдельного отряда №235. В 1981 году был назначен начальником Управления летной службы МГА, а с 1983 по 1991 год являлся командиром и шеф-пилотом авиаотряда №235. С 1991 года работал региональным представителем Аэрофлота в Скандинавских странах, а с 1996 года является советником при совете директоров авиакомпании "Трансаэро".

Вначале беседы с корреспондентом журнала генеральный директор корпорации, доктор технических наук Борис Александрович Лихачев подчеркнул, что "Русавиа" как бы представляет в уменьшенном масштабе отечественную гражданскую авиацию. Случайности в этом нет: корпорация задумывалась в качестве своеобразного подспорья для эффективного выживания отрасли в сложных условиях складывающихся рыночных отношений и жесткой конкуренции.

Предлагаемый МАТК комплексный подход к сохранению и эксплуатации самолетно-моторного парка, обновлению аэродромной техники и оборудования, развитию авиапредприятий, пополнению рядов летного и наземно-технического персонала сочетается с активной коммерческо-экономической деятельностью корпорации. Необходимость в этом тем более велика, что по закону Федеральная служба воздушного транспорта России лишена функции хозяйственного руководства.

- Мы привыкли за последние годы к формуле "Авиакомпания оказывает услуги..." Судя по вашим словам, Борис Александрович, "Русавиа" предоставляет услуги самим авиаперевозчикам. Что под этим подразумевается и как это делается?

- Своей важнейшей задачей мы считаем сохранение перевозочного процесса в полном объеме. Это предполагает, в частности, поиск выгодных "ниш" на внутренних и международных линиях, точную ориентацию наших авиакомпаний на удовлетворение возникшего спроса, поддержку их при необходимости воздушными судами из резерва. Создаются условия для рационального обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, включая поставки ГСМ и других компонентов материального снабжения.

Реализацией этой схемы занимается образованная в составе МАТК сервис-компания, предоставляющая широкий спектр авиатранспортных услуг. Перевозчики перестают в одиночку противостоять стихии конкуренции, у них появляется относительно стабильная загрузка "бортов", а в случае возникновения каких-либо неполадок с техникой есть возможность быстрого их устранения на авиаремонтных предприятиях, входящих в корпорацию, или на созданных "Русавиа" технических комплексах в аэропортах.

- Вы упомянули о научно-исследовательских организациях, вошедших в состав МАТК. Каков их вклад в деятельность корпорации?

- По своей значимости и актуальности его трудно переоценить! Хорошо известно, например, как много внимания в мировом авиационном сообществе уделяется обеспечению безопасности полетов, тем более что многие традиционные подходы к решению этой всегда насущной проблемы уже исчерпали себя. Специалистами "Русавиа" была разработана и запатентована оригинальная "Концепция кардинального повышения безопасности и регулярности полетов в гражданской авиации на основе информационно-аналитической системы реального времени". Она рассмотрена Научно-техническим советом отрасли и утверждена Федеральной службой воздушного транспорта России, получила также высокую оценку Международного форума авиаперевозчиков и производителей авиатехники.

Материально-техническое обеспечение Концепции создано ООО "НТС" по нашему заказу при участии ученых гражданской авиации и специалистов Корпорации. Разработчики исходили из того, что бортовые самописцы - накопители информации ("черные ящики") регистрируют неисправности авиатехники, нарушения и ошибки экипажей, поведение летательных аппаратов, как правило, до наступления критической ситуации. Когда эти данные расшифровываются на земле, предпринять что-либо по исправлению ошибок пилотирования или сбоя в работе оборудования бывает невозможно - летное происшествие уже произошло. Остается лишь констатировать те или иные предпосылки и делать запоздалые выводы.

Предложенная нами информационно-аналитическая система реального времени (ИАСРВ) позволяет устранить существующий сейчас разрыв в восприятии показаний приборов экипажем, находящимся в кабине, и ограниченными возможностями руководителя полета на земле, имеющего дело только с "картинкой" локаторов воздушной обстановки да радиодокладами пилотов с борта воздушного судна. Сразу же отмечу, что работа с ИАСРВ не входит в комплекс действий служб УВД и не подменяет их, а используется параллельно со штатными средствами воздушных диспетчеров и дополняет их.

Эффект достигается благодаря применению компьютерной технологии интеллектуальной поддержки экипажа и принятию срочных обоснованных решений квалифицированными специалистами наземных служб обеспечения полетов в случае возникновения особых ситуаций. На всем протяжении полета в кабине как бы присутствуют незримо опытнейшие наставники, готовые в любой момент прийти на помощь пилотам, предостеречь их от ошибочных действий, подсказать наилучший выход из сложившегося критического положения.

- Какое оборудование необходимо для этого?

- Одно из существенных достоинств ИАСРВ в том, что она с максимальной эффективностью использует штатное бортовое и наземное электронное оборудование без всякой его доработки или изменения режимов функционирования. Бортовая часть нашей системы, выполненная на основе относительно небольшого по габаритам и весу компьютера (около двенадцати с половиной килограммов), подключается к банку данных бортовых накопителей и к штатным радиопередатчикам воздушного судна. По периодическим запросам наземной части ИАСРВ (по сути, это достаточно мощный сервер, обслуживающий все находящиеся в полете ВС), бортовая часть системы "сбрасывает" на автоматизированное рабочее место наземного пункта контроля все необходимые данные, формируемые в реальном масштабе времени.

Это индикация местонахождения летательного аппарата в воздушном пространстве, определяемая с помощью спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, показания приборной доски, отображение положения органов управления, параметры технического состояния основных функциональных систем воздушного судна. В пункте контроля обработанная соответствующим образом полетная информация выводится на дисплей компьютера и одновременно записывается на его жесткий диск. При необходимости руководство полетами авиакомпании может немедленно вмешаться в действия экипажа, передав ему рекомендации по речевому каналу. Для установления надежного радиоконтакта "борт - земля" используются избыточные возможности связи вступившей недавно в эксплуатацию системы "Сирена-3".

- Все очень напоминает действия дежурной смены космического Центра управления полетом, хорошо знакомые по многочисленным телерепортажам.

- Это, действительно, так, с той лишь разницей, что ЦУП руководит действиями одного экипажа, а ИАСРВ держит под контролем все оснащенные этой системой воздушные суда в зоне ответственности наземного пункта управления. В случае возникновения особой ситуации на борту радиообмен автоматически переводится на резервный канал связи и становится непрерывным. На мониторе высвечивается вся необходимая информация с борта. При этом происходит автоматизированное накопление банка данных о техническом состоянии воздушного судна, что позволяет после посадки проводить целенаправленный поиск и исправление отмеченных неисправностей, экономя время и труд обслуживающего персонала. Оборудование для ИАСРВ отечественное, его производство организовано на одном из специализированных предприятий в Курске.

- Сколько будет стоить при серийном изготовлении ваша система?

- Около сорока тысяч в долларовом эквиваленте. Обоснованные расчеты показывают - затраты окупаются в течение первого года эксплуатации. Не надо забывать, что система может быть с успехом использована не только в полете. Найдется ей применение и на земле для создания пилотажного тренажера с соответствующим программным обеспечением и оборудованием, воспроизводящим так называемое закабинное пространство. Это то, что летчик видит со своего рабочего места. Серийные наземные пилотажные тренажеры, к сожалению, малочислены и дороги, а ИАСРВ вполне их заменяет. Самолет при этом находится на стоянке или в ангаре под током от внешнего источника, гидросистемы также активизированы, но двигатели не запускаются.

Тренирующийся экипаж находится в кабине и работает с органами управления как в обычном полете. Усилия от них "прочитываются" компьютером моделирования динамики движения летательного аппарата с отображением всех маневров на приборной доске перед экипажем, на рабочем месте инструктора и на оживающих экранах закабинного пространства. Так происходит имитация реальных условий полета. Стоимость такого оборудования оказывается в десять раз меньше затрат на создание тренажеров обычного типа

- В ходе нашей беседы мы уже спустились "с небес на землю". Самое время поинтересоваться участием МАТК в обновлении арсенала аэродромной техники.

- Для нас решение этой проблемы связано с пополнением рядов специалистов инженерно-технических служб, где происходит естественная ротация персонала. Созданы образцы тепло-ветровых машин для очистки ВПП от снега и льда Отработавшие в небе свой ресурс реактивные двигатели монтируются на шасси грузового ЗИЛа "Бычок". Установка получилась эффективной, маневренной, с небольшим расходом топлива. Корпорация решила разместить большой заказ на изготовление машин с использованием учебной базы Егорьевского авиатехнического колледжа. Это прямая поддержка отраслевого учебного заведения, позволяющая не только увеличить число рабочих мест на нем, но и подготовить надежное пополнение наших авиапредприятий молодыми специалистами.

Не менее остро стоит вопрос и о восполнении убыли летных кадров Корпорация оказывает финансовую и материальную поддержку Ульяновскому высшему авиационному училищу, некоторым другим учебным заведениям гражданской авиации Главное же - мы рассматриваем возможность планового распределения выпускников на вакантные места в авиакомпаниях, входящих в МАТК "Русавиа".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer