Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью





5 ноября 1999 года : Михаил Дмитрук


Нашему Военно-воздушному Флоту предоставлена возможность умереть. Денег, которые дает государство, уже не хватает для продления его жизни. Но, вопреки этому, флот пополняется новыми - лучшими я мире самолетами. Откуда они берутся?

        Почему концерн "Штурмовики Сухого" занимается благотворительностью?

Нашему Военно-воздушному Флоту предоставлена возможность умереть. Денег, которые дает государство, уже не хватает для продления его жизни. Но, вопреки этому, флот пополняется новыми - лучшими я мире самолетами. Откуда они берутся? Оказывается, их покупают некоторые авиационные заводы на деньги, вырученные от продажи других машин и услуг. В результате такой благотворительности недавно в России появились несколько противотанковых Су-25, которые не имеют мировых аналогов. Чем объяснить беспрецедентный альтруизм наших авиастроителей, которые за свой счет укрепляют обороноспособность страны? Чтобы найти ответ на этот волнующий вопрос, я встретился с президентом научно-производственного концерна 'Штурмовики Сухого", главным конструктором самолета Су-25 Владимиром Бабаком.

        - Есть такая болезнь - главный конструктор, - сказал Владимир Петрович. - Ты начинаешь входить в нее, работая над проектом. Когда появляется готовый самолет, ты дотрагиваешься до него перед каждым вылетом и ждешь его возвращения. Словно это твой ребенок. У меня же тысяча детей - самолетов Су-25. Но я подхожу к каждому из них и определяю, как продлить его жизнь. В результате они сейчас воюют в Дагестане.

        - Телячьи нежности, скажут вам прагматики. Мол, вашим самолетам уже двадцать лет - им пора на свалку. У них низкие скорость и высота полета, они не могут решать многие задачи.

        - Мои штурмовики решают те задачи, которые надо решать. Для боевого самолета главное не высота и не скорость, а способность уничтожить цели противника. Например, у Су-25 восемь подвесок для бомб и ракет. Раньше критики говорили мне, что это очень много. Но их заставил умолкнуть Афганистан.

        Я пролетел туда вместе с нашими летчиками - 23-летними ребятами, которые годились мне в сыновья. Стал объяснять им возможности Су-25. А они смотрят мне в глаза и молча спрашивают: "Владимир Петрович, мы вернемся живыми из боя?"

        Когда наш самолет нырял в ущелье, по нему начинали стрелять .дущманы. В прилетевших было до 150 пробоин. А невернувшиеся, наверное, получили еще больше. Несколько самолетов было сбито в первый месяц войны.

        Я до сих пор вижу лица ребят, не вернувшихся на моих самолетах. Меня не утешают слова Александра Руцкого о том, что я дважды спас ему жизнь: машину разрывало в клочья, но он оставался цел благодаря бронированной капсуле для летчика. Все эти ребята попали в беду. Я не смог сделать их неуязвимыми.

        Меня вызвало высокое начальство: "Если не обеспечишь безопасность Су-25, то не будешь главным конструктором".

        - Насколько я помню, вы блестяще решили эту задачу: ракеты противника стали поражать ложные цели, которые выпускал самолет?

        - Да, но придумать это было непросто. Я приехал в КБ, позвал своих ребят и сказал: "Будем сидеть в этой комнате, пока не найдем решения". Закрыл изнутри дверь, а ключи выбросил на улицу.

Четырнадцать часов мы раскидывали мозгами. Но решение оказалось гениально простым: ложная цель. Маленькие ракетки будут сбиты, а самолет останется цел.

        - Вы хотите сказать, что Су-25 способны по-прежнему побеждать противника?

        - Еще как! Например, у нас есть противотанковые самолеты, которые не имеют аналогов в мире. У каждого - шестнадцать ракет, способных пробить броню метровой толщины. Уникальная оптическая система обнаруживает цель на расстоянии десяти километров и увеличивает ее на экране в 25 раз. Летчик наводит прицел на танк, нажимает кнопку. И может забыть о нем. Уникальная система лазерного управления корректирует весь полет ракеты и обеспечивает ее попадание в башню. Эта система может одновременно вести несколько ракет к разным целям. И точность попадания будет полметра на расстоянии десяти километров!

        А при бомбометании эта же система делает все расчеты и управляет самолетом так, что бомба попадает "в десятку". На такой умной машине любой летчик сможет работать после 2-3 тренировочных полетов.

        Такого больше нет нигде в мире. А у нас противотанковые Су-25 уже прошли все испытания и готовы вылететь в любой район боевых действий. Но есть машины и для выполнения других задач - не менее интересных...

        - Что показал прошедший недавно Международный авиакосмический салон - будут ли иметь спрос штурмовики Сухого?

