- Сергей Викторович, в начале этого года, в беседе за "круглым столом" журнала были сформулированы основные направления работы Транспортной Клиринговой Палаты. Речь шла о путях выхода из экономического кризиса, об обеспечении стабильности деятельности ТКП, о решении, наконец, перспективных задач, касающихся развития системы взаиморасчетов. Давайте подведем итог: что из намеченного удалось реализовать?
- Первое и главное, пожалуй, то, что в тяжелейшей экономической ситуации Транспортной Клиринговой Палате удалось выстоять. Ни одна работавшая с нами авиакомпания не потеряла ни рубля. Деньги перечислялись перевозчикам стабильно, в соответствии с технологией, был обеспечен контроль за деятельностью сотрудничающих с Палатой агентств, заложена прочная база для, как думается, успешной работы и в новом году. Нам удалось сохранить костяк высококвалифицированных специалистов и продолжить развитие всей системы взаиморасчетов. Благодаря этому сегодня имеем возможность вплотную заниматься ее новым программным обеспечением, которое, на наш взгляд, позволит значительно улучшить всю систему взаиморасчетов, расширить ее функциональные возможности.
Надо сказать, что на протяжении многих лет Транспортная Клиринговая Палата очень тесно сотрудничала с Институтом коммерческих систем на воздушном транспорте (ИКСВТ). Эта организация стояла у истоков создания системы взаиморасчетов, специалисты института внесли очень большой вклад в то, чтобы она работала продуктивно. Увы, в этом году нам не удалось договориться с руководством ИКСВТ о продолжении сотрудничества, а потому всю работу по созданию нового программного обеспечения пришлось на тендерной основе предложить ряду других научно-производственных организаций, некоторым авиакомпаниям, у которых, как нам представляется, имелась для того достаточно серьезная база. Тендер выиграла организация "КОМТЕХ-Н" - разработчик "Сирены-2000", системы управления отправками и ряда других АС, успешно эксплуатирующихся сегодня на воздушном транспорте. Перед фирмой "КОМТЕХ" ставим очень широкие задачи: нам необходима четкая взаимосвязь между всеми участвующими в авиационном процессе системами: резервирования, управления отправками, доходами, системами обработки контрольных агентских и полетных купонов. Они должны работать в единой технологической цепочке, чтобы авиакомпании могли использовать их для прогнозирования своей финансовой, организационной деятельности. Большой и очень интересный проект.
Следующим нашим достижением считаю внедрение проекта организации продажи авиабилетов по пластиковым кредитным картам. Ведь хотим того или нет, но рынок России движется к международным стандартам, технологиям и сегодня часть клиентов авиакомпаний уже готовы расплачиваться за проданные авиаперевозки по кредитным картам. Для реализации этого достаточно большого проекта мы даже создали в ТКП специальное подразделение. Работа идет успешно, несколько десятков агентств и авиакомпаний уже оперируют на рынке с пластиковыми картами. Мы не видим каких-либо проблем в разработке данного проекта и в будущем.
В 1999 году нам наконец-то удалось найти взаимопонимание с такими, например, организациями, как Министерство обороны РФ. На протяжении ряда лет это ведомство либо вообще не расплачивалось за проданные авиаперевозки, либо делало это с большими задержками, что, естественно, снижало доход авиакомпаний. Нам удалось продумать технологию работы с Министерством обороны, позволяющую авиакомпаниям в течение достаточно короткого времени получать деньги за выполненные воинские перевозки. Пока что по ней работают полтора-два десятка авиакомпаний, но в новом году число их значительно увеличится.
- Сергей Викторович, сейчас в Транспортной Клиринговой Палате завершена работа по созданию концепции развития рынка реализации авиатранспортных и туристских услуг в Москве. Что она собой представляет?
- Началом этой работы послужила концепция реструктуризации системы резервирования авиационных перевозок. Действительно, по заданию и под эгидой правительства Москвы такая концепция была нами разработана. Практика показала, что она необходима не только нашему городу, но и всей России. Потому данная концепция является своего рода базой для создания, возможно, федеральной программы. Эту работу будем продолжать, причем хотелось бы делать ее вместе с Федеральной службой воздушного транспорта. Думается, концепция может заинтересовать и другие государства Содружества, поскольку проблемы развития авиатранспортных услуг и туризма везде стоят достаточно остро и везде примерно одинаковы.
Да, создание подобной концепции - в общем-то, новое и не свойственное профилю работы ТКП направление. Но квалификация наших специалистов настолько высока, что позволяет продвигаться в нем очень успешно.
Деятельностью Транспортной Клиринговой Палаты заинтересовалось еще одно серьезнейшее ведомство - Государственный Фонд по социальному страхованию. Дело в том, что технология, по которой работает Фонд, не позволяет должным образом контролировать деятельность его региональных подразделений, в частности, эффективно реализовывать ресурсы мест санаторно-курортных учреждений. Перспектива сотрудничества с Фондом по социальному страхованию нас заинтересовала. Нет особой разницы между ресурсами мест в самолете или же на курорте, в санатории. Поэтому мы хотим создать технологию, позволяющую, во-первых, вести продажу авиаперевозок и путевок в здравницы одновременно через кассы агентств, во-вторых, гибче использовать коммерческие интересы авиакомпаний. Заключив договора с рядом санаториев, сделав льготный тариф при одновременной покупке билета и путевки, авиакомпания получает дополнительные возможности для работы на рынке. В итоге же выигрывает пассажир. Используя автоматизированную систему, которую еще предстоит создать, он получит информацию, где именно предоставляется необходимое ему лечение и как туда добраться. Мы думаем о том, чтобы создать даже нейтральный ваучер, или нейтральную путевку для одновременной продажи перевозки и места в здравнице. Готовы разработать систему взаиморасчетов по таким ваучерам и контроля.
- Из сказанного Вами видно, что Транспортная Клиринговая Палата находится как бы в непрерывном творческом поиске на рынке услуг.
- Мы вынуждены делать это, так как задача системы взаиморасчетов в России и государствах Содружества - укрепить свои позиции. Этой цели можно добиться, лишь постоянно расширяя спектр предоставляемых услуг. И вот тому еще один пример: приступаем к анализу проекта продажи авиажелезнодорожных перевозок, чтобы агентства могли с одного пульта и на одном бланке реализовывать места, как на самолет, так и на поезд. Здесь, в принципе, ничего нового нет, и на вокзале, скажем, в Нью-Йорке, вам продадут и железнодорожный билет до Вашингтона и одновременно авиаперевозку от Вашингтона до Москвы. Все на одном бланке. У нас есть возможность создать подобную систему и технологию работы с ней. Трудности не в этом, а во взаимодействии ведомств. В гражданской авиации такая система уже успешно работает. В Министерстве путей сообщения проблема взаиморасчетов решается иначе. Тем не менее, очень хотелось бы взяться за эту работу, которая по сути своей весьма перспективна и, опять-таки, будет служить интересам как пассажиров, так и перевозчиков.
Следующий проект, который в уходящем году начали активно развивать и которому посвящен целый раздел в упоминавшейся выше концепции, - продажа гостиничных услуг. Как в Москве, так и в других городах России проблема эта стоит достаточно серьезно. Дорогие отели в рекламе не нуждаются, но они и не каждому по карману. Сейчас много более дешевых гостиниц, да о них никто не знает. Создав систему бронирования гостиничных услуг с использованием опять-таки нейтрального ваучера, могли бы предложить ее агентствам, авиакомпаниям. В выигрыше остались бы и те и другие, а главное - пассажир.
- А что из намеченного Вам не удалось реализовать в 1999 году?
- К сожалению, не смогли развить работу по созданию авиационной распределительной системы, позволившей бы объединить те проекты, о которых говорилось выше. Это обязательно нужно делать, чтобы любой нейтральный агент мог с пульта работать по предоставлению всего комплекса услуг - от перевозки до бронирования гостиниц. Задача достаточно серьезная. Однако Транспортная Клиринговая Палата может за нее взяться лишь в том случае, если получит одобрение перевозчиков, поскольку именно они финансируют систему взаиморасчетов. По данной проблеме положительного решения в 1999 году принято не было.
Не удалось нам в уходящем году активно продвигать проект и по взаиморасчетам за грузовые авиаперевозки. Минувшей осенью мы провели ряд встреч с агентами, занимающимися грузовыми перевозками, с самими перевозчиками. Все понимают, что это сегодня белое пятно, что рынок должен работать по правилам, и готовы с нами сотрудничать в создании системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам. Надеемся, что в 2000 году этот проект начнет-таки наконец реализовываться.
- Как строились отношения Транспортной Клиринговой Палаты с авиаперевозчиками, агентствами, другими организациями воздушного транспорта?
- В этом году прошла конференция, на которой присутствовали сотни участников системы взаиморасчетов, принявшие ряд архиважных документов. В первую очередь - это новая редакция Положения о системе взаиморасчетов, проект которого публиковался, кстати, и в журнале "Гражданская авиация".
В чем принципиальное отличие новой редакции от действующего Положения? В нем было определено, что стратегическое и политическое развитие системы взаиморасчетов решается на уровне Совета Директоров ТКП. Однако поскольку финансирование системы осуществляют все авиакомпании, то в новом Положении сделан акцент, что решения по ее развитию принимаются Наблюдательным Советом и являются обязательными для исполнения. Эта поправка, внесенная в новую редакцию Положения, позволит авиакомпаниям более активно принимать участие в развитии системы взаиморасчетов. Важная она и для Исполнительной Дирекции ТКП, поскольку ей будет проще работать по выполнению решений, принятых Комитетом перевозчиков, Наблюдательным Советом. В новом Положении записан также пункт о том, что членами комитета перевозчиков должны быть генеральные директора авиакомпаний или, в крайнем случае, их заместители. Это, на наш взгляд, усилит политическое влияние авиаперевозчиков на развитие системы взаиморасчетов. Есть в новом Положении и ряд других пунктов, которые кардинально меняют ситуацию на рынке продаж авиаперевозок в нейтральной среде.
В этом году Транспортная Клиринговая Палата активно сотрудничала с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), Межрегиональной ассоциацией руководителей авиапредприятий (МАРАП) и принимала участие в деятельности этих структур. Как в одной, так и в другой организации присутствуют авиакомпании, а потому мы обязаны реагировать на решения, принимаемые АЭВТ либо МАРАП, помогать в их выполнении.
Очень важная веха уходящего года - решением Федеральной службы воздушного транспорта России функции Центра расписания и тарифов (ЦРТ) были переданы из Главного агентства воздушных сообщений в Транспортную Клиринговую Палату. Теперь ТКП под эгидой АЭВТ активно работает и в области координации тарифов. У нас достаточно серьезные проекты по развитию ЦРТ НСАВ и это будет одним из главных направлений деятельности Палаты в 2000 году. Ведь расписание, тарифы, особенно стыковочные - краеугольный камень деятельности авиакомпаний. Мы остро почувствовали это недавно на примере двух российских авиаперевозчиков, которые, практически не конкурируя друг с другом, работали параллельно и автономно и несли при этом убытки. Мы готовы подключиться к составлению стыковочных расписаний и тарифов, что позволит авиакомпаниям привлечь большее число пассажиров.
Совместно с Федеральной службой воздушного транспорта России ТКП активно работала еще по одному, с нашей точки зрения, важному проекту - выработке Федеральных авиационных правил по сертификации организаций по продаже пассажирских и грузовых перевозок. Для этого пришлось изучить достаточно большой опыт других стран. С нашей точки зрения Федеральные авиационные правила по данному вопросу получились достаточно серьезными и охватывают все области деятельности тех или иных структур, которые занимаются продажей перевозок. Эти правила прошли аккредитацию и утверждены в Минюсте России.
- Касаются ли они сертификации непосредственно самих агентств по продаже авиаперевозок?
- Организация сертификации агентств - второй этап нашей работы. Для чего это нужно? Сертификация позволит оградить рынок от недобросовестных агентств. Пока что продажей перевозок нередко занимаются дилетанты, и мы видим это, чувствуем. Поэтому в плане превращения его в мировой центр расписания было принято решение приостановить аккредитацию агентств при Транспортной Клиринговой Палате и приступить к большой работе по проверке их деятельности. Комитетом перевозчиков нам поручено переработать положение об аккредитации, ужесточить требования к агентствам, чего, кстати, потребовали и они сами. Ведь рынок продаж авиаперевозок невелик, сразу видно, кто и как работает, дилетант это или профессионал.
И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой - в отрасли очень мало настоящих специалистов - менеджеров по продаже авиаперевозок. Даже выпускник МГТУ ГА зачастую не знает, что такое система взаиморасчетов, система резервирования, Воздушный Кодекс, как составляется договор между авиакомпанией и агентством. Думаю, настала пора в отраслевых учебных заведениях вводить на коммерческой основе спецкурсы по продаже авиаперевозок с выдачей сертификата.
Вообще, надо сказать, сертификация - достаточно серьезный механизм, позволяющий кардинально и качественно улучшить работу структур, продающих авиаперевозки. При ТКП уже создан Центр по сертификации агентств, и свой опыт мы готовы передать авиационным властям любого из государств Содружества...
- Тем более что проблема квалифицированной продажи авиаперевозок существует, видимо, и у них?
- Естественно. Надо сказать, что после распада общесоюзной системы гражданской авиации рынок остался без многих общих правил, по которым раньше работали авиационные предприятия. Взять, к примеру, ту же область продаж перевозок. Раньше в гражданской авиации существовал документ, который назывался "Руководство по бронированию РБГА-83". Он очень подробно определял правила и организацию, регулирующие продажу перевозок. Но они основывались на законодательной базе бывшего СССР, на структуре МГА и потому, естественно, сегодня устарели. Но рынок-то нуждается в подобных правилах! Поэтому перевозчиками было принято решение о разработке их новой редакции, что и было поручено ТКП. Мы занялись этим вопросом, но работа оказалась очень сложной, и говорить о том, что она близка к завершению, пока нельзя. Будем ее продолжать в новом году, и надеемся создать документ хотя бы для первого чтения, отвечающий интересам всех структур, участвующих в авиатранспортном процессе.
Подводя итог уходящему году, еще раз хочу подчеркнуть: несмотря на объективные трудности, связанные с нестабильностью российской экономики, система взаиморасчетов продолжала работать без сбоев, получила в определенной степени свое дальнейшее развитие. Это, считаю, еще раз подтвердило ее жизнеспособность, необходимость, огромные потенциальные возможности.