        - Раньше многие иронизировали: кому нужен этот ишачок под названием штурмовичок? То ли дело - могучий красавец Су-27, или "Беркут". Но когда мода на такие самолеты пройдет, люди смогут трезво оценить достоинства наших машин. И мы свое возьмем.

        Было время, когда никто не хотел делать Су-25. Но кто-то подписал решение - а тут война в Афганистане. И мы стали клепать их сотнями. Сразу купил Ирак, потом другие страны... Как видите, жизнь полна неожиданностей.

        На салонах любят показывать сверхманевренные самолеты. Но один такой красавец стоит 30 миллионов долларов, а сбить его можно ракетой в тысячу долларов.

        - Выход указали американцы: надо делать самолеты невидимыми для локационных установок...

        - Да, но американский "Стеллс" - это большие размеры и вес, низкая скорость и маневренность. Он может быть разве что ночным разведчиком. Наш "Беркут" тоже хотят сделать под "Стеллс". Но зачем? Ведь днем любого "невидимку" можно разглядеть километров за 12. Ракета же летит гораздо дальше Ночью же можно создать невидимость для локаторов другим способом.

        - Неужели и вы научились делать самолеты невидимыми?

        - Конечно. Недавно мы провели глубокую модернизацию Су-39 и установили на нем так называемую систему оптико-электронного подавления. Она создает помехи в эфире, и в результате на экране локационных систем исчезает изображение самолета. Он становится для них невидимым.

        - Но, извините, из самолета вырываются горячие газы. Этот тепловой канал хорошо видят инфракрасные приборы.

        - Именно так, но мы имеем систему, которая создает помехи и в этом канале. Самолет становится невидимым для любых локаторов! Это и есть наш скромный ответ на грандиозную программу "Стеллс".

        - А у американцев есть подобные системы подавления? '

        - Есть, но они стоят на очень немногих гражданских самолетах - наиболее важных: например, для президента. А мы поставили нашу систему на обычных боевых самолетах.

        ...Я родился перед второй мировой, не раз был под бомбежками. И знаю, что такое настоящая война. Мне хорошо известно: пока не защитишь свой народ, он будет оставаться изгоем. Я создаю свои самолеты для того, чтобы этих ужасов больше не повторилось.

        - Допустим, ваши самолеты - лучшие в мире. Но Россия терпит поражение в экономической войне. На что вы надеетесь в такой ситуации?

        Я основал концерн "Штурмовики Сухого" для того, чтобы иметь возможность маневра. Мы можем получать деньги от любой деятельности для того, чтобы создавать новые самолеты.

        Например, Cy-2S начали выпускать в Тбилиси. Мы успели вывести в Россию несколько машии перед тем, как развалился Советский Союз. Надо было налаживать производство в России, но денег нам на это государство не давало. И тогда наш концерн стал выпускать эти штурмовики в Улан-Удэ на собственные деньги. Я просто собрал директоров 47 предприятий, входящих в концерн, и попросил их... работать бесплатно. Сначала ребята сопротивлялись: "Ты что, Петрович, обалдел?" Но потом они согласились, что так надо.

        - Нельзя же все время работать бесплатно! В противном случае вам грозит разорение. На чем зарабатывает ваш концерн?

        - Для того и существуют мозги, чтобы, находить выход из любого положения. Наше государство не дает денег? Но я придумал новую инструкцию летчику - упрощенную - и продал ее Украине за 60 тысяч долларов. Потом сделал новый регламент обслуживания самолетов - за него готовы заплатить белорусы. И так далее.

        Сейчас сложилась очень интересная ситуация, которой надо воспользоваться. Россия и все страны СНГ имеют свои штурмовики. Я договариваюсь с каждой из них: "Ребята, вам что надо?" И деньги за свои услуги я отдаю на создание новых штурмовиков.

        - Но другие авиационные фирмы лежат поверженные. И отдельные направления в вашем ОКБ начинают чахнуть - за исключением разве что "Штурмовиков Сухого". Если, не дай Бог, все потонут, а вы останетесь на плаву, можно ли будет вашими самолетами прикрыть Россию?

        - Пожалуй, да. Су-25 - единственный самолет, способный это сделать. Недавно исполнилось 40 лет, как я в авиации и 16 из них провел в ее центральном аппарате. Я работал в нем с 1965 по 1981 год, когда создавались все основные типы самолетов. Су-27, МиГ-29, Як-42 и другие боевые машины прошли через меня, я подписывал на них все документы. И видел раньше других, как начали расстраиваться дела на разных фирмах.

        Вернувшись в ОКБ Сухого, я знал, что делать в этой ситуации. Нужно создать штурмовик, который будет выполнять задачи максимально: и по земле, и по морю, и по воздушным целям Если сохранятся остальные самолеты - слава Богу. Если нет, то их задачи будут выполнять мои Су-25. Россия должна иметь надежную защиту.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer